-
Демидовский университет

Методы музыкального образования

курсовая работа
Языки
30 страниц
21% уникальность
2024 год
1 просмотров
Бадулина О.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава I.
Глава II.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
Введение 4 Глава I. Общепедагогические и специальные методы музыкального образования 6 1. Общепедагогические методы на уроках музыки 6 2. Специфика методов музыкального образования в зависимости от целей, задач, содержания и видов музыкальной деятельности 11 Глава II. Специфика применения методов музыкального образования на уроках музыки 16 1. Классификация методов музыкального образования в работах Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Адбуллина, Л.В. Горюновой 16 2. Особенности применения методов музыкального образования на уроках музыки 25 Заключение 29 Список использованных источников 31
Читать дальше
Актуальность исследования. В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи, стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей». На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные методы обучения можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Основной целью современного музыкального образования в школе является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования по искусству). Актуальными проблемами современного музыкального образования являются: использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусств; внедрение новых образовательных технологий; использование современных методов музыкального воспитания. Цель исследования – определить методы музыкального образования. Задачи: 1) рассмотреть общепедагогические методы на уроках музыки; 2) обосновать специфику методов музыкального образования в зависимости от целей, задач, содержания и видов музыкальной деятельности; 3) раскрыть классификацию методов музыкального образования в работах Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Адбуллина, Л.В. Горюновой; 4) проанализировать особенности применения методов музыкального образования на уроках музыки. Методологической основой исследования являются: к методике музыкального образования школьников особое внимание уделяют отечественные представители данной отрасли педагогической науки (Л В. Горюнова, Н.Н Гришанович, Н.Л. Гродзенская, Е.Г. Гуляева, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, А.И. Ковалёв, В.В. Ковалив, Т.П. Королёва, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.В. Медушевский, А.А. Мелик–Пашаев, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников и др). В ходе исследования были использованы следующие методы исследования: теоретико–методологический анализ психолого–педагогической, социологической и научно–методической литературы по проблеме исследования; анализ педагогического опыта. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы. Во введении определены актуальность, цель, задачи исследования, обозначены методы анализа поставленной проблемы. В первой главе рассмотрены теоретические основы поставленной проблемы. В первом разделе рассмотрены общепедагогические методы на уроках музыки; во втором – специфика методов музыкального образования в зависимости от целей, задач, содержания и видов музыкальной деятельности Вторая глава содержит материал, раскрывающий специфику применения методов музыкального образования на уроках музыки. Результаты исследования сведены в заключении. Список использованных источников содержит труды в области педагогики, психологии, музыкальной педагогики и методики.
Читать дальше
Проблема методов – одна из центральных в современной педагогической теории и практике. Существуют различные определения метода как педагогической категории. По мнению М. Н. Скаткина, «метод обучения предполагает прежде всего цель учителя и его деятельность имеющимися у него средствами» [16, с. 87]. В. В. Краевский особо подчеркивает такую инвариантную черту учебного процесса, как взаимодействие обучающего и обучающегося. «Такое взаимодействие, – пишет он, – обязательно присутствует в любом обучении» [11, с. 31]. Важность четко поставленной цели в определении метода ее достижения подчеркивается Ю. К. Бабанским: «Метод – это «отрегулированная по определенному принципу деятельность, направленная на достижение определенных целей» [4, с. 10]. Рассматривая метод с позиций теории и практики, метод одновременно является «способом совместной деятельности учителя и учащихся, направленным на решение задач обучения» и «общим теоретическим представлением о единой деятельности учителя и учащихся, направленным на решение задач обучения, то есть дидактических задач» [4, с. 61]. В формулировке Б. Т. Лихачева, метод обучения – это «совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся». Вследствие того, что содержание образования – целостный объект, методы обучения следует рассматривать не только изолированно друг от друга, но и во взаимосвязи. Такой целостный подход к системе методов обучения проистекает из того, что процесс обучения имеет в виду как целостное содержание, воплощающее основы всех элементов социальной культуры, так и процесс усвоения этих основ как целостный поток [13, с. 32]. Несмотря на значительное количество научных теорий и соответствующих им определений метода как педагогической категории, «проблема методов обучения, как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике остается весьма актуальной. Мы считаем, что метод обучения – это способ специально организованного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на достижение целей и задач обучения правоведения и обусловленного его содержанием. Рассмотрим специфику применения общедидактических методов на уроках музыки. Как известно, в общей педагогике утвердилась позиция, согласно которой методы подразделяются на методы обучения и методы воспитания. В педагогике музыкального образования, специфику которой определяет музыка как искусство, грань между воспитанием и обучением в значительной степени стирается. Как следствие этого стирается грань и между методами музыкального обучения и методами музыкального воспитания, каждый из которых, как правило, выполняет и обучающую, и воспитывающую функции.
