-
Демидовский университет

Психологические особенности и закономерности деятельности учителя общеобразовательной школы

курсовая работа
Психология
40 страниц
36% уникальность
2024 год
35 просмотров
Мухаббатхон У.
Эксперт по предмету «Психология и педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 часть
2 часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ..........................................................................................................................................6 1.1 Психологические особенности деятельности учителя..............................................................................................................................................6 1.2 Основные закономерности деятельности учителя общеобразовательной школы.................................................................................................20 1.3 Проблемы, встречающие в профессионализме школьного учителя............................................................................................................................................24 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ................................................................................................................ 30 2.1 Исследование деятельности школьного учителя в условиях работы со школьниками................................................................................................................................30 2.2 Результаты проведенного анализа.....................................................................31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................3 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ....................................42 ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................45
Читать дальше
Актуальность исследования. Психологические особенности и закономерности деятельности учителя общеобразовательной школы являются важным звеном в участии и формировании учебного процесса. Необходимо учитывать определенные факторы, которые влияют на данные особенности и закономерности педагогической деятельности. Педагогическая деятельность возникла со становлением культуры. «Культура – это не просто среда, растящая и питающая личность, это движущая сила ее развития» (В. П. Зинченко). В учебном процессе крайне важно иметь целенаправленность и конкретные средства, методы воздействия. Педагог – человек, который не только способен раскрыть потенциал своих знаний на занятиях, но и человек наставляющий, ведущий, вовлекающий. Современная образовательная система общества испытывает инновационные изменения и данный момент стоит брать во внимание. Особо активным преобразованием подвергается непосредственно учебная деятельность. Это обуславливается значимостью психологических факторов, которые формируются у учащихся на определенном этапе развития. Именно по данной причине основная ответственность и функция развития учащихся как субъект самообразования лежит на преподавателе. Традиционно проблемы профессионального развития педагога общеобразовательной школы находятся в центре психологических и педагогических исследований (Г. И. Вергелес, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. Ф. Спирин, М. И. Рожкова, Г. И. Ц Цукерман, Л. М. Митина, В. И. Загвязинский и др.), которые раскрывают многообразные элементы его педагогического процесса и личностных качеств. Объектом исследования является профессиональная деятельность педагога в общеобразовательной школе. Предметом исследования являются психологические особенности и закономерности, которые влияют на деятельность учителя общеобразовательной школы. Целью исследования является выявление психологических особенностей и закономерностей преподавателя общеобразовательной школы. Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются: 1. Рассмотреть психологические особенности деятельности учителя; 2. Изучить основные закономерности деятельности учителя; 3. Выявить проблемы, которые встречаются в профессиональной деятельности школьного учителя; 4. Провести исследование деятельности школьного учителя в условиях работы со школьниками; 5. Проанализировать результаты проведенного анализа. Гипотеза исследования состоит в том, что все изменения, происходящие в обществе вследствие его развития, накладывают отпечаток как на профессиональную деятельность педагога, его личностные качества, так и на его образ в художественной литературе, кино, СМИ. Формирование образа современного педагога будет успешным в том случае, если: • в образовании не будет «случайных людей», а учить детей будут лишь учителя, имеющие призвание и любящие их; • в средствах массовой информации, телевизионных программах, кино, литературных произведениях учителю будет отведено почетное место, а не «скамья позора»; • будут созданы условия, обеспечивающие достойный уровень жизни учителя. Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение специализированной литературы, изучение публикаций и материалов; применены принципы культурно-педагогического подхода и принцип целостности) и практические (в опытно-экспериментальной работе, которая представлена в виде исследовательского анкетирования и беседы с учащимися). Структура исследования. Полный объем работы состоит из 46 листов компьютерного текста. Сама курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников (32) и приложение.
Читать дальше
Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которой он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объекты внешней по отношению к нему среды и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Существует внутренний план деятельности, который содержит потребности, мотивы, цели, условия достижения целей и внешний план деятельности, который содержит всю реализованную деятельность, а также операции, из которых она состоит. Важно разобрать понятие сущности понятия самой педагогической деятельности как таковой. Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность представляет из себя своеобразное управление деятельностью воспитанника с целью его непосредственного воспитания, обучения, развития внутренних личностных качеств. Данная деятельность делится на два основные компонента: научная деятельность педагога и практическая деятельность педагога [1, с. 25]. Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, который предусматривает собой определенную постановку цели. Получение новых знаний о педагогических взаимоотношениях взрослого и учащегося, а также форма их развития. В свою очередь научная педагогическая деятельность делится на теоретическую и экспериментальную [5, с. 16]. Основной упор данной деятельности приходится на формирование определенных теоретических навыков у учащихся. Здесь важно учитывать компетентность педагога, уровень его ответственности, организованности и подхода. Ведь к каждому ученику нужен индивидуальный подход и данный подход разрабатывается непосредственно преподавателем. Важно уметь не только грамотно подать учебный материал, но и объяснить его таким образом, чтобы он был доступен всем на одинаковом образовательном уровне. Кому-то необходимо уделять больше времени на объяснение и анализ того или иного фрагмента материала. В таком случае преподаватель должен в свою очередь этот момент учитывать.
