Проведенное исследование мотива и цели преступления как признаков субъективной стороны, анализ их содержания и форм проявления, изучение их роли при квалификации преступления и назначении наказания дало нам возможность сформулировать следующие выводы.
1. Разнообразные толкования мотива преступления свидетельствуют о том, что в теории уголовного права нет единого мнения относительно того, что понимать под мотивом преступления. На наш взгляд, мотив преступления должен отражать следующие основные свойства (признаки):
– мотив носит волевой и осознанный характер;
– в основе мотива лежит, система г потребностей человека (как искаженных, так и нормальных), среди которых наблюдается явное преобладание естественных и материальных над духовными;
– мотив носит субъективно-объективный характер, так как пребывает в постоянном развитии, изменении и преобразовании под влиянием внутренних и внешних факторов.
2. Цель преступления всегда конкретна, но действительный результат деятельности может отличаться от поставленной цели в большую или меньшую сторону, выступая как недовыполненная цель или перевыполненная цель. Выяснив соотношение первоначальной цели с фактически достигнутым результатом, можно сделать вывод о направленности умысла правонарушителя и степени его реализации.
Изложенное позволяет выделить следующие признаки цели преступления:
– цель основана на антисоциальных и антиобщественных ценностях преступника;
– цель появляется благодаря появлению мотива;
– цель основана на представлении преступника о будущем вредоносном результате, является конкретной, но не всегда в полной мере реализуется субъектом.
3. Преступные мотивы и цели – это юридические значимые признаки, входящие в субъективную сторону преступления, которые по своему психологическому содержанию тесно связаны между собой, но характеризуют различные стороны волевого процесса. Неточность при их разграничении может привести к неверной квалификации и препятствовать соблюдению законности при отправлении уголовного правосудия.
Вышеизложенное показывает, что мотив и цель действительно, имеют особое значение в рамках уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем, будучи факультативными признаками субъективной стороны, мотив и цель не оказывают решающего влияния на процесс квалификации преступления. Ранее было отмечено, что при квалификации содеянного необходимо установить, соответствуют ли признаки совершенного деяния признакам состава преступления, которые предусмотрены диспозицией статьи Особенной и некоторыми нормативными предписаниями Общей части УК РФ.
Очевидно, что если мотив и цель не предусмотрены диспозицией конкретной статьи Особенной части, то сопоставление фактических мотивов и целей с теми, что содержатся в рамках установления названного юридического соответствия, не представляется возможным. Как установить соответствие между фактическими мотивами и целями и упомянутыми непосредственно в тексте уголовного закона мотивами и целями, если последние отсутствуют?
Таким образом, из сущности квалификации преступлений следует, что мотив и цель будут иметь значение в данной деятельности, только если они будут предусмотрены в тексте конкретной статьи Особенной части.
В таком случае данные признаки становятся криминообразующими, их установление становится обязательным при квалификации преступлений.
Мотив также может играть роль квалифицирующего признака. Например, при квалификации содеянного как убийства, совершенного из хулиганских побуждений (п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ), необходимо установить, соответствуют ли мотивы, по которым лицо совершило убийство, указанным в тексте уголовного закона хулиганским побуждениям, то есть при квалификации выясняется, были ли побуждения лица хулиганскими. Пленум ВС РФ разъяснял, что примером подобного убийства может послужить умышленное причинение смерти без видимого повода или с использованием незначительного повода как предлога для убийства.
При отсутствии подобных побуждений и иных квалифицирующих признаков содеянное подлежит квалификации по ч.1 ст.105 УК РФ. Таким образом, считаем, что мотив также способен преобразовать квалификацию.
В исследовании вины в следственной и судебной практике обязательно установление мотива, цели, наличия волевого компонента, эмоциональной характеристики соответствующих целенаправленных действий. Не выяснив мотивов и целей совершения преступления, невозможно определить направленность умысла, причины его возникновения, является ли он заранее обдуманным или внезапно возникшим. В ряде случае отсутствие определенного мотива или цели влечет отсутствие состава правонарушения в целом. Эмоциональное состояние, мотив и цель в совокупности являются составляющими причины противоправного поведения.