Одаренность можно определить как качество психики человека, которое формируется в течение всей жизни и в значительной степени влияет на способность личности достигать высоких результатов, которые значительно отличаются от стандартных. Известно, что основой одаренности ребенка являются врожденные генетические задатки, которые развиваются в процессе социальной, образовательной и воспитательной деятельности.
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одаренности. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Актуальность исследования. Раннее выявление, обучение и воспитание творчески одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Существует мнение, что творчески одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Проблема развития одаренности школьников представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов для работы с такими детьми.
Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении особенностей развития одаренных детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – психологические особенности одаренных детей.
Предмет исследования - развитие одаренных детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Изучить понятие одаренности в психолого-педагогической науке.
2.Рассмотреть особенности одаренности младших школьников.
3.В рамках экспериментального исследования развития одаренных детей младшего школьного возраста, провести диагностику выявления одаренности среди учащихся.
4.Разработать комплекс уроков для развития одаренности младших школьников и подвести результаты эксперимента.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы использовались теоретические и практические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация материала; эмпирические методы: наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ данных.
Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Читать дальше
1.1. Понятие одаренности в психолого-педагогической науке
Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от других детей неординарными, яркими и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности [1, с.17].
В настоящее время учеными в области психологии и педагогики доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств личности, опосредованных деятельностью ребенка. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет собственная активность ребенка, психологические механизмы его саморазвития, которые заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности [5, c.41].
Детский возраст – это возрастной период, во время которого осуществляется становление и развитие способностей и личностных качеств ребенка. Детский возраст характеризуется глубокими интегративными процессами в психике ребенка.
Одним из самых актуальных и часто обсуждаемых вопросов в сфере одаренности, является вопрос, касающийся частоты проявления детской одаренности. Отвечая на данный вопрос, выдвигаются две точки зрения, которые по своей сути являются противоположными: «Каждый ребенок является одаренным от рождения» «Дети, действительно имеющие одаренности встречаются крайне редко» [8, с.72].
Сторонники первой точки зрения считают, что любого ребенка, имеющего нормальное развитие, можно развить до уровня одаренности, при условии создания необходимых благоприятных условий воспитания и обучения. Сторонники второй точки зрения, напротив, считают, что одаренность является уникальным явлениям.
Читать дальше
2.1. Диагностика выявления одаренности младших школьников
Экспериментальная работа проводилась в СОШ №9 г. Обнинска с младшими школьниками и состояла из двух групп: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ). В каждой группе было по 10 детей, учащихся 2-го класса.
При исследовании теоретических аспектов одаренности детей младшего школьного возраста, нами были выделены следующие критерии сформированности одаренности, по которым в дальнейшем будет проведена диагностика:
-легкость и быстрота достижения высоких результатов в том или ином виде деятельности;
-активность и саморегуляция в деятельности.
Использовались следующие диагностические методики:
-методика оценки общей одаренности, автор А.В. Лукина [18];
-методика диагностики одаренности младших школьников, автор: А.И. Савенков [17].
Рассмотрим все диагностические методики более подробно.
Для оценки легкости и быстроты достижения высоких результатов в том или ином виде деятельности использовалась методика оценки общей одаренности (А.В. Лукина).
Цель: оценить легкость и быстроту решения поставленной задачи.
Инструкция: «на основе представленных ниже изображений выполните рисунок или набросок с узнаваемым сюжетом: на рисование 8 картинок отводится 20 минут. Правильных ответов не существует, поскольку в каждом случае возможны варианты» [18].
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Одарённость – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Одаренность выделяет ребенка среди других детей. Это связано с особенностями его психосоциального развития: склонность к лидерству, самостоятельность, соревновательный дух, богатое воображение, творческий подход к делу. Организация работы с такими детьми требует от педагога особых знаний, умений и навыков.
Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие общества. Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Актуальными проблемами современного образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей, так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития.
Одаренные дети – это будущее государства, и они нуждаются в особом внимании взрослых и в особых условиях жизни, обучения и воспитания для реализации своих способностей. Создание оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка требует специальных педагогических и психологических подходов, квалифицированных специалистов, эффективных методов, технологий обучения и воспитания.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Антонова И.Г. Одаренные дети в современной школе // Одаренный ребенок. - 2020. - № 6. - С. 17-22.
2.Васильцова Е.В. Создание условий для адресной работы учителя с одаренными детьми в урочной деятельности // Школьная педагогика. — 2017. — №1. — С. 39-41.
3.Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста: учебное пособие. - М.: Форум, 2022. - 96 c.
4.Винценц Е.В. Школьное научное общество учащихся как эффективная форма профильной и психологической работы с одаренными детьми // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2021. - № 8. - С. 23-38.
5.Горчилина М.О. Развитие детской одаренности в условиях создания интегрированного образовательного пространства // Одаренный ребенок. - 2020. - № 2. - С. 40-47.
6.Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2022. - 479 c.
7.Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М.: ТЦ Сфера, 2021. - 64 c.
8.Даньшин А.И. Деятельность школы по развитию системы раскрытия и поддержки одаренных детей через интеграцию общего и дополнительного образования // Одаренный ребенок. - 2022. - № 1. - С. 72-83.
9.Ермолова О.Е. Работа с одаренными детьми // Одаренный ребенок. - 2023. - № 1. - С. 35-42.
10.Заболоцкая А.А. Организация процесса преподавания и обучения одарённых детей // Одаренный ребенок. - 2021. - № 3. - С. 108-115.
11.Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей. Умные книжки. - М.: Махаон, 2017. - 320 c.
12.Зуева Ю.В. Поддержка одарённости через организацию проектно-исследовательской деятельности // Дополнительное образование и 49 воспитание. - 2020. - № 3. - С. 25-27.
13.Коломенкова Г.А. Направления работы с одаренными детьми: принципы, цели, содержание и методы обучения // Одаренный ребенок. - 2020. - № 1. - С. 90-95.
14.Кондратьева О. П. Программа «Дети с признаками одаренности» // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 1. - С. 39-52.
15.Лукина А.В. Выявление и поддержка одарённых детей // Дополнительное образование и воспитание. - 2020. - № 12. - С. 27-29.
16.Маркина Н.В. Образ одаренного ученика в восприятии учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - №1. - С. 61-66.
17.Методика диагностики одаренности младших школьников, автор А.И. Савенков. URL: https://mkucripso.ru/images (дата обращения 26.01.2024).
18.Методика оценки общей одаренности, автор А.В. Лукина URL: https://school14.npi-tu.ru/assets/files/docs/psycho(дата обращения 26.01.2024).
19.Никитина О.Ю. Одаренные дети в современной школе // Одаренный ребенок. - 2020. - № 6. - С. 90-97.
20.Ракитина И.И. Современные информационные технологии в работе с одаренными детьми // Одаренный ребенок. - 2022. - № 1. - С. 137-144.
21.Синенко В.Я. Об условиях работы с интеллектуально одаренными детьми // Физика в школе. 2021. - № 7. - С. 23-26.
22.Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 260 с.
Читать дальше