Каждый день на мировом и внутреннем рынках создаются новые группы. Каждый из них живет в определенной сфере и стремится в долгосрочной перспективе стать лидером в этой отрасли. Это непростая задача, учитывая широкий спектр продуктов и услуг, предлагаемых другими участниками рынка.
Для обеспечения дальнейшего роста и развития недостаточно просто производить качественную продукцию, имеющую потребительскую ценность. Сегодняшние потребители каждый день имеют огромный выбор, будь то обычный супермаркет или торговый центр. В магазинах выставлены десятки, а то и сотни тысяч товаров. Физически невозможно попробовать все продукты и выбрать тот, который лучше всего соответствует потребностям. Поэтому компаниям необходимо учитывать не только производственный процесс, но и возможность продвижения последнего.
Существует необходимость привлечь внимание покупателя к товару и посредством маркетинговых коммуникаций создать в его сознании определенный набор ассоциаций с этим брендом. Другими словами, чтобы поднять свое имя и зарекомендовать себя среди других игроков рынка, компаниям необходимо начать укреплять позицию собственного бренда.
Актуальность темы. Концепция позиционирования привлекает все больше внимания со стороны авторитетных компаний и стартапов. Сегодня для бизнеса не только привлечение, но и удержание клиентов становится основной целью. Это результат сильного бренда, который позволяет компаниям строить прочные и долгосрочные отношения со своими клиентами.
Суть концепции позиционирования заключается в дифференциации бренда в сознании потребителей. Это возможно на основе предложения простых и уникальных преимуществ за счет использования соответствующих продуктов. Компания, стремящаяся занять лидирующее положение среди других конкурентов, должна тщательно выстроить свою стратегию позиционирования. Создание узнаваемого бренда является важной частью этого процесса. Ведь как только торговая марка становится известной и знаменитой, она становится брендом.
Объектом исследования данной работы является позиционирование бренда.
В качестве предмета исследования выступает анализирование особенностей формирования стратегии позиционирования бренда, его основные этапы и связанные с ними сложности.
Цель работы: изучить концепцию бренда, как уникального торгового предложения.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность позиционирования товара;
- дать характеристику современной сущности бренда;
- выявить современное состояние российского брендинга;
- проанализировать примеры брендинга в разных моделях позиционирования бренда;
- рассмотреть современные модели позиционирования бренда;
- изучить модели стратегического позиционирования.
Методы: изучение научной литературы, анализ, сравнение.
Структура. Работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Читать дальше
1.1 Понятие и сущность позиционирования товара
Позиционирование – это процесс разработки предложения продукта, целью которого является занять иную выгодную позицию в сознании целевой группы потребителей [2]. Задача позиционирования продукта состоит в том, чтобы найти уникальную привлекательную рыночную нишу, занять ее с помощью четко определенной тактики и дифференцировать ее от основных конкурентов по специфическим особенностям и условиям покупки, доставки и обслуживания.
Идея позиционирования заключается в том, что потребители должны иметь возможность четко видеть, где находится бренд в том или ином торговом сегменте. Необходимо определить положение всех конкурентов, что наиболее важно с точки зрения потребителей, параметров продукта и объема продаж.
Чтобы компания была успешной, она должна найти «рыночную нишу», место на рынке, которое еще не занято и не полностью использовано ее конкурентами. Нишевый рынок – это ограниченная сфера деятельности с определенной группой потребителей, которая позволяет компании продемонстрировать высочайшее качество и преимущество перед конкурентами [4].
Позиционирование продукта на рынке состоит из трех элементов [6]:
1. Во-первых, это подбор особенностей локации, полезность продукта для клиента. Это может быть эмоциональной причиной для покупки именно в этой компании.
2. Во-вторых, позиционирование осуществляется на выбранных целевых сегментах, поскольку разные аудитории имеют разные характеристики позиционирования, которые более привлекательны.
3. В-третьих, ситуация должна учитывать положение конкурентов, предлагающих продукцию тому же целевому сегменту.
Читать дальше
Анализ примеров брендинга в разных моделях позиционирования бренда
Как правило, эксперты выделяют следующие основные модели позиционирования бренда [1]:
1. Позиционирование по характеристикам продукции бренда. Для компаний важно, чтобы их бренд ассоциировался с существенными и фундаментальными характеристиками их продукции. Если эта функция особенно интересна потребителю, ассоциации, связанные с ней, могут побудить его купить продукт этой торговой марки.
2. Позиционирование потребительских преимуществ обусловлено идеей получения выгоды от конкретных особенностей приобретаемого продукта. Поэтому Volvo, крупнейший производитель автомобилей в Швеции, предлагает своим потребителям безопасность вождения как главное преимущество. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что Volvo считается изобретателем ремня безопасности, который сначала использовался только на передних сиденьях (1957 г.), а затем и на задних сиденьях (1958 г.).
