Характеризуя общедидактические методы, необходимо отметить, что при рассмотрении того или иного музыкального феномена (творчества композитора, средства музыкальной выразительности и др.), педагог–музыкант, как правило, идет от слуховых наглядных методов (прослушивание–показ нового музыкального явления, формирование первичных музыкально–слуховых представлений о нем и др.) к методам словесным, предполагающим описание явления в вербальной форме. При выборе методов, приемов и организации работы по предмету «Музыка» мы предполагаем, что их использование в начальном образовании не только способствует активизации познавательной деятельности младших школьников, развитию их мышления, но это также приносит пользу. разнообразие в классе, учит детей принимать решения, отказываться от стереотипов, учит убедительным аргументам. Все это закладывает основу критического мышления, например, способность понимать и оценивать собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивной технологии актуализируют творческий потенциал ребенка.
Учебный предмет «Музыка» играет важную роль в среднеобразовательной школе, помогая развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, слух, творческое мышление и когнитивные функции учеников. Он также позволяет ученикам наслаждаться и ценить музыку в ее разнообразии и способствует формированию культурных, эстетических и социальных ценностей учащихся. Цели рефлексии: осознать пройденный путь; собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым; не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими; вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Д.Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Э. Б. Абдуллин, выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики, создали и разработали методы музыкального образования. Так на уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие: находить сходство и различия музыкальных произведений; сравнивать музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура; сравнивать музыку с жизненными явлениями и событиями человека; переводить содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке; переводить содержание музыки в рисунок; передать звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование); анализировать музыкальные произведения; вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка).
Результаты оценки эффективности предложенных решений и сопоставление с лучшими достижениями в данной области. В настоящее время, в условиях вариантности различных программ, методик музыкального образования школьников, особую актуальность имеет то, какую воспитательную функцию имеет та или иная программа и в какой степени в ней заложена реализация главной цели музыкального образования. Она четко сформулирована в принципах и методах программы «Музыка» разработанной коллективом специалистов по музыкальному образованию детей под руководством Д. Б. Кабалевского, Э.Б. Адбуллина, Л.В. Горюновой. Их методы не имеют временных границ. Они сумели достойно ощутить не только свое время, но и видеть в перспективе, будущее музыкального образования.
Рекомендации по использованию результатов работы: предложенные методы могут быть использованы учителями музыки.