Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан 5
1.1 Роль профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в системе мер активной политики занятости населения 5
1.2 Понятие и виды профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан 8
1.3 Нормативно-правовая база организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан 12
Глава 2. Анализ основных показателей профессиональной подготовка, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан 14
2.1 Статистический анализ основных показателей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан 14
2.2 Анализ региональной практики организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан 17
Глава 3. Направления совершенствования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан 21
3.1 Пути развития профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан 21
3.2 Направления адаптации зарубежного опыта профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан на российском рынке труда 24
Заключение 29
Список использованных источников 30
Читать дальше
В курсовой работе рассматривается профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан как ключевой приоритет активной государственной политики правительства нашей страны в сфере трудовых отношений и занятости населения.
Актуальность работы состоит в том, что во время экономического кризиса безработные граждане являются самыми уязвимыми на рынке труда. Безработица объективно усугубляет проблему бедности, поскольку неминуемо влечет утрату источника дохода, получаемого от занятия трудовой деятельностью. Для обеспечения конкурентоспособности безработных граждан центры занятости предлагают множество направлений переподготовки с целью трудоустройства в будущем.
Цель исследования является выявление сущности и специфики профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, не имеющих работы, как элемента реализации государственных мер регулирующего воздействия на занятость населения.
К задачам, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели, отнесены:
- рассмотрение понятия, видов и роли профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в системе мер активной политики занятости населения;
- анализ действующего законодательства в вопросах организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации нетрудоустрренных граждан;
- анализ статистических показателей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации неработающих граждан;
- изучение практической деятельности региональных профильных ведомств организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в субъектах РФ;
- выявление направлений совершенствования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан без работы и возможностей интеграции в российскую систему зарубежного опыта профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан на национальном рынке трудовых отношений.
Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, в сфере организации поддержки трудоустройства населения через систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации неработающих граждан.
Предметом исследования является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.
В ходе выполнения курсовой работы применялись методы обобщения, системного, логического и сравнительного анализа.
Структура работы состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка использованных источников.
Читать дальше
В систему основных приоритетов реализации государственной социально-экономической политики включены мероприятия по оказанию помощи в трудоустройстве незанятым группам населения, максимально полное использование рабочего потенциала населения, гарантия соцзащиты от безработицы. Для восстановления российской экономики от потрясений последних нескольких лет требуется повышение конкурентоспособности определенных групп населения на трудовом рынке через увеличение числа социальных функций правительства. Финансирование мер поддержки безработных граждан является одним из видов инвестиций в человеческие ресурсы страны, соответственно бюджетные средства, адресованные на реализацию активной политики поддержки населения в обеспечении занятости, включая функционирование системы профессионального обучения и переквалификации неработающих граждан дают наибольший эффект .
Для того чтобы понять роль системы профессионального обучения в государственной политике содействия занятости, рассмотрим проблему с позиции участников данной системы.
С одной точки зрения, требования к государству как гаранту обеспечения мер поддержки в вопросах трудоустройства населения формулируются отдельными группами населения, в том числе и безработными гражданами и этот запрос усиливается экономической и социальной неопределенностью, связанной с трудностями, которые испытывает российская экономика из-за последствий пандемии, ужесточения санкций и ухудшения геополитической обстановки.
Читать дальше
Совокупность мероприятий по координации работы системы профессиональной подготовки и переквалификации установленных категорий граждан исполняется в ходе реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».
В результате утверждения распоряжения № 537-р Роструд получил из резервного фонда Правительства РФ целевое финансирование мероприятий профессиональной подготовки и переквалификации граждан, оставшихся без работы и ставших на учёт в службе занятости, а также работников, которым грозит риск увольнения. Общий объем финансирования составил 5 958 млн. рублей, в том числе каждый федеральный оператор получил по 1 986 млн. рублей.
В дальнейшем распоряжениями № 3188-р и № 4043-р в вышеназванное распоряжение № 537-р были внесены соответствующие изменения, согласно которым объем бюджетный транш на реализацию указанных мероприятий в 2022 году, составил 2 819,7 млн. рублей.
На официальном сайте Роструда подведены итоги выполнения Государственной программы РФ «Содействие занятости населения» (период реализации второго этапа 2022-2030 гг.) .
Читать дальше
По информации Росстата, уровень регистрируемой безработицы в России постоянно снижается. Так в феврале 2023 года численность неработающих составила 2,635 млн чел или 3,5%, что является историческим минимумом. К причинам такого спада можно причислить уход ряда зарубежных предприятий с российского рынка в 2022 году, начало СВО, запустившее предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) и промышленные предприятия для выпуска необходимой для страны продукции .
Оценка состояния российского рынка трудовых отношений через уровень безработицы создаёт основу для оптимистичных прогнозов без учёта рисков роста технологической безработицы, предопределенного цифровизацией экономики и трансформацией занятости населения. В условиях цифровой трансформации происходит стремительное перераспределение структуры теоретических знаний и практических навыков навыков, ранее востребованных, но со временем ставших не нужными, во всех профессиях, что ведёт к потребности в массовом переобучении или переквалификации работников. Эксперты в своих оценках прогнозируют, что в Соединённых Штатах Америки к 2033 г из-за роботизации трудовой рынок может лишиться порядка 47% рабочих мест, востребованных в 2018 г., для Китая эта доля оценивается в 77%. В нашей стране по самым оптимистичным сценариям в течение ближайшего десятилетия изменяться требования приблизительно к 20-25 млн трудовых вакансий .