Читать дальше
В советском музыкознании, наряду с осмыслением эстетических оснований музыкального искусства, внимание исследователей сосредоточено на обосновании приоритетной роли музыкального просвещения, выявлении специфики просветительской функции музыки. Особенно ценный вклад в осмысление проблем музыкального просвещения и образования в советской России внес Б.В. Асафьев. Б.В. Асафьев размышляет над проблемами организации музыкально–просветительской деятельности, ее содержанием и механизмами реализации. Ученый указывает на необходимость понимать музыкально–просветительскую деятельность, прежде всего, как музыкально–пропагандистскую. Б.В. Асафьев характеризует сущность музыкальной пропаганды как «стремление не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; наконец, внедрять в сознание слушателей, что музыкальное искусство не есть отвлеченное, чисто звуковое отображение рассудочных схем, а вечно живое, духом ведомое претворение всего, что звучит в природе и в душе человека, в формы, выкованные нашей волей и умом и концентрирующие в себе энергию. Сжать таковую в тиски сознания и управлять ею по своему произволу и желанию – вот задание человеческой культуры, а одним из преломлений такого задания является музыкальное искусство». Одну из задач музыкального просвещения ученый видит в том, чтобы приобщить широкие массы к музыкальной культуре, сделав подлинным достоянием народа лучшее в современной музыкальной культуре, и культуре прошлого. Но самое важное, не пассивное приобщение, а активное участие этих самых масс в созидательном процессе. Значительную роль в данной связи приобретает разработанная Б.В. Асафьевым теория об интонационной природе музыкального искусства. Осмысливая методические подходы к музыкальному образованию школьников, ученый подчеркивает главное – методическая работа должна носить планомерный систематический характер. По мысли исследователя, организация музыкального наблюдения предполагает создание «музыкальной лаборатории», в которой необходимо синтезировать получение теоретических и практических знаний – «музыкального опыта». Понимая под музыкальным опытом «всякое воспроизведение музыки и вообще продукции», а самым естественным и доступным видом музыкальной продукции является хор или инструментальный оркестр, Асафьев в очередной раз подчеркивает необходимость «во что бы то ни стало стремиться вызвать тот или иной вид участия в исполняемом сочинении, то есть переводить статическое поглощение музыки в сознательное усвоение», указывая, что это единственно верный путь от «самоуслаждения к самодеятельности» [11, с. 66].
