Введение 2
1. К истории вопроса возникновения и развития института президентства 4
1.1. Институт президентства в системе органов государственной власти 4
1.2. Изменение статуса Президента России в свете конституционных поправок 9
2. Порядок избрания, прекращения полномочий Президента России и проблемные аспекты взаимодействия с другими ветвями власти 13
2.1. Порядок организации и проведения выборов президента России: проблемы и перспективы 13
2.2. Основание и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ 16
2.3. Проблемы и перспективы взаимоотношений Президента Российской Федерации с органами государственной власти 21
Заключение 26
Список литературы 28
Читать дальше
Итак, президент Российской Федерации – глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. По своему статусу в системе государственной власти глава государства не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти и фактически «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Президент обеспечивает приоритет прав и свобод человека, согласованное функционирование и взаимодействие системы органов государственной власти. Президент РФ выступает, с одной стороны, как глава государства, но с другой – как руководитель федеральных органов исполнительной власти, которые ему подотчетны. В то же время в юридической науке некоторые авторы не рассматривают Президента РФ в системе органов исполнительной власти РФ.
Вместе с тем по ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президентом РФ определяются основные направления внутренней и внешней политики государства, а Правительство лишь обеспечивает отдельные направления государственной политики в России.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взгляды по данному вопросу не сводятся к единственному верному. Законодательным органам Российской Федерации следует как можно скорее обратить внимание на недоработку нормативно-правовой базы и предпринять меры для скорейшего устранения соответствующих пробелов и коллизий в законодательстве.
Представляется, что соответствующая позиция главы государства – Президента РФ, основана на оценке реальных властных полномочий и его влияния на основные политические процессы. В связи с этим, возникает необходимость юридической оценки сложившейся ситуации, анализа некоторых полномочий и прерогатив президента.
Институт выборов Президента России является важным элементом конституционного строя, целью которого является создание правового института государственной власти. Представляя собой совокупность правовых норм, правил, императивов, институт выборов определяет избирательный процесс, юридическую ответственность, характеризует степень универсализации права, эффективность правоприменительной практики.
Процедура прекращения президентских полномочий урегулирована лишь на уровне Конституции РФ, согласно положениям которой, по общему правилу полномочия Президента РФ прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Но в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ определён перечень случаев, в которых Президент РФ прекращает свои полномочия досрочно, среди них отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности.
Таким образом, в настоящее время существует множество проблем, так или иначе связанных с взаимодействием Президента РФ с органами государственной власти в системе разделения властей, и нет однозначного ответа на пути их решения. Эффективному становлению института президентства в Российской Федерации препятствует неопределенность конституционно-правового статуса Президента РФ в системе органов государственной власти Российской Федерации, многочисленные проблемы его реализации. На настоящем этапе существования данного института приоритетным направлением остается совершенствование законодательной основы реализации конституционно-правового статуса Президента РФ. Укрепление института президентства необходимо связывать с решением насущных проблем реализации полномочий президентом РФ. Насколько возможно усиление президентской власти в условиях современной роли России в глобальном политическом пространстве, покажет лишь время. На настоящий момент, представляется актуальным совершенствование различных аспектов президентской формы правления в целях достижения стабильности политической системы.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: текст с изм. и доп. вступ. в силу 01.07.2020 // Российская газета. – 4 июля 2020. – № 144.
2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 45. – Ст. 7061.
3. Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 года № 12-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 7. – Ст. 617.
4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 14.11.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. –2020. – № 11. – Ст. 1416.
6. Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 31 декабря 1999 года № 1763 (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 1 (ч. II). – Ст. 111.
Научная и специальная литература
7. Баглай, М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М.В. Баглай, В.А. Туманов. – М.: БЕК, 2018. –505 с.
8. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. – М., 2018. – 344 с.
9. Березка, С.В. Конституционно-правовой статус главы государства в России и в Украине: Дис. … канд. юрид. наук / С.В. Березка. – М., 2013. – 210 с.
10. Боброва, Н.А. О форме правления России: прошлое, настоящее, перспективы / Н.А. Боброва // Государство и право. – 2019. – № 4. – С. 20-30
11. Варлен, М.В. Парламентский контроль: тренды и обыкновения / М.В. Варлен // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 9. – С. 49-58.
12. Витрук, Н.В. Развитие отечественной науки конституционного права / Н.В. Витрук // Рос. правосудие. – 2020. – № 6. – С. 4-9
13. Голубева, Л.А. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации: правовые пробелы / Л.А. Голубева // Российский журнал правовых исследований. – 2015. – № 1(2). – С.165-166.
14. Зубарев, А.С. Типы парламентских запросов палат Федерального Собрания Российской Федерации (к вопросу о необходимости интерпелляций) / А.С. Зубарев // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 5. – С. 65-80.
15. Конституция Российской Федерации: комментарий. – М., 2022. – 317с.
16. Матюшин, М.Н. Проблемы закрепления конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации / М.Н. Матюшин // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – 310 с.
17. Надин, А.Н. Президент Российской Федерации и исполнительная власть: новации конституционного разделения властей в свете конституционной реформы 2020 г. / А.Н. Надин // Образование и право. – 2021. – № 1. – С. 11 – 18.
18. Окуньков, Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика / Л.А. Окуньков. – М., 2016. – С. 13.
19. Пензин, К.Е. Конституционные основы прекращения полномочий Президента Российской Федерации / К.Е. Пензин // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 80.
20. Петухова, Н.В. Парламентский контроль в системе народного представительства Российской Федерации / Н.В. Петухова: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2017. – 32 с.
21. Румянцев, О.Г. Отрешение Президента России от должности: конституционно-правовые проблемы / О.Г. Румянцев. – М., 2017. – 239 с.
22. Суворов, В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации / В.Н. Суворов. Дис.… доктора юрид. наук. – М., 2020. – 189 с.
23. Чазов, Е.И. Здоровье высшей власти и судьба страны – Текст: непосредственный / Е.И. Чазов // Российская Федерация сегодня. – 2016. – № 5. – С. 20-34.
Электронные ресурсы
24. Асеев, А.Н. Обнуление сроков Путина / А.Н. Асеев. – Режим доступа: https://psinv.ru/blog/obnulenie-srokov-putina (дата обращения 20.12.2023) – Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
25. Филиппова, Н. Конституционная реформа – 2020. ––http://www.surgu.ru/ru/news/students/2020/3/2313-konstitutsionnaya-reforma-2020(дата обращения 20.12.2023) – Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
Материалы судебной практики
26. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3773.
Читать дальше