Актуальность исследования: развитие речи и актуальность данной проблемы в период обучения грамоте обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, развитие речи является ключевым аспектом общего развития ребенка, влияющим на его способность к обучению и социализации.
Во-вторых, обучение грамоте является важным этапом в жизни ребенка, когда он начинает осваивать навыки чтения и письма.
В-третьих, современные образовательные стандарты требуют от педагогов и родителей более активного подхода к развитию речи детей в период обучения грамоте. Наконец, исследования в области развития речи и обучения грамоте постоянно обновляются, и важно учитывать последние научные достижения в этой области.
Проблема развития речи младших школьников всегда трактовалась в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Об этом свидетельствуют работы известных лингвистов и методистов прошлого (Буслаев А.Ф., Леонтьев А.А., Ушинский К.Д. и др.) и современности (Апполитова Н. А., Золотова Г.А. и др.).
Сегодня методология развития речи поднимается на совершенно новый уровень – от чисто практического до научного. Одним из наиболее важных источников этого процесса является лингвистика. В последние десятилетия были разработаны такие области, как функциональный стиль, культура речи и теория текста. Развитие всех этих наук, накопление в них конкретных знаний о речи явилось мощным стимулом для обновления соответствующей области методологии преподавания русского языка и позволило методистам в течение долгого времени начинать обновление школьной системы обучения речи, которая не отвечает всем требованиям.
Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков и умений.
Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка.
Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.
Актуальность обусловлена, с одной стороны – необходимостью создания специальной системы заданий по русскому языку в целях формирования орфографических умений в период обучения грамоте, с другой стороны – недостаточной разработанностью данной проблемы в методике преподавания русского языка.
Объектом исследования является развитие речи младших школьников.
Предмет исследования - основы формирования орфографических умений как одно из условий развития речи в период обучения грамоте.
Цель исследования - теоретические и методические основы формирования орфографических умений в период обучения грамоте.
Из цели исследования вытекают его основные задачи:
1. Рассмотреть условия развития речи в период обучения грамоте.
2. Изучить условия формирования орфографических умений.
3. Охарактеризовать игру на уроках русского языка как средство развития орфографических умений в период обучения грамоте.
4. Рассмотреть методику формирования орфографических умений у учащихся 1 класса.
Методологические основы исследования: концептуальные положения по вопросу совершенствования текстовых умений у младших школьников на уроках литературного чтения средствами учебной деятельности; теоретические основы дидактической системы «Школа России»;
При проведении исследования использовались следующие методы: изучение трудов педагогов-психологов, синтез, обобщение.
Новизна работы заключается в комплексном подходе к рассмотрению проблемы развития речи в период обучения грамоте, а также в анализе методики формирования орфографических умений обучающихся 1 класса.
Структура работы определена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В списке литературы 20 источников.
Читать дальше
Обучение русскому языку представляет собой двусторонний процесс, предусматривающий формирование речевых умений и навыков на основе прочных лингвистических знаний. Эта особенность школьного обучения русскому языку, обусловленная взаимосвязью языка и речи, оказывает определенное влияние на ход научно-методических и психолого-педагогических исследований и направляет их на изучение детской речи. Нельзя назвать ни одного крупного ученого в области методики преподавания русского языка, лингвистики, психологии, которого не волновала бы проблема развития речи: особенности ее формирования, пути и условия развития, механизмы речи, психология усвоения языка как средства общения и т.д. [14, стр. 102].
На необходимость пристального изучения детской речи указывали выдающиеся педагоги (К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, В. А. Добромыслов и др.), лингвисты (Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев и др.), психологи (Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Н. И. Жинкин, П. П. Блонский и др.).
Накоплена обширная научная литература по проблеме изучения и развития речи детей разного возраста. Анализ ее позволил выделить основные направления исследования данной проблемы, в том числе психолого-педагогическое, которое выступает теоретической основой развития речи учащихся.
Читать дальше
Значение игры невозможно исчерпать развлекательным её приложением. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в творчество, модель человеческих отношений и проявлений в труде.
Особой популярностью у учащихся пользуются командные игры.
Работая над словарными словами, используем такие игры как игра «Молчанка» (первый способ: ученик выходит к доске и записывает слово, которое учитель прошепчет на ушко; второй способ – учитель показывает карточку со словом, в котором пропущена буква, дети пишут + взаимопроверка), «Метод ярких ассоциаций» (когда учащиеся находят ассоциативный образ, связанный со словарным словом), «Слог потерялся» (-зина (корзина), — оро- (ворона, сорока), «Путаница» (правильно расставить слоги, чтобы получилось слово), «Эрудит»( (дети отгадывают слово по его лексическому значению: городская наземная электрическая железная дорога (Трамвай)
Ребусы, шарады, кроссворды, метаграммы и головоломки с загадками очень оживляют уроки русского языка в любом начальном классе, развивают у детей речь, логическое мышление, обогащают словарный запас, учат мыслить детей образами, картинками. Во время игры не бывает детей, не участвующих в работе. В игре проявляется самостоятельность и творчество каждого ученика, каждый работает в меру своих сил и способностей [13].
