Детская музыкальная школа - это система дополнительного образования, которая должна быть доступна для всех желающих обучаться музыке.
Опытным специалистам известно, что диагноз, поставленный на первом или втором году обучения, может оказаться не совсем точным или даже совсем неточным на третьем и четвертом году обучения.
Способности - категория динамичная, развивающаяся, и любые фиксации в этой области всегда будут условными. Но с помощью диагностики можно наметить путь, по которому будет следовать педагог в музыкальном развитии ребенка, учитывая состояние сформированности его психологических свойств и перспективы развития музыкальных способностей. Педагогическая диагностика помогает раскрыть педагогу кто перед ним..... и каков должен быть индивидуальный образовательный маршрут, а следовательно, и методики обучения. Плох тот педагог, который учит вообще.
Диагностика остается трудной задачей и по прошествии времени, поскольку ученик вправе преподносить «сюрпризы», а педагог вправе корректировать диагноз. Способности, согласно Б. Теплову, проявляются и формируются в деятельности. Иногда складываются ситуации, что ученик, показывающий неудовлетворительные результаты на первом году обучения, развивается и прогрессирует на втором или третьем году обучения. Необходимо помнить, что у каждого ученика свой, особый темп развития способностей.
Нередки также и те случаи, когда на третьем или четвертом году обучения педагог убеждается в отсутствии исполнительских данных у ученика и делает выводы о дальнейших методах работы с этим учеником.
Именно практика обучения, а не одномоментный тест, позволяет провести процесс диагностики полноценно. То, насколько ученик способен решать поставленные задачи, и является материалом для диагностирования.
С целью развития умений создавать эмоционально-творческую атмосферу в процессе изучения русской и зарубежной музыки, развивать творческие способности учащихся многонационального класса были разработаны модели творческих заданий для учителей музыки. Например, ярко, образно, эмоционально исполнить песню или наигрыш той или иной народной традиции; представить новую исполнительскую интерпретацию музыкального произведения или фольклорного образца; придумать новый вариант драматизации народной песни; инсценировать народную легенду, предание, связанные с историей возникновения какой-либо песни или наигрыша; создать на основе композиторского или фольклорного произведения музыкально-пластические композиции; разработать творческие задания для учащихся разных возрастных категорий, способствующие пониманию школьниками культуры, обычаев, традиций разных народов и развитию толерантного к ним отношения, находить наиболее эффективные формы и способы их выполнения. Особое внимание в данном процессе следует уделять умению студентов самостоятельно переносить и комбинировать приобретенные знания, умения и навыки в новую учебно-воспитательную ситуацию.
На практических занятиях, посвященных постижению основных типологических свойств той или иной народной традиции или особенностей композиторской школы, студентам предлагается придумать хореографические движения, «созвучные» хороводным и плясовым песням, а также игровые действия для жанров детского музыкального фольклора и ориентировать их для дальнейшего использования на уроках музыки в общеобразовательной школе.
На занятиях по музыкально-историческим дисциплинам большое внимание уделяется творческому, совместно со студентами, поиску методических приемов изучения русской и зарубежной музыки, экстраполяции методов из смежных наук, например, фольклористики, музыковедения, в область педагогики музыкального образования. Это отражается в разработках уроков и внеклассных мероприятий, в процессе создания которых студенты творчески подходят к реализации существующих программ по музыке, исходя из особенностей поликультурного контингента школьников, генерируют новые идеи в изучении традиций народной мира.
В процессе изучения музыкально-исторических дисциплин у будущих учителей музыки формируется представление о том, что общение с музыкально-фольклорными произведениями и сочинениями композиторов различных культурных традиций и направлений всегда проходит как творческий процесс, основной ценностью которого является художественное достоинство произведения. Задача состоит в том, чтобы студенты осознавали, что учитель музыки транслирует языком музыкального искусства высокохудожественные образцы мировой культуры, подключая детей к процессу осмысления, переживания их содержания.
Таким образом, интеграция музыкально-исторических дисциплин позволяет не только более глубоко охватить все особенности претворения художественных стилей в разных национальных культурах, позволяет развить навыки сравнительно-сопоставительного, стилистического анализа музыкальных произведений, сформировать у студента целостное представление исторического процесса развития музыкального искусства в условиях исторической, социальной и общекультурной обстановки. Это путь к формированию личности, способной постичь красоту и ценность общечеловеческой духовной культуры, понять и оценить вклад народов мира в сокровищницу общечеловеческой духовной культуры.