ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ 4
1.1 Таможенные органы: понятие, цели, задачи и функции 4
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных органов России 6
1.3 Анализ организационной структуры таможенных органов 9
2 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 13
2.1 Анализ результатов деятельности таможенных органов 13
2.2 Проблемы развития таможенных органов России и пути их решения 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……….….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 23
Читать дальше
Таможенные органы - это государственные органы, ответственные за контроль и регулирование перемещения товаров через границу. Целью деятельности таможенных органов является обеспечение безопасности и законности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, поддержание порядка в торговле и сбор необходимых средств для государства. При этом сотрудники таможни реализуют разные функции, включая правоохранительную и фискальную. Нормативно-правовое регулирование деятельности таможни происходит при помощи международных актов и национального законодательства, которое включает законы, постановления правительства и нормативные акты таможенных органов. Таможенное законодательство ориентировано на обеспечение правильного функционирования и контроля за перемещением товаров через таможенную границу, а также обеспечение защиты экономических и национальных интересов страны.
ФТС России имеет в своем составе РТУ, таможни, таможенные пост и другие подразделения. Каждое подразделение имеет собственного руководителя. Сотрудники таможни должны быть компетентны при выполнении своих обязанностей. Все полномочия таможенных органов регулируются нормами таможенного права. При этом стоит обратить внимание на тот факт, что нормативная база включает два вида источников права международные и национальные. Правовой статус сотрудника таможенных органов составляют следующие элементы: должность, функции, полномочия и гарантии их реализации, юридическая ответственность. Сущность основной деятельности таможенных органов формируют исполнение ими функций по реализации задач таможенного дела. При этом для реализации данных функции они должны четко следовать нормам права. Задачи, которые стоят перед таможенными органами, определены в национальном законодательстве.
Большая часть положений указанных в плане развития таможни была выполнена раньше установленного времени. При этом в рамках реализации задач активизировался процесс перехода к новым цифровым технологиям, например, увеличилась доля электронного декларирования. Из данных статистики следует, что благодаря эффективной работе сотрудников таможни растут таможенные платежи и выявляются нарушения таможенного законодательства.
В процессе предоставления таможенных услуг могут формировать некоторые проблемные вопросы. Как правило, такие сложности связаны с несовершенством законодательства, слабым руководством, отсутствием эффективной системы оценки качества предоставляемых услуг, низким уровнем взаимодействия с различными правоохранительными органами, а также в целом не соответствующей профессиональной квалификацией сотрудников таможни. Решать такие проблемы нужно не только на отдельных постах, но и разработать полноценную систему для оценки качества таможенных услуг и выявлению проблем их предоставления.
Для совершенствования работы таможенных органов, а именно таможен важно использовать новые информационные технологии и изменять особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Также следует обратить внимание на систему социальной защиты сотрудников, что поможет стимулировать их к результативному выполнению своих обязанностей. Перспективным направлением является и изменение работы СУР, что поможет упростить таможенное оформление. Для повышения качества таможенных услуг ФТС России проводит проверки работников, а также занимается обучением. Кроме того, с появлением ЦЭД сократилось количество таможен и таможенных постов.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. и доп. от 01.07.2020). – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/ (Дата обращения: 13.12.2023).
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973(ред. от 26.06.1999). – https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=106124&demo=1 (Дата обращения: 13.12.2023).
3. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (ред. от 09.06.1977). – https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=INT&n=15037&demo=1 (Дата обращения: 13.12.2023).
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)( ред. от 29.05.2019). – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380602/ (Дата обращения: 13.12.2023).
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 10.07.2023). – https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=451736&demo=1 (Дата обращения: 13.12.2023).
6. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» ( ред. от 10.07.2023). – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_451850/ (Дата обращения: 13.12.2023).
7. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 24.07.2023). – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452895/ (Дата обращения: 13.12.2023).
8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( ред. от 19.12.2022). – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433452/ (Дата обращения: 13.12.2023).
9. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 27.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. –Ст. 945.
10. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 21.01.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. –№ 22. – Ст. 2754.
11. Приказ ФТС России от 20.09.2021 № 797 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении» (ред. от 21.11.2022). – https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=434523&demo=1 (Дата обращения: 13.12.2023).
12. Приказ Федеральной таможенной службы от 20.09.2021 № 798«Об утверждении Общего положения о таможне». – https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=434525&dst=1000000001&demo=1 (Дата обращения: 13.12.2023).
13. Приказ ФТС России от 20.09.2021 № 799«Об утверждении Общего положения о таможенном посте». – https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=399148&demo=1 (Дата обращения: 13.12.2023).
14. Афонин, П. Н. Деятельность таможенных органов в условиях цифровой экономики / П.Н. Афонин // Бюллетень инновационных технологий. – 2018. – Том 2. – № 4(8). – С. 17-24.
15. Бойкова, М.В. Трансформация организационной структуры таможенных органов в условиях развития Центров электронного декларирования / М.В. Бойкова, А.С. Кушнир. – Текст : непосредственный // Экономические системы. – 2021. –Т. 14. № 2. –С. 39-50.
16. Бондаренко, А.О. Тенденции развития организационной структуры таможенных органов в условиях перехода к цифровой таможне / А.О. Бондаренко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. –2021. –№ 3 (44). –С. 18-25.
17. Гомон, И.В. Оценка управления качеством предоставления таможенных услуг / И.В. Гомон // International Journal of Humanities and Natural Sciences. – 2021. – № 5-2 (56). – С.115-120.
18. Клушина М. А. Совершенствование системы управления рисками в механизме контроля таможенной стоимости / М. А. Клушина //Академическая публицистика. –2021. – № 5. –С. 228-234.
19. Коновалова, В. А. Совершенствование администрирования таможенных платежей с применением современных информационных технологий / В. А. Коновалова // Сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза, 2020. – С. 127-130.
20. Куракин, В.С. Организационная структура таможенных органов Российской Федерации / В.С. // Молодой ученый. –2021. –№ 22 (364). –С. 335-337.
21. Назарова, А. С. Совершенствование системы профилактики нарушений таможенного законодательства с использованием цифровых технологий / А. С. Назарова // Международная экономика. – 2021. – № 9. – С. 692-699.
22. Таможенная служба в 2022 году: ежегодный сборник. – М.: ФТС России, 2023. – 94c.
Читать дальше