Одной из важных задач современного образования и практической деятельности в области медицины является подготовка и адаптация младшего и среднего медицинского персонала к медицинской практике. Профессиональная деятельность в медицине, связанная с высокой ответственностью и сложностью принимаемых решений, может вызывать тревожность у медицинских работников. Тревожность, в свою очередь, может негативно сказываться на работе и здоровье медицинского персонала и препятствовать успешной адаптации к медицинской деятельности.
Проблема преодоления тревожности у медицинского персонала при адаптации к медицинской деятельности является достаточно актуальной и важной для педагогики и психологии. Существует немало исследований, посвященных проблеме тревожности, как в общей психологии, так и в педагогической психологии. Однако, исследования, сфокусированные на тревожности у младшего и среднего медицинского персонала при адаптации к медицинской деятельности, являются относительно новыми и требуют дальнейшего исследования и разработки.
Объектом исследования данной работы является процесс преодоления тревожности у младшего и среднего медицинского персонала при адаптации к медицинской деятельности. Предметом исследования являются приемы и методики преодоления тревожности, которые могут быть использованы в медицинской педагогике.
Целью данной курсовой работы является изучение специфики тревожности у младшего и среднего медицинского персонала при адаптации к медицинской деятельности и разработка практических рекомендаций по ее преодолению. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и характеристику тревожности в педагогической психологии.
2. Изучить специфику тревожности у младшего и среднего медицинского персонала в процессе адаптации к профессиональной деятельности.
3. Анализировать теоретические подходы и методики преодоления тревожности в педагогической практике.
4. Провести экспериментальное исследование по преодолению тревожности у младшего и среднего медицинского персонала.
5. Разработать практические рекомендации по преодолению тревожности и оценить их эффективность.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается выбор темы, определяется степень ее разработанности, а также формулируются цель и задачи работы. В первой главе рассматривается понятие и характеристика тревожности в педагогической психологии, а также специфика тревожности у младшего и среднего медицинского персонала в процессе адаптации к профессиональной деятельности. Также проводится анализ теоретических подходов и методик преодоления тревожности в педагогической практике. Во второй главе описывается организация и методика экспериментального исследования, проводится анализ уровня тревожности у младшего и среднего медицинского персонала, а также предлагаются практические рекомендации по преодолению тревожности и оценка их эффективности. В заключении подводятся итоги работы и делаются выводы по исследованию. В конце работы приводится список литературы, использованной при составлении курсовой работы.
Читать дальше
1.1. Понятие и характеристика тревожности в педагогической психологии
Тревожность – это сложное психологическое состояние, которое человек может переживать в ответ на разнообразные стрессовые ситуации и неопределенность в будущем. Она характеризуется ощущением беспокойства, боязни, напряженности и неуверенности. В контексте медицинской педагогики, где работа связана с жизнями и здоровьем пациентов, тревожность может возникать по разным поводам, начиная от сдачи важных экзаменов и заканчивая работой с критическими клиническими случаями. Важно подчеркнуть, что некоторая степень тревожности является нормальной и даже адаптивной реакцией организма на потенциальные угрозы [4].
В педагогической психологии выделяют несколько видов тревожности, каждый из которых имеет свои характеристики [2]:
1. Соматическая тревожность: этот вид тревожности связан с физиологическими проявлениями тревожности. Человек может испытывать повышенное сердцебиение, быстрое дыхание, потливость, дрожь мышц и другие физические симптомы. Соматическая тревожность может вызвать неприятные ощущения и дискомфорт.
2. Когнитивная тревожность: этот вид тревожности характеризуется беспокойством и тревожными мыслями. Человек может постоянно переживать негативные сценарии, сомневаться в своих способностях и беспокоиться о возможных негативных последствиях. Когнитивная тревожность может мешать концентрации и принятию обдуманных решений.
3. Эмоциональная тревожность: этот вид тревожности связан с переживанием негативных эмоций, таких как страх, беспокойство и неуверенность. Человек может испытывать интенсивные эмоции, которые могут мешать нормальному функционированию и взаимодействию с окружающими.
4. Моторная тревожность: этот вид тревожности проявляется в нервозности, дрожи конечностей, беспокойном движении и неспособности сосредотачиваться. Моторная тревожность может осложнять выполнение задач и профессиональную деятельность.
Читать дальше
2.1. Организация и методика экспериментального исследован
Основная цель нашего экспериментального исследования заключалась в идентификации уровня тревожности у младшего и среднего медицинского персонала и разработке эффективных методик для её преодоления в контексте профессиональной адаптации. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Оценить уровень тревожности среди медицинских работников в процессе их адаптации к профессиональной деятельности.
2. Выявить основные факторы, способствующие возникновению тревожности в данной категории персонала.
3. Разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных на снижение тревожности.
4. Оценить эффективность применяемых методик по итогам экспериментальной работы.
Итоговая выборка состояла из 100 медицинских работников (средний и младший медицинский персонал), из которых 60% были женщины, 40% – мужчины. Критерии выбора и характеристика участников:
Для обеспечения репрезентативности и достоверности результатов исследования, выборка участников была сформирована на основе ряда строгих критериев. Эти критерии были разработаны с учетом специфики медицинской среды и особенностей адаптационного периода медперсонала, а также нацелены на обеспечение возможности выявления корреляций между тревожностью и различными факторами профессиональной деятельности [20].
Читать дальше
В ходе проведенной курсовой работы было проведено исследование уровня тревожности среди медицинского персонала, основанное на количественных и качественных данных. Основные результаты исследования показали, что тревожность среди медперсонала является актуальной проблемой. Особенное внимание было уделено таким аспектам, как страх перед ответственностью, недостаток поддержки от коллег и эмоциональное истощение. Применение рекомендаций показало значимые изменения в уровне тревожности среди опытной группы по сравнению с контрольной.