Читать дальше
Развитие речи в период обучения грамоте является важным этапом в формировании личности ребенка. В ходе исследования были выявлены психолого-педагогические основы развития речи, а также условия, которые способствуют этому процессу.
Одним из ключевых моментов является грамматико-орфографическая пропедевтика, которая помогает детям освоить основы языка и грамотно выражать свои мысли. Игра на уроках русского языка также играет важную роль в развитии орфографических умений.
Анализ опыта работы по формированию орфографических умений первоклассников показал, что использование игровых методов и заданий способствует более эффективному усвоению материала.
Уровень овладения орфографической грамотности учащихся можно значительно повысить, если систематически применять специальные приемы, типы и виды упражнений, развивающие орфографическую зоркость.
Главный отличительный признак заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. При помощи этих заданий ученики могут свободно оперировать фактами письма: видеть орфограммы и свои личные затруднения; разграничивать явления письма, оценивать их. В этом случае создаются благоприятные условия для осмысленного письма и сознательного применения правил, для привлечения в нужном случае словарей. Ученик психически не скован, не боится ошибок, так как нестандартные задания учат его самостоятельному поиску путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного в обосновании решения), то есть создаются нормальные условия для обучения.
Оптимальные результаты достигаются, если сосредоточить усилия не только на вновь вводимых правилах и соответствующих орфограммах, но и на тех компонентах общей орфографической теории, которые обеспечивают цельное восприятие знания и способствуют успешному формированию необходимых умений, совершенствованию навыков. К таким компонентам общего знания были отнесены:
1) понятие орфограммы как специфичного явления письма. С помощью этого понятия отрабатываются умения замечать при письме орфограммы – объекты применения правил, развивается орфографическая зоркость;
2) понятие типа написания (употребление букв для обозначения звуков, слитно-дефисно-раздельные и строчные-прописные обозначения). На основе этих понятий формируется системное представление о характере написаний, которые основаны на разных принципах и реализуются своей группой правил воспитывается привычка дифференцировать их;
3) понятия языковые (знание слова, знание морфем, форма слова, однокоренное слово, синоним, зависимое слово), лежащие в основе правил и обеспечивающие нужный для грамотного письма темп определения части речи, склонения, спряжения, границы слова и тд.;
4) понятия видов орфограмм. Осваивая виды орфограмм, школьники учатся классифицировать и дифференцировать изучаемые орфограммы.
Читать дальше
1. Агаркова, Н. Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс. Методическое пособие / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. - М.: Академкнига/ Учебник, 2015. - 208 c.
2. Бойкина, М. В. Обучение грамоте. Поурочные разработки с технологическими картами уроков [Текст] / М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2020. – 432 с.
3. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом №2 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2014. - 32 c.
4. Дейкина, А. Д. История методики преподавания русского языка в биографических очерках: учебное пособие/ А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 348 с.
5. Дубовец З.А.Словарная работа и орфографическое чтение – залог грамотности развития речи //Начальная школа.-2014.-№ 3.- С. 61.
6. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Электронный ресурс] / В. Ф. Иванова. – URL : http://www.rulit.me/- books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942- 59.html (дата обращения: 02.02.2024).
7. Зацепина, Е. В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / Е. В. Зацепина // Образование в современной школе. – 2022. – № 11. – С. 17-19.
8. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы [Текст] / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2020. – 340 с.
9. Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка //Начальная школа.-2018.- № 7.– С.25.
10. Копытова, Л. Н. Развитие умения видеть орфограммы [Текст] / Л. Н. Копытова //.Начальная школа плюс До и После. – 2021. – № 3. – С. 46-51.
11. Королева Г.В. Читаем быстро. Только проверенные упражнения и методики. / Г.В. Королева. - М.: Издательство: 1000 Бестселлеров, 2020. - 338 с.
12. Кузьменко Н.С. Как подготовить учителя к работе по формированию орфографической зоркости у младших школьников // Начальная школа.- 1996.- №12.– С.9.
13. Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать [Текст] : рабочая тетрадь для 1 кл. четырехлет. нач. шк. / М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Вента-Графф, 2015. – 64 с.
14. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2019. – 464 с.
15. Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов / под ред. Мачулиной М.А. – Пятигорск: ООО «РИА-КМВ», 2020. - 116 с.
16. Пьянкова Е.А. Читаю легко и правильно: для детей 6-7 лет / Е.А. Пьянкова, Е.А. Родионова. - Москва: Эксмо, 2021. - 96 с.
17. Саломатина, Л. С. Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) на уроках русского языка в начальной школе/ Л. С. Саломатина. - Москва: Прометей, 2016. - 300 с.
18. Узорова О.В. 12000 мини-заданий по русскому языку на каждый день: 1-4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – Москва: Издательство АСТ 2021, - 160 c.
19. Федина Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата / Л.В. Федина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 132 с.
20. Фролова, Л.А. Структура орфографической зоркости и уровня ее развития у младших школьников / Л.А.Фролова // Начальная школа. – 2015. – № 5. – С.41-47.
Читать дальше