Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения использования технологий индивидуализации как условия обеспечения освоения учащимися с ОВЗ содержания учебных предметов 5
1.1Сущность индивидуализации образования в современной школе 5
1.2Индивидуализация обучения как фактор повышения качества образования учащихся с ОВЗ 9
Глава 2. Применение технологий индивидуализации как фактор успешного освоения содержания учебных предметов учащимися с ОВЗ 16
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 16
2.2 Результат опытно-экспериментальной работы 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Читать дальше
Современное состояние общества характеризуется неуклонным ухудшением здоровья детей и подростков России. Постоянное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов, детей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями) требует от современной системы образования изменения отношения в пользу данной категории обучающихся. Социальная защита учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна заключаться в создании благоприятных условий для получения ими полноценного образования.
Индивидуализация - проведение анализа индивидуальных особенностей и подбор индивидуальной программы обучения, а также разработка индивидуального пути развития для достижения максимально возможного результата у ученика.
Сущность индивидуализации образования состоит в том, что такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личностные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность учения.
Индивидуализацию обучения является одним из факторов повышения качества образования учащихся с ОВЗ. Для этого в первую очередь, речь идет об индивидуализации подходов к обучению, в частности, о подборе условий организации обучения, об индивидуализации формы выполнения заданий, о выборе оптимальных способов и сроков представления результатов, о качественном подходе при оценивании результатов.
Работа над индивидуализацией подходов к обучению требует от педагога наблюдательности, терпения и внимания к ребенку с особыми образовательными потребностями. Однако единожды собранная «копилка» способов и методов индивидуализации обучения позволит с успешностью обучать любого ребенка в условиях общеобразовательной школы.
Максимально раскрыть возможности каждого ребенка и создать условия для его развития мне позволяет использование технологии индивидуализации обучения. Здесь приоритетными являются индивидуальный подход и индивидуальная форма работы. Данную технологию принято считать проникающей технологией, так как индивидуальный подход, как принцип обучения осуществляется во многих технологиях.
Таким образом, разработанный в обучении индивидуальный подход сводится чаще всего к разделению обучающихся на сильных, слабых, подготовленных и не очень, к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала, подведению в конечном итоге к одному «знаменателю». Технология индивидуализации способствует личностному росту ребенка, что очень важно в системе дополнительного образования.
Читать дальше
1. Коробейников И.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2016.–No3.–С. 3–9
2. Кузьмичева Т. В., Афонькина Ю. А. Разработка адаптивных педагогических инструментов как средства индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 12 (декабрь). – С. 35–46. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221084.htm.
3. Почтарева Т. С. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. С. Почтарева // Инновации в естественнонаучном образовании. материалы X Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. - 2018. - С. 254–256.
4. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: Изучение и психокоррекция / Под ред. Проф. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
5. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012 — 84 с.
6. Сафонов В. И. Информационные технологии в системе педагогических технологий / В. И. Сафонов // Современные информационные технологии. Теория и практика. - 2018. - С. 129–13
7. Сафонов В. И. Информационные технологии и педагогические технологии / В. И. Сафонов // Современное образовательное пространство: новые методы и технологии. - 2017. - С. 136–141.
8. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом / Селевко, Г.К. - М.: НИИ школьных технологий, 2016. - 208 с.
9. Соловьева Т.А. Системный подход к организации процесса включения младших школьников с ограничен-ными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: монография. –М.: МПГУ, 2018.–160 с.
10. Халматов Р.Р. Новые педагогические технологии как основная часть образовательного процесса / Р.Р. Халматов // Интернаука. - 2017. - № 1–1 (5). - С. 50–5
Читать дальше