Актуальность темы «Источники финансирования социального обеспечения» обусловлена важностью социальной защиты населения и необходимостью обеспечения ее финансовой устойчивости. Система социального обеспечения является одной из основных функций государства, направ-ленной на поддержку малоимущих, пожилых, нетрудоспособных граждан и семей с детьми.
Обеспечение достойного уровня жизни этих категорий населения требует значительных финансовых затрат, которые должны быть обеспечены из разных источников.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и необходимости оптимизации расходов на социальные нужды, поиск альтернативных источников финансирования становится особенно актуальным.
Разработка и внедрение новых механизмов привлечения средств (на-пример, развитие частного страхования, расширение спонсорства и благо-творительности) также является важной составляющей работы по обеспечению стабильного финансирования социального обеспечения.
Таким образом, изучение и анализ различных источников финансирования социального обеспечения, а также разработка новых подходов к привлечению средств, являются актуальными задачами, решение которых способствует обеспечению социальной стабильности и благополучия об-щества.
Цель работы – изучить источники финансирования социального обес-печения.
Задачи:
- изучить правоотношения по социальному обеспечению: историко-правовой аспект;
- рассмотреть понятие и особенности правоотношений в сфере социального обеспечения;
- раскрыть финансирование системы социальной защиты населения РФ;
- определить основные направления и источники финансирования со-циальной защиты населения;
- выявить проблемы финансирования социальной сферы;
- рассмотреть тенденции финансирования социальной сферы в России.
Объект исследования: источники финансирования социального обес-печения.
Предмет исследования: особенности и механизмы финансирования со-циального обеспечения в различных странах и регионах.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: метод познания, включающий принципы объективности, системно-сти, историзма, а методами исследования – методы индукции, дедукции. Использованы также общенаучные методы анализа и синтеза.
Степень разработанности: для написания работы были использованы работы в области социального обеспечения, таких как О. А. Прохоркина, О. И. Родионова, М. В. Филипповой, В. Ю. Зарев и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Читать дальше
1.1 Правоотношения по социальному обеспечению: историко-правовой ас-пект
Право социального обеспечения относится к числу отраслей российского права, с которой граждане России сталкиваются на протяжении всей жизни, начиная с момента рождения и заканчивая моментом смерти. Одна-ко не многие задумываются, откуда появились нормы социального значения, и как происходило их становление. Генезис социальных норм имеет довольно длительную историю своего становления и развития. Особенно ярко они представлены в дореволюционной России, однако в тот период не было понятие «социальности», а было понятие «благотворительности» и «социального призрения» [7, с. 7].
Право социального обеспечения относится к числу отраслей российского права, с которой граждане России сталкиваются на протяжении всей жизни, начиная с момента рождения и заканчивая моментом смерти. Одна-ко не многие задумываются, откуда появились нормы социального значения, и как происходило их становление. Генезис социальных норм имеет довольно длительную историю своего становления и развития. Особенно ярко они представлены в дореволюционной России, однако в тот период не было понятие «социальности», а было понятие «благотворительности» и «социального призрения» [9, с. 592].
Стоит отметить, что несмотря на признание благотворительного права в отношении определенных граждан, первые прототипы законов обязы-вали таких граждан трудиться [10, с. 146]. К примеру, по традициям Древнего Египта, каждый его житель обязан был избирать себе конкретный вид деятельности ему по сильный, тем самым вводился принцип обязательности труда, который в последствие получил широкое распространение, поскольку обязывал родителей обучать своих детей какому-либо ремеслу, в противном случае они в старости лишились права на помощь со стороны своих отроков. Традиции первых государств Востока оказали огромное влияние на становление благотворительно права в Европе [9, с. 592].
Читать дальше
2.1 Финансирование системы социальной защиты населения РФ
Одна из основных целей современной государственной экономической политики – стабильная финансовая поддержка действующей системы социальной защиты населения, ориентированной на комплексное развитие гражданственности и социального равенства [1].
Задача обеспечения конкретной, всесторонней и своевременной социальной защиты на основе принципа необходимости является одной из актуальнейших для дальнейшего развития социально ориентированных ре-форм в России.
Финансирование системы социальной защиты осуществляется посредством различных уровней бюджетной системы, а также государственных и региональных внебюджетных фондов [2].
За счет того, что данное финансирование носит многоуровневый ха-рактер, довольно значительный объем средств проходит перераспределение на различные элементы бюджетной системы, например, дотации, субвенции, субсидии и пр.
Предоставление социальной защиты гражданам осуществляется в различных формах, например, социальное страхование, социальное обес-печение, социальная поддержка и другие [5, с. 126].
В данном контексте социальная защита населения финансируется двумя методами или механизмами: бюджетным и страховым.
Первый из представленных механизмов основывается на выплате со-циальных пособий с учетом применения и использования общих налоговых и неналоговых поступлений без закрепления соответствующих источ-ников доходов за данными видами расходов.
