Розничная торговля – торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения.
Процесс доведения товаров до потребителя называется товародвижением. Данный процесс включает в себя не только передвижение товаров до места потребления, но и операции, которые связаны с хранением и подготовкой товаров к продаже. Именно поэтому рациональная организация является одной из важных функций коммерческой деятельности.
С этой целью необходимо определять наиболее благоприятные потоки и движение товаров, которые наиболее эффективно влияют на торгово-технологический процесс всего торгового предприятия.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что хранение товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса в торговых предприятиях и требует постоянного совершенствования и рационализации.
Эффективная постановка торгово-технологических процессов предполагает и требует использования комплекса различных показателей, позволяющих рассматривать происходящие в торговле и экономике явления, проводить анализ, оценку, планирование деятельности каждого отдельного предприятия, выделять основополагающие направления, обусловленные состоянием внешней и внутренней среды функционирования магазина «Пятерочка».
Целью исследования является: изучить теоретический аспект организации хранения товаров в торговых предприятиях и провести практическое исследование организации размещения и хранения товаров на базе магазина «Пятерочка».
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить основные аспекты приемки и организации хранения товаров в торговых предприятиях.
2. Провести анализ теоретической литературы и выделить наиболее оптимальный способ размещения товара в торговом зале.
3. Осуществить характеристику магазина «Пятерочка».
4. Рассмотреть размещение товаров в торговом зале и на складе на примере магазина «Пятерочка».
5. Разработать и предложить методы совершенствования организации хранения товаров в магазине «Пятерочка».
Объектом исследования является магазин «Пятерочка».
Предметом исследования является процесс организации хранения товаров в магазине «Пятерочка».
Методы исследования: теоретический анализ литературы (обобщение, анализ), эмпирическое исследование (анализ данных на базе торгового предприятия, подведение итогов).
Теоретической основой исследования данной темы послужили научные труды отечественных авторов: Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. и другие.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Читать дальше
1.1. Приемка товаров на хранение
Приемка товаров в магазине осуществляется по определенным правилам и в назначенные сроки, которые указаны в договоре и зависит от упаковки и ее свойств.
Приемка товаров в магазине осуществляется следующим образом:
товары поступают в магазин с браком или без и принимаются вскрытием опломбированных транспортных средств, которые осуществляют поставку;
товары, у которых не были выявлены дефекты и брак (с учетом соответствующего количества и веса) принимаются;
товары, у которых выявлен брак и дефекты принимаются не позднее 10 дней с момента их получения;
в момент получения товара у поставщика сверяются данные фактического количества товара с данными сопроводительной документации, например накладных;
осуществляется идентификация товара по этикеткам, при помощи штрих-кода;
товар, который был получен должностным лицом, должен быть правильно и грамотно размещен в торговом зале;
при получении большого количества товара необходимо его разместить на складе с учетом всех требований, предъявляемым к хранению товара и с учетом оптимального использования площади [1].
Таким образом, приемка товара в магазине осуществляется должностным лицом. Фактическое количество товара сверяется с данными сопроводительной документации. Приемка товара осуществляется поэтапно и требует от специалиста четкого соблюдения правил. В случае получения большого количества товара от поставщика необходимо предоставить условия для оптимального хранения товара на складе. Таким образом, считаю целесообразным перейти к изучению следующего параграфа.
Читать дальше
2.1. Краткая характеристика магазина «Пятерочка»
Магазин «Пятерочка» специализируется на продаже товаров через розничную сеть. Ассортимент магазина включает: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, молочные товары, мясные продукты, полуфабрикаты и др.
Режим работы магазина – с 8:00 до 21:00 без выходных и перерыва.
В магазине «Пятерочка» работает 11 сотрудников.
В качестве управленческого персонала находится 3 человека (заведующие и директор). В качестве основного персонала насчитывается 6 человек (продавцы, консультанты, складские работники). В качестве вспомогательного персонала насчитывается 2 сотрудника (уборщица). Организационная структура магазина «Пятерочка» представлена в приложении Б.
Площадь магазина – 70 кв. м., из них 35 – торговое помещение. Имеются 3 подсобных помещения:
первое подсобное помещение предназначено для хранения алкогольных и безалкогольных напитков;
второй подсобное помещение предназначено для хранения товаров, расположенных в холодильных оборудованиях;
третье подсобное помещение необходимо для хранения прочих товаров магазина.
