Вопросы конкурентоспособности организаций в настоящее время вы-ходят на передний план. В связи с изменением экономики и условий ведения бизнеса, компаниям приходится приспосабливаться к новой реальности.
Маркетинг широко используется в электронных устройствах и каналах доступа.
Происходит переформатирование маркетинга с классических теорий на digital-маркетинг. Многие российские предприниматели стали использовать digital-маркетинг в качестве общей стратегии развития компании, как один из способов повышения конкурентоспособности.
На основе цифровых технологий и инноваций строится планирование, разрабатываются идеи, распределяются товары и услуги.
Нельзя не отметить тот факт, что следствием влияния оказывается изменение поведения и предпочтений потребителя.
Сбыт и доставка готовой продукции, непроизводственных товаров в России активно развивается, что влияет на уровень конкурентоспособности логистических компаний, заставляя бороться за каждого клиента, постоянно повышая качество предоставляемых услуг и расширяя их ассортимент.
Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Целью исследования является разработка маркетинговых мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности ООО «СДЭК».
Объект исследования логистическая деятельность логистической компании ООО «СДЭК».
Предмет исследования сложившаяся система маркетинга ООО «СДЭК».
Для достижения поставленной цели исследования необходимо после-довательно решить взаимосвязанную совокупность задач, соответствующих содержанию работы:
- определить содержание понятий «конкуренции» и «конкурентоспособности» и их взаимосвязь;
- определить маркетинговые факторы обеспечения конкурентоспособности компании;
- рассмотреть логистическую деятельность по доставке как конкурентный бизнес;
- рассмотреть российский высококонкурентный рынок адресной доставки интернет-заказов
- дать организационно-экономическую характеристику Службы доставки экспресс курьером;
-проанализировать угрозы конкурентоспособности логистической компании СДЭК;
- рассмотреть дизайн и методы исследования и анализа (опрос? интервью?)
- провести исследования, получение, обработку и обсуждение результатов
- предложить и обосновать мероприятия по повышению конкурентоспособности компании СДЭК
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как О. С. Виханский, И. Н. Герчикова, А. В. Гличев, П. П. Латкин, Д. А. Шевченко, И. И. Скоробогатых, А. Л. Абаев, Р. А. Фатхутдинов, Ф. Котлер, М. Портер, М. Кристофер и других.
С целью анализа деятельности конкретной компании были использованы внутренние неопубликованные документы.
В работе были использованы методы исследования как: абстрагирование, анализ и синтез, обобщение, имитационное моделирование для разработки сценариев развития событий.
Практическая значимость работы заключается в возможности непосредственного использования полученных результатов в практике деятельности логистической компании ООО «СДЭК».
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Читать дальше
1.1 Содержание и связь понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» компании
Конкурентоспособность в условиях рыночной экономики является одним из базовых понятий.
Организация является одним из важных звеньев экономики, поэтому наличие конкурентоспособности у неё формирует конкурентную экономику не только отдельной отрасли или региона, а государства в целом.
В сложившихся жестких рыночных условиях конкурентоспособность организации выходит на передний план.
Вопросами конкурентоспособности занимаются многие исследователи. Создателем теории конкурентного преимущества был М. Портер. Он считал, что сущность конкурентоспособности компании оценивается в пределах групп компаний данной отрасли. Он писал о том, что конкурентоспособность означает наличие преимущества у компании, благодаря которой она может конкурировать с другими компаниями или быть с ними на одном уровне[13]
Продолжая его теорию, учёные исследователи обосновали конкурентоспособность факторами, на неё влияющими, такие как: политические, экономические, социальные. Иными словами, конкурентоспособность это особая экономическая категория, которая имеет множество сторон. При рассматривании понятия конкурентоспособности в макроэкономике, конкурентоспособность государства означает способность противостоять международной конкурентоспособности на международном или своём рынке.
Российский профессор В. Д. Андрианов расширяет понятие конкурентоспособности государства и делит ее на три уровня: конкурентоспособность товара, отрасли и самого государства [2].