Читать дальше
В ходе исследования проводилось анкетирование, в котором приняли участие 10 педагогов. Удовлетворенность профессией оценивалось по восьми шкалам: • отношение к учебному заведению; • отношение к учебному заведению; • удовлетворенность условиями труда; • удовлетворенность педагога своим положением в коллективе; • отношение к работе; • отношение к ученикам; • отношение к руководителю; • отношение к педагогическому коллективу; • шкала лжи Анкета имела шкалу лжи. Чем выше сумма баллов, набираемая по шкале, тем выше удовлетворенность педагога фактором, который данная шкала отражает. Однако если сумма баллов по шкале лжи составит более 6, то результаты можно считать недостоверными. Результаты предоставлены в приложении. В данной работе будут представлены три диагностических подхода: 1. Оценка удовлетворенности профессией учителя. В данном диагностическом подходе предлагается ряд утверждений, с которыми педагог может согласиться, не согласиться или согласиться частично. Данный подход предложен в формате анкетирования, которое состоит из 54 вопросов и интерпретации результатов ответов. 2. Диагностика коммуникативной социальной компетентности. Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности педагога. Методика представлена в виде опросника, который включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке. 3. Методика «Самооценка психологической адаптивности». С помощью данной методики выявляется уровень социально-психологической адаптивности личности. Методика представляет из себя 15 вопросов, которые в свою очередь поделены на две группы: А (10 утверждений) и Б (5 утверждений).
Читать дальше
В данной курсовой работе профессиональная деятельность педагога в общеобразовательной школе была рассмотрена как объект; определены его личностные особенности; изучены модели профессиональной компетенции учителя и социальную структуру образования. Было проведено исследование деятельности школьного учителя в условиях работы со школьниками. Также было проанализировано, какую роль играет педагогическая профессия на сегодняшний день в нашем обществе. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится: «Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, профессионального мастерства, эрудиции, культуры». «Народный учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее». Итак, педагог должен обладать сегодня следующими качествами: • общественномировоззренческими (качествами, отвечающими требованиям общества): социальная ответственность; гражданственность; общественная активность; нравственная зрелость (высокая нравственная культура); убежденность учителя (убежденность преподавания своего предмета); • профессионально-педагогическими качествами: высокий уровень образованности; педагогический такт; педагогическая наблюдательность; интерес к ребенку как к личности; творческое отношение к делу; умение обобщать, изучать и перенимать педагогический опыт; педагогические способности (дидактические, организаторские, гностические, коммуникативные, конструктивные, сугитивные); • личностными качествами: справедливость; ответственность; принципиальность; доброта в сочетании с требовательностью; скромность; верность слову; общительность; сдержанность и др. Переход к новым, демократическим взаимоотношениям между учителем и учеником является важнейшим звеном процесса перестройки образования на гуманистических началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество в целом будет реформировано на принципах рыночной экономики и демократические институты окончательно утвердятся в стране. Только тогда возрастет ценность образования в стране, повысится престиж учительской профессии, а учащиеся и их родители будут сознательно ориентированы на получение образования. Образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функции педагога в современном обществе. Социальная роль педагогической профессии заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия. Современные работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами: - думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); - обладать творческим мышлением; - обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. Те школьники, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности: - гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; - самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Таким образом, главное, стратегическое направление работы педагогов находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога; в котором деятельность учения – познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик; чтобы традиционная парадигма образования – учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму – ученик – учебник – учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. Главные задачи педагогов на сегодняшний день состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности. Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: каждый педагог должен в идеале иметь определённые педагогические способности для достижения успешной учебной и воспитательной деятельности. Педагог должен быть личностью. Ф.Н. Гоноболин даёт следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, составляют следующие педагогические способности: • делать материал доступным; • проявлять творчество в работе; • иметь педагогически-волевое влияние на учащихся; • проявлять любовь и интерес к детям; • иметь содержательную и яркую речь и образность убеждений; • иметь педагогический такт; • уметь найти связь учебного предмета с жизнью; • проявлять педагогическую требовательность. Личность педагога развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но, прежде всего, в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда предъявляет особые требования к его личностным качествам. Таким образом, высокопрофессиональный и успешный педагог - это педагог, у которого в полной мере сформированы качества субъекта профессиональной деятельности, общения, самосознания.
Читать дальше
1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. – Казань, 2000. – 600 с. 2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). – М.: «Педагогика», 1977. – 256 с. 3. Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. М., 1986. – 196 с. 4. Белинский, Виссарион Григорьевич (1811-1848). Избранные педагогические сочинения [Текст] / Под ред. действ. чл. АПН Е. Н. Медынского ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - Москва ; Ленинград : Акад. пед. наук РСФСР, 1948. - 280 с., 2 л. портр. : портр.; 22 см. 5. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. – 128 с. 6. Виноградова А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=20976. 7. Вольтер. Избранные произведения. – Москва: «ГИХЛ», 1947. – 646 с. 8. Герцен А. И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1990. – 368 с. 9. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высш. шк., 2007. – 203 с. 10. Зимняя, Ирина Алексеевна. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 447 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-9770-0518-0 (МПСИ). 11. Коменский Я.А. Учитель учителей: Избранное. © ООО Издательский дом «Карапуз», 2008. – 191 с. 12. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 222 с. 13. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с. 14. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с. 15. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. - 128 с. 16. Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989. - 265 с. 17. Лихачев, Борис Тимофеевич. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Владос, 2010. – 646 с., [1] с.; 22 см. - (Педагогическое наследие).; ISBN 978-5-691-01654-7 (в пер.) 18. Моисеева А. М. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1998. – 145 с. 19. Петунин О. В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи: монография. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2010. – 372 с. 20. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999. – 323 с. 21. Полат Е.С. Новые педагогические технологии/ Пособие для учителей, М., 2000. – 196 с. 22. Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. – М, 1983. – 249 с. 23. Рожков М. И., Макеева Т. В. Социальная педагогика. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. – 288 с. 24. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. – 384 с. 25. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 95 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Агрометеорологическое значение облаков
Количество страниц:
10
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Метеорология
курсовая работа
Инновационная экономика. Содержание и основные формы развития
Количество страниц:
20
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Микроэкономика
курсовая работа
Деловая среда развития организации и использование информации о ней в процессе эффективного управления конкретным предприятием
Количество страниц:
20
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image