ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 5
1.1 Характеристика коммуникативных умений детей в дошкольном возрасте в норме 5
1.2 Особенности коммуникативных умений детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 9
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 16
2.1. Особенности коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 16
2.2 Рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра, по развитию коммуникативных умений 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами были рассмотрены проблемы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Анализ литературы показал, что именно в период дошкольного детства закладываются основы развития речи, обогащается словарь детей, формируется звуковая культура речи детей, грамматический строй речи. Развитие речи происходит постепенно. В норме активный словарный запас у ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять около 4000 слов. В дошкольном, а позже и в школьном возрасте коммуникативные умения позволяют устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, решать повседневные бытовые задачи, овладевать новыми знаниями и опытом.
Значительные трудности в освоении общения наблюдаются у детей с расстройствами аутистического спектра. В отличие от детей с нормальным развитием, у детей с расстройством аутистического спектра имеются затрудненя в социальном взаимодействии и коммуникациях. Общими для всех расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста являются три признака – «аутистическая триада» симптомов: трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития. Сложности коммуникации у таких детей приводят к проблемам в социализации, получении необходимого воспитания и образования, личностного развития, что подтверждает актуальность проблемы изучения особенностей общения детей с РАС и поиска оптимальных путей, методов и приемов развития у таких детей навыков общения.
Таким образом, у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра имеется ряд особенностей, приводящих к проблемам формирования коммуникативных навыков у детей указанной категории. В их числе: глубокие нарушения социального развития; поведенческая стереотипность; речевые нарушения, которые создают барьер для использования речи в целях коммуникации. Кроме этого, отмечаются когнитивные нарушения, которые отражаются в невозможности декодирования и кодирования информации и применения символических, знаковых систем для передачи информации. Проблемой на пути усвоения коммуникативных умений является неспособность детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического к восприятию других людей как субъектов общения со своей системой ценностей, взглядов, представлений; неспособность адекватно выражать свои эмоциональные переживания и транслировать собственные эмоции партнерам по общению; повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам.
Анализ литературы показал, что при коррекционной работе с детьми с аутизмом требуется соблюдение нескольких правил, которые являются залогом эффективности такой работы. Главным методом работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является игровой метод, строгое соблюдение режима, разговаривать с ребенком на простом языке, важно использование в коррекционной работе визуальной поддержки, кроме этого нужно обязательно нужно хвалить ребенка за сотрудничество и внимание.
Читать дальше
1. Cандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Редкая птица, 2019. – 80 с.
2. Амет-Уста З.Р. Коммуникативные умения старшего дошкольника: актуальность проблемы, педагогические условия // Современные инновации. – 2019. – №3. – С. 64-67.
3. Бердник С.А. Развитие связной речи дошкольников логопедической группы в процессе реализации основных образовательных программ дошкольного образования // Проблемы педагогики. – 2019. – №4. – С.28–33.
4. Богачева М.А. Развитие коммуникации и общения у ребенка с РАС // В сборнике: Мой профессиональный стартап – 2016. – С. 22-26.
5. Голованова С.И. Детский аутизм - методы коррекционной работы // Медсестра. – 2019. – №3. – С. 24-29.
6. Гринина Е.С. Современные подходы к коррекции расстройств аутистического спектра // Инклюзия в образовании. – 2016. – №2. – С. 159-174.
7. Громова Е.В. Музыкальная терапия на занятиях с детьми аутистами // Педагогический поиск. – 2015. – №7. – С. 46-52.
8. Душницкая А.А. Анализ понятий «речь», «связная речь» в психолого-педагогической литературе // В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы теории и практики. Материалы региональной научно-практической конференции. 2017. – С. 89-92.
9. Игумнова А.Г. Методы развития вербального и невербального общения для родителей, воспитывающих ребенка с РАС // Игумнова А.Г., Атаманюк А.Н. В сборнике: Актуальные вопросы педагогики. – Пенза, 2022. – С. 61-63.
10. Иргит Ш.А., Салчак А.М. Аутичные дети. психологические и педагогические аспекты коррекционной работы с детьми страдающим аутизмом // В сборнике: Семья и дети в современном мире. Сборник материалов конференции. – Кызыл, 2022. – С. 391-393.
11. Кожанова Т.М. К вопросу об особенностях коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // В сборнике: педагогика: актуальные вопросы теории и практики. – Пенза, 2023. – С. 84-87.
12. Конева И.А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №63. – С. 161–163.
13. Лебедева О.А., Линькова М.В. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ранним детским аутизмом с помощью музыкотерапии // В сборнике: Мир детства и образование. Сборник материалов ХIII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 227-231.
14. Логунова Т.В., Методы и средства развития коммуникативных навыков у детей с РДА // В сборнике: Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2021. –С.46.
15. Мухина В.С. Психология дошкольника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 2015. – 239 с.
16. Панасенкова М.М. Особенности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами // Педагогическая перспектива. – 2022. – №2. – С. 20-27.
17. Рубан О.В. Коррекция коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра методом «хороводные игры» // V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально – психологического здоровья». – М.: МГППУ, - 2017. – С. 283 .
18. Рясная Е.И. Коммуникативные умения детей дошкольного возраста и трудности их формирования при расстройствах аутистического спектра // В сборнике: горизонты образования. Материалы I Международной научно-практической конференции. Омск, 2020. – С. 139-141.
19. Фрост Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. Издательство: Теревинф, 2018. – - 416 с.
20. Халиуллина Г.И. Особенности воспитания детей с расстройством аутистического спектра // В сборнике: Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы III студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор Д.А. Михеева. – 2019. – С. 307-308.
21. Хаустов А. В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Учебно-методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов. – 2017. – 36с.
22. Хаустов А.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие. – М., 2016. – 125 с.
23. Чарская Ю.А. Особенности развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Чебоксары, 2022. – С. 236-237.
24. Швед М.В. Особенности коммуникативной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра // В сборнике: Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки. Сборник научных трудов. Отв. редактор Л.М. Кобрина. Санкт-Петербург, 2020. С. 391-395.
Читать дальше