Читать дальше
2.1 Российский высококонкурентный рынок адресной доставки интернет-заказов
С приходом в Россию пандемии в 2020 году, рынок адресной доставки заказов интернет-магазинов резко увеличился, в особенности доставка «последней мили». Так, в 2020 году сектор электронной торговли увеличился на 58% по сравнению с 2019 годом, и составил 2,7 трлн рублей [14].
В связи с тем, что во многих регионах был введён режим самоизоляции, удалённой работы, в сегменте e- commerce добавилось около 10 млн покупателей.
В связи с этим, владельцы логистических компаний адресной доставки и сами владельцы бизнеса были вынуждены уделить пристальное внимание потребностям клиентов и каналы доставки.
По результатам мониторинга удовлетворенности потребителя по всему миру компанией EuromonitorInternational, многие из потребителей были недовольны увеличенными сроками доставки [15].
Бизнес был вынужден подстроиться под новые реалии, в особенности логистические компании с доставкой до двери. Интернет-магазины были вынуждены развивать собственную доставку либо передавать доставку на аутсорсинг.
В допандемийные времена была популярна доставка в постаматы , которых в начале 2019 года было около 5500 шт. на всей территории России, либо в пункты выдачи заказов. Преимущества постаматов для потребителей заключались в следующем: забор посылки в любое удобное время; отсутствие необходимости коммуникации; приемлемая стоимость доставки; можно выбрать ближайший удобный постамат, совместив при этом поход в магазин. В пунктах выдачи, в отличие от постаматов, удобны тем, что они находятся преимущественно в домах либо рядом с ними, там возможна примерке одежды, оплата после получения и проверки заказа. В настоящий момент примерно 2/3 всех заказов интернет- магазинов приходятся на пункты выдачи заказов.
Читать дальше
3.1 Методы исследования конкурентоспособности компании СДЭК
В целях идентификации факторов, влияющих на конкурентоспособность компании СДЭК, были проведены 3 интервью с клиентами компании СДЭК (приложение 2, 3, 4):
- интервью №1 было проведено с клиентом- юридическим лицом, пользующимся услугами компании по договору, отправляющему посылки клиентам.
- интервью №2 и 3 было проведено с клиентами компании СДЭК- физическими лицами, которые получают заказы из интернет- магазинов либо отправляют посылки.
На основании интервью, был создан онлайн опросник в Google-форме (приложение 5). Для заполнения формы осуществлялась рассылка ссылки- приглашения для проведения опроса для потребителей, использующих компании по доставке интернет-заказов. В опросе отсутствуют обязательные вопросы, которые подразумевают отказ системы принимать заполненные ответы в случае, если какой-то из вопросов не был заполнен. Это объясняется тем, что опрос проводился холодной аудитории.
Всего в опросе приняло участие 250 человек, из которых было:
- женщин 200 человек (80%),
- мужчин 50 человек (20%).
Распределение возраста явилось следующим образом:
- моложе 20 лет- 8 человек (3%), из которых женщин- 8 человек (100%),
- 20-35 лет- 199 человек (79%), из которых женщин- 166 человек (83,42%), мужчин- 33 человека (16,58%),
- 36-45 лет- 34 человека (14%), из которых женщин- 26 человек (76,47%), мужчин- 8 человек (23,53%),
- старше 45 лет- 9 человек (4%), из которых мужчин- 9 человек (100%).
Читать дальше
В первой главе работы рассмотрены понятия и сущность конкурентоспособности организации, взаимосвязь конкурентоспособности организации и имеющейся логистической системы. Выявлены факторы обеспечения конкурентоспособности.
Во второй главе работы была дана организационно-экономическая характеристика компании СДЭК, был проведён анализ конкурентоспособности организации. Можно сделать вывод, что компания СДЭК является конкурентоспособной компанией, имея в своём арсенале обширный перечень услуг для разных сегментов бизнеса.
