Торговля – это отрасль хозяйственной и экономической деятельности, которая направлена на обмен, куплю продажу товаров или услуг. К основным хозяйственным операциям торговых организаций относятся приобретение и продажа продукции.
Торговые организации могут отражать товары в бухгалтерском учете, как по покупной стоимости, так и по продажным ценам. Выбранный способ учета необходимо закрепить в учетной политике. Приобретаемая и реализуемая продукция учитывается на счете 41 «Товары». Аналитический учет по данному счету следует организовать в разрезе складов, групп, видов товара. При учете продукции по продажным ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается в учете на счете 42 «Торговая наценка».
Ведение бухгалтерского учета продаж продукции в торговле регламентируется рядом нормативных документов, которые в зависимости от своего статуса и назначения подразделяются на четыре уровня:
первый уровень − Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые устанавливают единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учёта в РФ. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» является основным правоустанавливающим документом в области бухгалтерского учёта, который определяет объекты бухгалтерского учёта, основные задачи, основные требования к ведению бухгалтерского учёта, бухгалтерскую отчетность и документацию, а также ответственность за нарушения законодательства по ведению учёта;
второй уровень − Положения по бухгалтерскому учёту, утвержденные Министерством финансов России. Данные нормативные документы регламентируют порядок ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам. Так, порядок оценки, списания и отражения продукции регулируется ФСБУ 5/2019 «Запасы», доходы и расходы на продажу отражаются в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99;
третий уровень – это методические указания, инструкции, рекомендации. Они разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, профессиональными объединениями бухгалтеров на основе нормативных документов первого и второго уровней (план счетов бухгалтерского учёта);
четвертый уровень – это рабочие документы организации, которые носят обязательный характер по ведению учёта.
В процессе ведения торговой деятельности организация нацелена на получение прибыли. Анализ продаж продукции проводится по следующим направлениям: оценка финансовых результатов организации, состава доходов от продаж и расходов на продажу, оценка ритмичности и сезонности продаж, расчет показателей оборачиваемости продаж продукции и показателей рентабельности.
К основному виду деятельности ООО «РЕ Трэйдинг» относится розничная торговля одеждой в специализированных магазинах. Помимо этого организация также занимается оптовой продажей продукции и через интернет-магазин. Организация представляет такие бренды, как: Cropp, Reserved, Mohito, House, Sinsay. В организации применяется линейно-функциональная структура управления, отвечающая масштабам ее деятельности и требованиям рыночной среды. Анализ основных показателей компании показал, что эффективность ее функционирования в 2022 году снизилась по причине наличия убытков.
При проведении анализа организации бухгалтерского и налогового учета продаж продукции в ООО «РЕ Трэйдинг» был сделан вывод о соблюдении требований законодательства, установленных в целях определения порядка ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности в торговых организациях. При ведении учета покупная стоимость продукции отражается бухгалтером на счете 41 «Товары», а разница между покупной и продажной ценой (за вычетом НДС) и продажной ценой с НДС вносится для учета на счет 42 «Торговая наценка». Организация не применяет специальные налоговые режимы и находится на общей системе налогообложения.
Проведенный анализ эффективности управления продажами в ООО «РЕ Трэйдинг» показал, что план продаж продукции не выполняется на протяжении трех последних лет. При этом, если в 2020 году он достигал 87 %, то в 2022 году – лишь 78 %. Коэффициент ритмичности так же сократился за три года с 0,86 до 0,78. Основную долю выручки составляет продукция, реализованная в розницу, однако наибольшей стабильностью продаж обладает продукция, которая реализуется оптом. Так же было выявлено, что в зимнее время объем продаж продукции в организации выше, чем в летнее и весеннее время. Показатели рентабельности отрицательны по причине наличия убытка по итогам 2022 года, однодневный объем продаж продукции сокращается, а доля затрат в структуре выручки растет.
Для решения проблем, связанных со снижением объема продаж продукции, а также для повышения качества бухгалтерского и налогового учета, было предложено создать службу внутреннего контроля доходов и расходов. Служба внутреннего контроля будет организована как отдельное структурное подразделение, в состав которого будут входить руководитель службы, финансовый аналитик и специалист финансового контроля. Внутренний контроль представляет собой комплекс упорядоченных взаимосвязанных средств, методов и процедур, используемых в целях повышения эффективности управления хозяйственной деятельностью, обеспечения контроля за сохранностью имущества, выполнению обязательств, соблюдению норм действующего законодательства.
Совокупные расходы на создание службы контроля составят 3 760 тыс. руб., по экспертной оценке ООО «РЕ Трэйдинг» сможет выйти на чистую прибыль в размере 4 316 тыс. руб., экономическая эффективность определена в размере 14,79 %.