Второй финансовый механизм, который основывается на принципах страхования, носит характер системы государственного финансирования социальных расходов путем накопления средств во внебюджетных госу-дарственных фондах, входящих в систему государственного бюджета.
Читать дальше
3.1 Проблемы финансирования социальной сферы
Основная функция государства по перераспределению национального дохода заключается в том, чтобы уменьшить разницу в доходах населения и обеспечить благоприятные условия жизни. Эта функция реализуется че-рез систему социальной защиты [1].
Система социальной защиты населения - это сеть социальных про-грамм по оказанию помощи отдельным категориям граждан или мало-обеспеченным семьям в размерах, которые зависят от их потребностей или степени их бедности, а также экономических возможностей государства. Система предназначена для того, чтобы гарантировать поддержку на не-котором минимальном стандартном уровне тех семей, которые не зарабатывают достаточно средств, чтобы содержать себя и не имеют других источников существования [6, с. 55].
Источниками финансирования расходов на социальную защиту является как бюджетные средства, так и средства социальных и благотвори-тельных фондов. В связи с этим, важным вопросом для каждого государства является объем обеспечения социальной защиты именно за счет бюджетных средств.
Расходы бюджета на социальную защиту – это прежде всего затраты, направленные на поддержание определенного конкретного круга мало-обеспеченных граждан. Зачастую они могут выражаться в форме установ-ленного определенного уровня обеспечения прожиточного минимума для различных групп населения, социальной защите лиц, оказавшихся в экс-тремальных условиях (беженцы, бездомные и т.д.) [2].
Средствами местных бюджетов финансируются государственные про-граммы социального обеспечения: приюты для несовершеннолетних; тер-риториальные центры и отделение социальной помощи на дому. Осуществляются расходы, направленные на социальную защиту, в частности, фи-нансируются льготы ветеранам войны и труда, оказывается помощь семь-ям с детьми, дополнительные выплаты населению на покрытие расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, компенсационные выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан [6, с. 55].
Читать дальше
В заключении можно сделать вывод, что социальное обеспечение является одной из важнейших функций государства и общества, направлен-ное на поддержание и защиту наиболее уязвимых слоев населения. Обес-печение достойного уровня жизни и социальной защиты граждан требует значительных финансовых ресурсов, которые могут быть получены из различных источников. Основными источниками финансирования социального обеспечения являются:
1. Налоги и обязательные отчисления на социальное страхование. Это могут быть как прямые налоги (подоходный налог, налог на недвижимость и т.д.), так и социальные отчисления, которые осуществляют работодатели и работники на обязательное социальное страхование.
2. Государственные бюджеты различных уровней (федеральный, ре-гиональные и местные). Финансирование социального обеспечения может осуществляться как за счет собственных доходов бюджетов.
3. Средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования).
4. Благотворительные и спонсорские средства, включая пожертвования от физических и юридических лиц, а также гранты международных организаций и государств.
5. Частные инвестиции и развитие негосударственных форм социального обеспечения.
В итоге, эффективное финансирование социального обеспечения воз-можно благодаря комбинации различных источников, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение социальной защиты и поддержки населения. Важно соблюдать баланс между различными источниками и стремиться к оптимизации расходов и привлечению дополнительных средств для обеспечения достойного уровня социального обеспечения в стране.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
3. Акунова, А. М. Основные направления и источники финансирования социальной защиты населения / А. М. Акунова, А. А. Союзова // Нау-ка, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2022. – № 1. – С. 87-90
4. Ашыралиева Б. С. Понятие и особенности правоотношений в сфере социального обеспечения. – 2022. – С. 108-110.
5. Зарев, В. Ю. Особенности финансирования системы социальной защиты населения Российской Федерации / В. Ю. Зарев // ЭКОНОМИКА, бизнес, инновации. – 2020. – С. 126-128.
6. Кильметова Р. Р., Климатов Х. Г. Проблемы бюджетного финансирования социальной сферы в субъектах Российской Федерации //Право и государство: теория и практика. – 2021. – №. 8 (200). – С. 55-57.
7. Лушникова, М. В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. - 2-e изд., доп. - Москва: Юстицинформ, 2009. - 656 с.
8. Мартышкина А. Е., Аркадьева О. Г. Тенденции финансирования социальной сферы в России //Oeconomia et Jus. – 2020. – №. 4. – С. 22-31.
9. Прохоркина, О. А. Правоотношения по социальному обеспечению: историко-правовой аспект / О. А. Прохоркина, О. И. Родионова // Студен-ческое сообщество и современная наука, 2020. – С. 592-597.
10. Фролов Д. В. Становление правоотношений по социальному обес-печению в России в ХХ веке: историко-правовой аспект //Молодежь и XXI век-2020. – 2020. – С. 146-148.
Читать дальше