ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ 5
1.1 Проблема воспитания учащихся в современной педагогике 5
1.2 Определение «воспитанности» как педагогического понятия 15
1.3 Критерии и уровни воспитанности личности 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2. Результаты исследования воспитанности учащихся 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами работы была рассмотрена проблема воспитания учащихся в современной педагогике; проанализировано определение «воспитанности» как педагогическое понятие; охарактеризованы критерии и уровни воспитанности личности; реализована практическая работа по изучению и выявлению уровня воспитанности учащихся.
В современной педагогике воспитание понимается как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. В свою очередь воспитанность определяется как свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, которые в обобщённой форме отражают систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе. Под уровнем воспитанности личности понимается наличие у человека знаний, нравственных норм и умений применять эти знания в практике его повседневного поведения. В настоящее время в основе воспитания лежит комплексный подход, в основе которого идеи целостности воспитательного процесса. Комплексность в воспитании в современной педагогике означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного воздействия и взаимодействия. Комплексный подход основан также на том, что заданные качества личности учащегося можно формировать через систему конкретных воспитательных мероприятий. Эти мероприятия также иметь выраженный комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, эстетического, нравственного, патриотического, трудового, экономического, экологического, физического воспитания в органически слитом педагогическом процессе.
Комплексный подход в современной педагогике реализуется через системное, взаимосвязанное воспитание разных качеств личности – умственное воспитание, нравственное, эстетическое, трудовое, патриотическое и т.д. Важно начинать воспитательный процесс еще в дошкольном возрасте.
В практической части работы с помощью двух методик (методика «Индекс воспитанности школьников», разработанной Н.Н. Кушнаревой и В.С. Кукушкиным и беседа) был изучен уровень воспитанности учащихся 4 классов. В результате анализа разных аспектов воспитанности учащихся было установлено, что общий уровень воспитанности – средний. Из всех показателей обращает на себя внимание лишь низкий уровень воспитанности по трудовому аспекту.
Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Ахтямов Л.Р. Понятие воспитания и его сущностная характеристика // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2019. – С.34-38.
2. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. 2-е изд., стер. Серия: Антология мысли. – М. – 2016. – 164 с.
3. Бузаров К.И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2017. – №5. – С.23-29.
4. Головнева Н.А. Трудовое воспитание младших школьников [Электронный ресурс] // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2021/article/2018025632 (дата обращения: 20.12.2023).
5. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М., 2013. – 480 с.
6. Демакова И.Д. Концепция воспитательной деятельности современного педагога с опорой на идеи Я. Корчака // Социальная педагогика. – 2018. –№2. – С. 33-45.
7. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2003. – 214 с.
8. Демина О.В. Педагогические условия воспитания эстетической культуры детей // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – №50. – С. 92-98.
9. Жесткова Е.А., Самсонова А.А. Проблемы эстетического воспитания младших школьников в современной школе // В сборнике материалов конференции: Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство. – 2019. – С. 58-60.
10. Жилина Т.И. Духовно-нравственное воспитание на уроках окружающего мира с использованием краеведческого материала // В сборнике Первой научно-практической конференции Краеведческое образование - основа становления духовно-нравственных ценностей личности. Краснодар, 2021. С. 31-38.
11. Жунисбекова Ж.А. Сущность понятий «экономическое воспитание» и «экономическая воспитанность» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 206-210.
12. Земляченко Л. В. Диагностика гражданско-правовой воспитанности младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 6. – С. 33–37.
13. Кириллова О.В. Критерии и уровни воспитанности личности // В сборнике: III Международный пенитенциарный форум "Преступление, наказание, исправление. Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. – 2017. – С. 57-61.
14. Круглов В.В. Проблемы воспитания в школе // Социальная педагогика. – 2014. – №6. – С. 60-65.
15. Куанаева М.М. Экологическое воспитание школьников // В сборнике: Современные проблемы географии. Астрахань, 2019. – С. 233-237.
16. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитания. Ростов н/Д, 2016. – 187 с.
17. Лазаренко Л.А. Нравственно-половое воспитание детей в семье // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2021. – №2. – С. 151-156.
18. Ланцева О.В. Формирование воспитанности учащихся // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 182-184.
19. Лапкина А. В. Формирование личности ребенка в педагогике Я. Корчака. Молодой ученый / А.В. Лапкина. - 2015. № 11. 1387—1390 с.
20. Ломова У.О., Мякишева М.В. К вопросу гражданского воспитания детей младшего школьного возраста // В сборнике: Детство, открытое миру. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. – Омск, 2023. – С. 113-115.
21. Михайлова Е.А. Проблемы и противоречия воспитания в современной школе // Вестник Моск. ун-та. сер. педагогическое образование. – 2021. – № 2. С.121-127.
22. Мухамбеткалиева А.К. Правовое воспитание как средство профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. – 2015. – №3. – С. 83-85.
23. Нуриева А.Р., Сычева В.Н., Мухаметова Д.Р. Методика духовно-нравственного воспитания // Вопросы педагогики. – 2020.- №5. – С. 299-302.
24. Петровский В.А. Психология личности: парадигма субъектности. Ростов на Дону, Феникс, 2014. – 227 с.
25. Семёнова И.А. Патриотическое воспитание через раскрытие личности Петра Первого // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реформы Петра Первого в области просвещения и их дальнейшее влияние на образовательные процессы в России. К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Ульяновск, 2022. – С. 165-168.
26. Сизганова Е.Ю. Теоретические аспекты экологического воспитания // Материалы Всероссийской научно-методической конференции Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры.. – 2019. – С. 4951-4955.
27. Талканбаева А.Н. Половое воспитание - как биоэтическая проблема // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2019. – №3. – С. 109-112.
28. Топилина Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема // Инновационная наука. – 2015. – Т.2. – №4. – С. 148-153.
29. Ферцев А.С. Критерии оценки уровня воспитанности учащихся Профессиональное образование. – 2015. – №2. – С. 26.
30. Фурдыло О.В. Средства нравственного воспитания младших школьников // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2021. – №13. – С. 125-132.
31. Шугаева К.Г. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках // В сборнике материалов научно-практической конференции «Ознакомление с окружающим миром в современном образовательном процессе». Ученый совет ИППО ГАОУ ВО МГПУ. – 2016. – С. 111-116.
32. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2020. – 312 с.
Читать дальше