Читать дальше
Характеризуя общедидактические методы, необходимо отметить, что при рассмотрении того или иного музыкального феномена (творчества композитора, средства музыкальной выразительности и др.), педагог–музыкант, как правило, идет от слуховых наглядных методов (прослушивание–показ нового музыкального явления, формирование первичных музыкально–слуховых представлений о нем и др.) к методам словесным, предполагающим описание явления в вербальной форме. При выборе методов, приемов и организации работы по предмету «Музыка» мы предполагаем, что их использование в начальном образовании не только способствует активизации познавательной деятельности младших школьников, развитию их мышления, но это также приносит пользу. разнообразие в классе, учит детей принимать решения, отказываться от стереотипов, учит убедительным аргументам. Все это закладывает основу критического мышления, например, способность понимать и оценивать собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивной технологии актуализируют творческий потенциал ребенка. Учебный предмет «Музыка» играет важную роль в среднеобразовательной школе, помогая развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, слух, творческое мышление и когнитивные функции учеников. Он также позволяет ученикам наслаждаться и ценить музыку в ее разнообразии и способствует формированию культурных, эстетических и социальных ценностей учащихся. Цели рефлексии: осознать пройденный путь; собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым; не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими; вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. Д.Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Э. Б. Абдуллин, выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики, создали и разработали методы музыкального образования. Так на уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие: находить сходство и различия музыкальных произведений; сравнивать музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура; сравнивать музыку с жизненными явлениями и событиями человека; переводить содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке; переводить содержание музыки в рисунок; передать звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование); анализировать музыкальные произведения; вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка). Результаты оценки эффективности предложенных решений и сопоставление с лучшими достижениями в данной области. В настоящее время, в условиях вариантности различных программ, методик музыкального образования школьников, особую актуальность имеет то, какую воспитательную функцию имеет та или иная программа и в какой степени в ней заложена реализация главной цели музыкального образования. Она четко сформулирована в принципах и методах программы «Музыка» разработанной коллективом специалистов по музыкальному образованию детей под руководством Д. Б. Кабалевского, Э.Б. Адбуллина, Л.В. Горюновой. Их методы не имеют временных границ. Они сумели достойно ощутить не только свое время, но и видеть в перспективе, будущее музыкального образования. Рекомендации по использованию результатов работы: предложенные методы могут быть использованы учителями музыки.
Читать дальше
1. Абдуллин, Э. Б. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин –М.: Издательский центр ГРАФ-ПРЕСС, 2010. – 120 с. 2. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Мысль, 2019. – 129 с. 3. Борисова, С.М. Преемственность в формировании музыкально–эстетического вкуса старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды: дисс. … канд. пед. наук. / С.М. Борисова. – Чебоксары: 2016. – 161с. 4. Бабанский, Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю. К. Бабанский. – М.: Наука, 2017. –140 с. 5. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – СПб.: Детство–Пресс, 2018. –130 с. 6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в начальной школе / Л.Г.Дмитриева. – М.: Профиздат, 2020. – 352 с. 7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М. : Интор, 2022. – 544 с. 8. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста / А.Н. Зимина. – М.: Владос, 2018. – 304 с. 9. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 288 с. 10. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В.Карпов// Психологический журнал. – 2019. – Т. 24. – № 5. – С. 5–57. 11. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ / В. В. Краевский. – М.: Наука, 2019. – 120 с. 12. Лысина, Н.И. Творческая деятельность в музыкальном воспитании детей младших классов / Н.И. Лысина. – М.: Просвещение, 2018. – 514 с. 13. Лихачев, Б. Т. Педагогика (курс лекций) / Б. Т. Лихачев. – М.: Наука, 2010. – 140 с. 14. Петренко, С.С. Психологические условия построения развивающего музыкального обучения у детей младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук / С.С. Петренко. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 190 с. 15. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В.Г. Ражников – М.: Знание, 2018. – 96 с. 16. Скаткин, М. Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 2022. – 159 с. 17. Терентьева, Н.А. Основы творческого музицирования, учебное пособие / Н.А.Терентьева. – М.: Астрель, 2018. – 169 с. 18. Удалова, Р.И. Формирование основ музыкального вкуса в эстетическом воспитании младших школьников / Р.И. Удалова // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. – 2019. – № 1. – С. 2–55. 19. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды. Часть IV. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. – М. : Амфора, 2021. – 800 с. 20. Цукерман, Г.А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме (на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе) / Г.А. Цукерман – М. : Сфера, 2022. – 217 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
цифровизация на уроках обществознания
Количество страниц:
25
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Обществознание
курсовая работа
Анализ номенклатуры дел и порядок её составления
Количество страниц:
15
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Документационное обеспечение управления
курсовая работа
Участники конституционного судопроизводства: правовое регулирование и практика
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image