Эффективный торгово-технологический процесс в магазине достигается при помощи оптимального размещения товара в торговом зале и грамотного размещения и хранения товаров на кладе. Кроме этого, в магазине учтена организация внутреннего пространства. Так, для покрытия пола в магазине используется поверхность, которая не теряет своих свойств и эстетичности при влажной уборке. Например, для покрытия пола используются только качественные материалы, поверхность пола ровная, что обеспечивает безопасность и соблюдение норм. В магазине соблюдены требования пожарной безопасности, на складе соблюдены требования температурного режима и уровня влажности, а также искусственного освещения [10].
Читать дальше
3.1. Совершенствование технологии хранения товаров
Исходя из проведенного анализа организации хранения размещения товаров в магазине «Пятерочка» было предложено разработать следующие рекомендации с учетом полученных данных анализа исследования:
1. Изменить условия хранения для группы товаров – «овощи и фрукты». Оптимальный режим хранения данной категории товаров составляет от -1С до +10С. Именно поэтому рекомендуем хранить овощи и фрукты в холодильном оборудовании, либо рядом. С учетом предложенной рекомендации возможно минимизировать потери товаров и ухудшение качества их свойств. Также возможно разработать рекомендации о хранении не всех овощей и фруктов в холодильнике, а лишь какую-то часть. Поэтому необходимо приобрести несколько видов холодильных горок.
2. В качестве второй рекомендации можно выделить совершенствование или приобретение оборудование в торговом зале, т.к. многочисленное количество оборудования в исследуемом торговом предприятии расположено непосредственно на складе, а некоторые из поступивших товаров выкладываются сразу в торговый зал.
3. В качестве третьей рекомендации возможно рассмотреть перемещение основной массы шоколадных кондитерских изделий из расчетной зоны. Расчетные узлы расположены возле выхода и входа в магазин, из-за этого возникают перепады температуры, а шоколад должен хранится в условиях без резких колебаний температуры. Свойства шоколада из-за не правильного хранения ухудшаются. Поэтому целесообразней будет перенести основную массу изделий в более отдаленную от выходов часть торгового зала. Для этого понадобятся одна или две дополнительные торговые горки.
Читать дальше
Проведенный анализ теоретической литературы позволил сделать нам следующие вывод: приемка товаров в торговых предприятиях осуществляется должностными лицами; фактическое количество товаров сверяется с сопроводительными нормативными документами; приемка товара реализуется поэтапно и требует четкого соблюдения правил. В случае, когда осуществляется приемка большого количества товаров, необходимо предоставить оптимальные условия для его хранения; хранение товаров представляет собой неотъемлемую часть торгово-технологического процесса в торговом предприятии. Следует отметить, что от условий хранения зависит качество товаров; нами были рассмотрены три вида выкладки товаров для наиболее эффективного сохранения свойств и сохранности сроков годности товаров; нами выявлено, что наиболее эффективным и практичным видом выкладки является стеллажный вид. Проведенное исследование практического аспекта позволило подвести следующие итоги работы: проведенная характеристика позволила нам сделать вывод о том, что в магазине маленькая складская площадь и большинство оборудования расположено именно там. Однако, следует отметить, что поставки товаров осуществляются регулярно и часто, поэтому большинство товаров выкладываются непосредственно в зал; нами были рассмотрены аспекты выкладки товаров в торговом зале на базе магазина «Пятерочка», в результате чего были подведены итоги о соблюдении нормативов и требований; в магазине «Пятерочка» учтены и соблюдены все требования и правила к хранению товаров. Однако, следует отметить, что температурный режим такой категории товаров, как овощи и фрукты не позволяет сохранять наиболее продолжительно потребительские свойства в силу размещения их в зоне, где температура является выше положенное; в заключении нами были разработаны рекомендации для совершенствования технологии хранения товаров в магазине «Пятерочка».
Читать дальше
1. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли. – М.: Маркетинг, 2019. – 147 с.
2. Панкратов Ф. Г., Памбухчиянц О.В. Камерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2018. – 69 с.
3. Памбухчиянц В. К., Дашков Л. П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М.: Маркетинг, 2021. – 322 с.
4. Панкратов Ф. Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Маркетинг, 2019. – 98-101 с.
5. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий (торговля). – М.: Менеджмент, 2018. – 175 с.
6. Организация и технология торговых процессов/под ред. Ф.Г. Панкратова. – М.: Экономика, 2018. 487 с.
7. Панкратов Ф. Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Маркетинг, 2019. – 183 с.
8. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. – М.: Маркетинг, 2018. – 110 с.
9. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М.: Маркетинг, 2020. – 551 с.
10. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами / А.М. Новикова, Т.С. Голубкина, Н.С. Никифоровна, С.А. Прокофьева. – М.: ПрофОбрИздат, 2021. – 348 с.
Читать дальше