Цель исследования была достигнута: получены детальные данные о проблеме тревожности среди медицинского персонала и разработаны методические рекомендации для её преодоления. С учетом полученных результатов можно предложить следующие рекомендации для дальнейших исследований:
1. Расширить исследование на более широкую аудиторию, включая медицинский персонал из разных регионов и стран, чтобы получить более универсальные выводы.
2. Провести детальное исследование других факторов, влияющих на уровень тревожности, таких как рабочие условия, социальные и экономические аспекты.
3. Исследовать долгосрочные эффекты применения рекомендаций и их влияние на общее качество жизни медперсонала.
В целом, данная работа предоставляет ценный вклад в изучение психологического благополучия медицинского персонала и предоставляет основу для разработки эффективных стратегий поддержки и помощи этой важной категории специалистов.
Читать дальше
1. Абрамова, О.С. Психологическое благополучие медицинских работников в условиях стресса / О.С. Абрамова // Психологический журнал. – 2017. – №2. – С. 45-53.
2. Антонова, Н.Е. Психосоциальные аспекты тревожности в медицинской среде / Н.Е. Антонова // Современная психотерапия. – 2020. – №2. – С. 14-20.
3. Белова, Е.И. Тревожность в профессиональной деятельности врача / Е.И. Белова // Медицинская психология в России. – 2019. – №4. – С. 13-21.
4. Воробьева, А.А. Факторы риска профессионального выгорания у медицинских работников / А.А. Воробьева // Национальный психологический журнал. – 2018. – №3. – С. 56-64.
5. Головина, Л.С. Тревожность как фактор риска профессионального выгорания у врачей / Л.С. Головина // Психологическая наука и образование. – 2021. – №1. – С. 35-42.
6. Гребенюк, О.Ю. Методы снижения тревожности у врачей в условиях стресса / О.Ю. Гребенюк // Психотерапия. – 2020. – №5. – С. 28-35.
7. Данилов, Д.А. Профессиональное выгорание и стресс у медработников / Д.А. Данилов // Психология и медицина. – 2016. – №1. – С. 23-30.
8. Ермолова, Т.В. Психологическая поддержка врачей в период пандемии / Т.В. Ермолова // Медицинская психология. – 2021. – №2. – С. 11-19.
9. Жукова, О.Е. Тревожность и страх перед ответственностью у медицинских работников / О.Е. Жукова // Психологическая наука и образование. – 2015. – №4. – С. 44-51.
10. Захарова, А.И. Профессиональное выгорание у медицинских специалистов: причины и последствия / А.И. Захарова // Научные ведомости. – 2017. – №12. – С. 97-105.
11. Иванова, Е.Б. Стресс и тревожность в профессиональной деятельности медработников / Е.Б. Иванова // Вестник психотерапии. – 2019. – №6. – С. 40-47.
12. Колесникова, И.С. Факторы риска развития тревожных расстройств у медработников / И.С. Колесникова // Психиатрия. – 2018. – №3. – С. 12-19.
13. Левченко, И.Ю. Профессиональное выгорание в медицине: причины и последствия / И.Ю. Левченко // Психологическая наука. – 2020. – №5. – С. 53-60.
14. Макарова, Е.В. Методы профилактики тревожности у медработников / Е.В. Макарова // Психология здоровья. – 2016. – №4. – С. 22-30.
15. Нестерова, Ю.В. Стресс и тревожность у медицинских работников в условиях пандемии / Ю.В. Нестерова // Вопросы психологии. – 2021. – №1. – С. 30-40.
16. Павлова, Л.С. Эмоциональное истощение и тревожность у медицинских работников / Л.С. Павлова // Научный вестник. – 2019. – №2. – С. 45-52.
17. Попова, Е.В. Психологические механизмы развития тревожности у медицинских специалистов / Е.В. Попова // Медицинская наука и практика. – 2019. – №4. – С. 20-27.
18. Романов, А.Г. Профессиональное выгорание и тревожность у мед работников: пути преодоления / А.Г. Романов // Психология и педагогика в XXI веке. – 2017. – №3. – С. 67-74.
19. Сергеева, М.В. Тревожные расстройства у медицинских работников: клиническая картина и методы коррекции / М.В. Сергеева // Медицинская психология. – 2018. – №5. – С. 32-38.
20. Смирнова, О.А. Профессиональные факторы развития тревожности у медработников / О.А. Смирнова // Актуальные проблемы медицинской психологии. – 2019. – №2. – С. 28-35.
21. Федоров, А.И. Оценка уровня тревожности у медицинских работников различных специализаций / А.И. Федоров // Психология здоровья. – 2020. – №4. – С. 15-22.
22. Цыганкова, О.П. Профессиональное выгорание и тревожность: причины и пути преодоления / О.П. Цыганкова // Психология в медицине. – 2017. – №3. – С. 10-17.
23. Чернова, М.Е. Психологические аспекты тревожности у медицинских работников / М.Е. Чернова // Вестник психотерапии. – 2016. – №5. – С. 48-55.
24. Шевченко, Я.И. Эмоциональное выгорание и тревожность: проблема и решения / Я.И. Шевченко // Вопросы психологии. – 2017. – №1. – С. 41-50.
25. Ярославцева, Г.А. Современные подходы к диагностике и коррекции тревожности у медработников / Г.А. Ярославцева // Медицинская психология в России. – 2018. – №3. – С. 25-33.
Читать дальше