Темпы этого процесса могут незначительно замедлиться из-за прогнозного падения уровня рабочей силы в результате социально-демографического провала 1990-х.
Читать дальше
Реализация государственной политики содействия занятости является основополагающим элементом системы социального государства, каким является наша страна. Предоставление безработным гражданам возможности пройти дополнительное профессиональное обучение за счёт бюджетных средств снижает общий уровень безработицы, способствует росту благосостояния населения, а также влияет на повышение ВВП и рост поступлений в бюджет.
Реализуемая в настоящее время в нашей стране политика занятости во многом основана на многолетнем опыте, пришедшем из советского прошлого, где существенно отличались подходы к найму сотрудников, а также была минимизирована разница в доходах основной части населения. Поэтому в случае потери работы, вполне закономерным было решение обратиться в профильную службу, получить именно там самую актуальную информацию о существующих предложениях, пройти обучение и в кратчайшие сроки приступить к работе на новом месте. В сегодняшних условиях информация о вакансиях находится в открытом доступе, обучающих курсов или семинаров достаточно и их можно посещать, продолжая работать, поэтому соискателям по силам справиться с поиском новой работы самостоятельно, либо с помощью частных фирм. При этом существуют профильные ведомства, осуществляющие на трудовом рынке в том числе и эта функции. О востребованности данных услуг среди населения профильные службы судят по статистике, собираемой ими же из года в год, но нет статистики из негосударственных фирм, опросов соискателей, качественного взаимодействия с работодателями. О результатах так же судят по собственной статистике и общих показателях, зависящих от многих факторов, в том числе от внешнего окружения.
Поэтому по результатам исследования теоретической и практической научной литературы по теме работы, сделан вывод, что существующая система требует модернизации, поскольку основана на реактивной политике выстраивания деятельности служб занятости по максимально быстрому трудоустройству безработных граждан на любые имеющиеся вакансии. В настоящее время практически не ведётся работа по долгосрочному планированию потребностей работодателей в конкретных профессиях, по привлечению работодателей для финансирования обучения и по реализации социальной функции Роструда в содействии не просто поддержания минимального уровня дохода, но и в содействии его росту. В целом работу профильных структур можно охарактеризовать как поверхностную, в недостаточной степени отвечающей современным реалиям и запросам рынка, как со стороны соискателей, так и со стороны работодателей.
В работе рассмотрены теоретические аспекты функционирования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, проведен статистический анализ основных показателей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и региональной практики организации данной системы обучения, а также выявлены направления совершенствования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, в том числе путем адаптации зарубежного опыта.
Читать дальше
1. Кривицкая Н. А., Иванова Н. А. Профессиональная подготовка безработных в системе мер государственной политики // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2012. №1 (40). С. 75-78.
2. Алдашева А. А., Шаков А. М., Рунец О. В. Потребность в мерах государственной поддержки в условиях пандемии: социально-психологический анализ поведения безработных // Гуманизация образования. 2020. №3. С. 125-133.
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) [Электронный ресурс] // СПП «Консультант плюс»
4. Федеральная служба по труду и занятости – Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://rostrud.gov.ru/rostrud/proekty/?ID=1154188 (дата обращения: 22.12.2023)
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 537-р // Официальное опубликование [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203190005 (дата обращения: 22.12.2023)
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.10.2022 № 3188-р // Официальное опубликование [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202210280031 (дата обращения: 22.12.2023)
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.12.2022 № 4043-р // Официальное опубликование [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202212210034 (дата обращения: 22.12.2023)
8. Министерство труда и социальной защиты Саратовской области – Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://social.saratov.gov.ru/statisticheskaya_informatsiya_o_deyatelnosti_ministerstva/analiticheskie_materialy_zanyatost_trud_migratsya/zanyatost/aktivnaya_politika/ (дата обращения: 22.12.2023).
9. Названы популярные среди саратовцев специальности при переобучении // Новости СарБК [Электронный ресурс] URL: https://news.sarbc.ru/main/2022/07/21/276485.html (дата обращения: 22.12.2023).
10. СГУ успешно прошёл отбор для участия в 2023 году в федеральном проекте «Содействие занятости» - Дистанционное образование // Официальный сайт СНИГУ им. Н.Г.Чернышевского [Электронный ресурс] URL: https://sgu-do.ru/sz-2023/ (дата обращения: 22.12.2023).
11. Шпилькина Т.А., Филимонова Н.Н., Артамонова Л.С. Государственная политика в области занятости и безработицы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. №8 (102). С. 207-211.
12. Маркеева А. В., Панферов Д. А., Жолобова О. А. Модернизация программ переобучения безработных граждан в РФ в условиях перехода к цифровой экономике // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. №2. С. 133-156.
13. Коношко Л.В. Зарубежный опыт в области регулирования рынка труда // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2020. №1-2 (102-103). С. 48-
Читать дальше