4. Состояние в соответствии с условиями ношения. Многие бренды в первую очередь ассоциируются с использованием в потребительском восприятии. Например, бренд Hall's Lollipop позиционируется как средство от приступов кашля, а бренд Raptor позиционируется как эффективное средство от комаров.
5. Расположение, соответствующее образу жизни пользователя. Идентифицируя бренды с конкретными потребительскими сегментами, становится намного проще обратиться к ним. Поэтому компания PepsiCo строит свой бренд, используя образ молодых, амбициозных потребителей, желающих «иметь от жизни все».
Читать дальше
Создание сильного, узнаваемого бренда требует времени и усилий, но может дать компании конкурентное преимущество. Ведь бренд - это нематериальная часть, а это значит, что этим активом нужно управлять, и он приносит экономическую выгоду.
Стратегия позиционирования основана на разработке концепции бренда, отражающей суть жизни компании и ее взаимоотношения с потребителями. Компании должны определить миссию, которую они хотят предложить своим целевым пользователям, и преимущества, которые, по их мнению, позволят им выделиться среди конкурентов. Здесь важно добиться дружеских отношений между компанией и ее клиентами. Это возможно, поскольку бренд включает в себя функциональные, эмоциональные, духовные и социальные элементы. Такая позиция придает бренду индивидуальность и отличает его от других игроков рыночного сегмента. Кроме того, концепция бренда должна быть функциональной и уникальной, но при этом понятной, чтобы потребители знали, что их потребности будут удовлетворены, обратившись в компанию.
Товарный знак становится брендом, когда он становится узнаваемым среди других компаний. Сообразительные потребители склонны полагаться на эту конкретную компанию для удовлетворения своих потребностей. Поэтому бренд становится важным фактором привлечения клиентов, что увеличивает продажи компании. При этом сильный бренд способен не только привлечь новых клиентов, но и удержать старых.
Без общения с потребителями компании не могут подчеркнуть основ-ные преимущества приобретения их продукции. В самом понятии позицио-нирования уже заложена главная цель этого процесса: создание в сознании потребителя особого представления о данном бренде. Основными инстру-ментами для этого являются различные маркетинговые коммуникации, на-правленные на потребителей. Компаниям необходимо подчеркнуть свои отличия, преимущества и положительные характеристики, которые должны прочно ассоциироваться с их брендом.
Конкурентный анализ позволяет сосредоточиться на ключевых различиях, а также помогает выявить сильные и слабые стороны как других участников рынка, так и самой компании. Определив свою текущую позицию, компании могут предпринять действия по укреплению существующего восприятия своего бренда или пересмотреть свою позицию и разработать стратегии репозиционирования в рамках существующего контекста своего рынка и целевой аудитории. Постоянная работа над концепциями позиционирования может дать компаниям конкурентное преимущество и выделиться на фоне остальных.
В работе была выполнена поставленная цель и решены следующие задачи:
- рассмотрены понятие и сущность позиционирования товара;
- дана характеристика современной сущности бренда;
- выявлено современное состояние российского брендинга;
- проанализированы примеры брендинга в разных моделях позиционирования бренда;
- рассмотрены современные модели позиционирования бренда;
- изучены модели стратегического позиционирования.
Читать дальше
1. Акулич И.Л. Маркетинг. Практикум / И.Л. Акулич. - М.: Вышэйшая школа, 2022. - 416 c.
2. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Учебник для СПО / С.Г. Божук. - М.: Юрайт, 2022. - 386 c.
3. Бронникова Т.С. Маркетинг. Теория, методика, практика / Т.С. Бронникова. - М.: КноРус, 2020. - 208 c.
4. Данько Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стои-мость / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 416 c.
5. Домнин В.Н. Брендинг : учебник и практикум для вузов / В.Н. Домнин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 493 с.
6. Малашенко Н.П. Маркетинг на потребительском рынке / Н.П. Малашенко. - М.: Омега-Л, 2021. - 208 c.
7. Музыкант В.Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для вузов / В.Л. Музыкант. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 475 с.
8. Пономарёва Е.А. Бренд-менеджмент : учебник и практикум для ву-зов / Е.А. Пономарёва. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 341 с.
9. Рева В.Е. Управление репутацией / В.Е. Рева. - М.: Дашков и К°, 2021. - 359 c.
10. Синяев И.М. Интегрированные маркетинговые коммуникации / И.М. Синяев. - М.: Юнити-Дана, 2022. - 171 c.
Читать дальше