Основной целью социально-экономического планирования развития предприятия является обеспечение ее финансовой устойчивости, достижение более высокой рентабельности по сравнению с конкурентами, формирование структуры продаж, ценовой политики, эффективное использование ресурсов, за счет увеличения продаж и их доли на рынке.
Разработку планов необходимо вести совместно с такими науками, как маркетинг, организация производства и управление бизнесом.
Развитие – это основная цель и человека, и любой социальной организации, социальной системы. Причем развитие не только экономическое, но и социальное – развитие не только производства, но и того производственного социума, в котором человек проводит существенную часть своего времени. Известно даже, что направленность только на производственные отношения, приводит к проблемам предприятия, снижающим его эффективность.
Целенаправленное социально-экономическое развитие предприятия не только необходимо, но и возможно, возможно постановкой целей развития и стратегическим управлением по достижению этой цели [16, с.1]
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики становится возможной лишь при условии разработки планов социально-экономического развития.
Обеспечение успешной работы предприятия в условиях свободной рыночной экономики может быть достигнуто, если планирование обеспечит функционирование предприятия в соответствии с выработанной стратегией его развития, включая: улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. [11, с.1]
Планирование − это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. В общем виде планирование можно определить как процесс принятий решений, который предшествует будущему действию. Можно сказать, что планирование представляет собой проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения, конечным результатом которого являются плановые решения, лежащие в основе целенаправленной деятельности органов управления различных уровней. План − документ, который содержит систему показателей и комплекс мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принимаемые управленческие решения. [5, с.6]
В управленческом цикле планированию всегда предшествует прогнозирование, поэтому его зачастую рассматривают как подфункцию планирования. Результатом прогнозирования и планирования является принятие органом управления решения о том, что должно быть сделано, где и каким образом.
Целью планирования является обоснование принятия и фактической реализации управленческих решений.
Целью прогнозирования является, прежде всего, создание научных условий для его осуществления.
Эти условия включают в себя: научный анализ социально-экономического развития; различные прогнозы будущих событий с учетом как существующих тенденций, так и желаемых целей; оценку возможных последствий принятых решений.
Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозном периоде.
Социально-экономическое планирование ориентировано на выпуск и продажу товаров для потребителей с различным уровнем доходов, а также на выпуск товаров, удовлетворяющих как простые потребности, так и относительно сложные, интеллектуальные. При социально-экономическом планировании развития предприятия необходимо учитывать влияние на бизнес таких факторов как: отношение людей к работе, к отдыху, к качеству жизни в целом; существующие обычаи и ценности; уровень образования и мобильность людей и т.д. Социальные факторы являются всепроникающими, так как влияют не только на внутреннюю среду предприятия, но и оказывают влияние на компоненты внешней среды, которые также влияют на предприятие. [19, с.125]
Предприятия имеют сложную структуру. При планировании социально-экономической деятельности необходимо учитывать различные факторы, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы и объемы производства.