Благодаря активному развитию таких направлений, как торговля зарубежными брендами, международная доставка, развитие сети постаматов и расширение количества пунктов выдачи заказов, компания обеспечивает рост в сегментах B2B и B2C. С помощью фулфилмента для интернет-магазинов и оказанию услуг по мейлфорвардингу, охватываются новые сегменты целевой аудитории, потенциально заинтересованные в доставке грузов и писем.
В третьей главе работы были даны предложения для повышения конкурентоспособности компании СДЭК. Была рассмотрена организация работы на пунктах сортировки посылок, а также на складах фулфилмента.
Были предложены варианты роботизации складов для фулфилмента и сортировочных центров по концепции комплектации товар к человеку. Это означает, что оператор находится на рабочем месте (станции комплектации), а роботы осуществляют забор, перемещение и доставку грузов для дальнейших манипуляций.
Также необходимо отметить, что роботизированные склады обладают достаточной гибкостью и легко масштабируются. Снижается роль человеческого фактора, а значит снижается уровень ошибок, повышается скорость обработки отправок, пропускную способность. Модернизация деятельности и внедрение новых технологий позволяет вывести конкурентоспособность компании на качественный уровень.
Читать дальше
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135- ФЗ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 18.01.2024)
2. Амутинов А. М. Конкурентоспособность государства как экономическая категория URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-gosudarstva-kak-ekonomicheskaya-kategoriya (дата обращения: 18.01.2024)
3. Басюк С. А., Ильинова С. А. Оценка управления качеством и конкурентоспособностью услуг компании// Известия ВУЗов. Пищевая тех-нология.- 2021.-№1.- С. 113-116
4. Белова Е.А. Факторы и их влияние на деятельность транспортно-логистических провайдеров в условиях нестабильной среды // Вестник Академии знаний.- 2022.- №1 (48).- С. 34-42
5. Голиков И. А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-soderzhaniya-ponyatiy-konkurentsiya-i-konkurentosposobnost (дата обращения: 18.01.2024)
6. Киселица Е.П., А.И. Слюсарева Конкурентоспособность предприятия: подходы к ее пониманию и факторы ее повышения // Эксперт: теория и практика. – 2019. – No1.–С.21-24
7. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях URL: http://beta.moderncompetition.ru/general/upload/articles/p65-79-renamed.pdf (дата обращения: 18.01.2024)
8. Круг Э. А. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий: позиции разных авторов URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-konkurentosposobnost-predpriyatiy-pozitsii-raznyh-avtorov (дата обращения: 18.01.2024)
9. Кузнецова А. Р., Мартыненко А. О. Влияние человеческих ресурсов на конкурентоспособность организации в современных условиях URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-chelovecheskih-resursov-na-konkurentosposobnost-organizatsii-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 18.01.2024)
10. Лукманова П. М. Методологическая аргументация определения конкурентоспособности предприятия URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskaya-argumentatsiya-opredeleniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya (дата обращения: 18.01.2024)
11. Мявлина Н. Ж., Цопа Н. В. Исследование современных тенденций развития сферы услуг на примере рынка e-commerce// Экономика строительства и природопользования. - 2021. - № 4(81). - С. 115-121
12. Чернова Е. В., Кущева Н. Б., Цай Р. Д., Шабалин В. В. Потребители и ресторанный рынок: структурные изменения в условиях COVID- пандемии URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=7279 (дата об-ращения: 18.01.2024)
13. Ягунова Н. А., Смагина М. В. Оценка конкурентоспособности окружения предприятия с использованием модели пяти сил Майкла Пор-тера URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-konkurentnogo-okruzheniya-predpriyatiya-s-ispolzovaniem-modeli-pyati-sil-maykla-portera (дата обращения: 18.01.2024)
14. DataInsight. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_eCommerce2020.pdf (дата обращения: 18.01.2024)
15. How companies are rethinking last mile strategies. URL: https://www.euromonitor.com/article/how-companies-are-rethinking-last-mile-strategies (дата обращения: 18.01.2024)
16. Smart-lab. «СДЭК- Глобал» : 2021 в цифрах. URL: https://smart-lab.ru/mobile/topic/766108/ (дата обращения: 18.01.2024)
Читать дальше