Актуальность. В современной жизни конфликт является одним из неотъемлемых факторов человеческого существования, а соответственно частью нашей жизни. По сути, вся история человечества представляет собой историю конфликтов, кризисов, недопонимания и борьбы.
Еще древние философы считали, что конфликт существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни и представляет собой ее часть.
Увеличение внимания к проблемам конфликтов обусловлено потребно-стями современного общества. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного и личностного развития.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с аг-рессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и так далее. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
В отечественной и зарубежной психологической науке существуют раз-личные взгляды на природу конфликтов. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, K. Tомас, К. Томпсон, К. Хорни), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Алишев, О.В. Аллахвердова, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, С.Л. Прошанов, А.А. Реан, В.П. Трусов, Б.И. Хасан, А.И. Шипилов).
Но, как известно, за каждой личностью, которая решает конфликт, скрываются определенные особенности, которые присущи только ей. Наиболее характерным признаком, который накладывает отпечаток на всю жизнь и особенности взаимодействия человека с окружающими есть его принадлежность к полу. Мужчины и женщины отличаются многими сферами – в познавательном развитии, в физиологическом становлении, в составе ума, в привычках, волевой и эмоциональной сфере. Следовательно, что и в различных ситуациях они действуют по-разному.
Актуальность заключается в том, что сегодня каждому человеку важно знать особенности поведения в конфликтной ситуации, а также природу самого конфликта, чтобы успешно его разрешить. Важную роль в урегулировании конфликта играет личность, а также особенности ее поведения в зависимости от принадлежности к полу.
Гипотеза исследования: типы гендерной идентичности личности подростка взаимосвязаны с особенностями конфликтного поведения, включающие стратегии поведения в конфликтных ситуациях и устойчивость к конфликтам.
Объект исследования – стратегии поведения подростков в конфликте.
Предмет исследования – проявления гендерных особенностей подростков в конфликте.
Цель исследования: изучить гендерные особенности поведения подростков в конфликтной ситуации.
Задачи:
1. Рассмотреть психологические особенности гендерной принадлежности.
2. Ознакомиться с психологическими особенностями поведения в кон-фликте детей подросткового возраста.
3. Определить взаимосвязь стратегий поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью.
4. Провести эмпирическое исследование влияния гендерной идентично-сти на конфликтное поведение в подростковом возрасте.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Психодиагностические методы:
- полоролевой опросник С. Бем (Приложение А);
- методика определения стратегий поведения в конфликтной ситуа-ции К. Томаса (Приложение Б);
- методика на устойчивость к конфликтам.
-методика определения предрасположенности к конфликтам А. В. Кисе-лева
- методика по выявлению уровня внутриличностной конфликтности А.И.Шипилов
3. Статистические методы:
- метод описательной статистики (Приложение В);
- корреляционный анализ (коэффициент корреляции рангов r Спир-мена (Приложение Г).
Практическая значимость. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы студентами психологического факультета.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.