ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Характеристика рынка гостиничных услуг как объекта исследования 5
1.1 Понятие и виды гостиничных услуг 5
1.2 Рынок гостиничных услуг и его характеристика 10
Глава 2. Практический анализ предложения на рынке гостиничных услуг города Красноярска 15
2.1 Характеристика деятельности организаций, предоставляющих гостиничные услуги в городе Красноярске 15
2.2 Изучение предложения на рынке гостиничных услуг города Красноярска 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 29
Читать дальше
Гостиничный бизнес обычно рассматривается как неотъемлемая часть туристского бизнеса. Многие города России успешно развивают гостиничный бизнес. Появляются новые гостиницы и услуги, повышается их качество, что позволяет привлечь большее количество туристов в страну. Один из городов России – Красноярск существенно увеличивает свои показатели.
Туризм является дополнительным источником доходов бюджетной системы Красноярска, средством повышения занятости и качества жизни населения, основой развития социокультурной среды. Красноярск обладает значительным туристическим потенциалом, состояние которого определяется его ресурсным потенциалом и имиджем, что позволяет развивать все виды активного, природоохранного и культурно-познавательного отдыха, формировать собственный туристический продукт и представлять его как потребителям внутреннего рынка, так и иностранным туристам.
Для решения проблем развития туризма в Красноярске системно проводится работа по созданию комфортной информационной среды для туристов и продвижению туристского продукта этой территории. Власти Красноярска уделяют внимание не только строительству гостиниц, но и внешнему виду города. Администрация плотно взялась за ремонт дорог, при котором используются инновационные технологии – укладка асфальта струйно-инъекционным методом.
В Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года основными направлениями развития туризма признаны поддержка развития предпринимательства в сфере туризма и гостеприимства [3]. Перед красноярскими отельерами стоит важная задача: повышение туристической привлекательности города и региона, развитие диверсификации гостиничных услуг, развитие делового и индивидуального туризма и создание систем продвижения турпродукта на специализированных международных выставках и в специализированных СМИ.
Актуальность работы. В качестве основного продукта потребителю должен быть предложен высокий уровень сервиса и комфорта, приемлемый для широкой целевой аудитории. Эти факторы являются предпосылками превращения города в полюс межрегионального и международного развития гостиничного хозяйства в целом.
Основной целью работы стало изучение гостиничного бизнеса города Красноярска.
Исходя из темы и цели работы, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды гостиничных услуг;
- изучить рынок гостиничных услуг и его характеристики;
- дать характеристику деятельности организаций, предоставляющих гостиничные услуги в городе Красноярске;
- изучить предложения на рынке гостиничных услуг города Красноярска.
Теоретическая основа работы. Для выполнения данной работы были изучены и использованы основные труды известных специалистов гостиничного сервиса, таких как: Ф. Котлер, Л.А. Васильева, В.С. Корнеевец, Л.В. Семенова, И.И. Драгилева, Н.П. Овчаренко, Л.Л. Руденко, И.В. Барашок. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации Законов РФ и ГОСТов, касающихся рынка гостиничных услуг, данные сайта Красноярскстата.
Объект исследования – рынок гостиничных услуг.
Предмет исследования – рынок гостиничных услуг города Красноярска.
Методы исследования включают аналитический, сравнительный, статистический методы.
Новизна работы заключается в том, что в ней впервые рассматриваются аспекты трансформации гостиничного рынка в Красноярске и регионе с постпандемийного времени.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Читать дальше
Прежде чем приступить к рассмотрению гостиничных услуг, необходимо вспомнить, что такое «услуга», а также выделить характеристики, которыми обладают все услуги. Большая советская энциклопедия определяет услугу как работу, непосредственно направленную на удовлетворение потребностей конкретного человека отдельного клиента, клиента, потребителя той или иной услуги.
Несмотря на бурное развитие этой сферы и усиление ее роли в экономике, общепринятое определение термина «услуги» до сих пор не выработано. Согласно ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения», услуга – «результат прямого взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя для удовлетворения потребностей потребителя услуги» [5].
Ряд определений понятия «услуги» следует дать представителям известных отечественных и зарубежных академических школ. По определению специалистов МГУС, «услуга – это не что иное, как полезный эффект потребительской ценности продукта или непосредственной работы» [Скобкин 2018]. Отсюда следует, что могут быть как материальные, так и нематериальные услуги в виде человеческой деятельности, результаты которой не имеют материального содержания. Однако каждая услуга оказывает положительное воздействие, адаптированное к потребностям людей и в сочетании с экономическими результатами оказывает значительное социальное воздействие.
По словам Ф. Котлера, «услуги – это объекты продажи в форме действий, выгоды или удовлетворения» [Котлер, Бес 2019]. Из этого определения следует, что услуги неустойчивы и клиенту предлагается то, что не имеет материальной формы. Однако услуга это сложное и сложное понятие, здесь следует учитывать специфику услуги; если материальная услуга является продуктом материального производства, конечной целью которого является производство и предложение определенного продукта, то нематериальная услуга воспринимается в субъективной форме. Причиной этого является его нематериальность, хотя некоторые из услуг этой группы могут включать в себя весьма осязаемые материальные элементы.
Читать дальше
На 2023 гостиничные услуги в Красноярском крае предоставляют 307 организаций. Из них подавляющая часть рынка приходится на гостиницы это 210 квалифицированных заведений. 9 отелей позиционируют себя как 4-звездные («Хилтон», «Октябрьская», Novotel, МВДЦ «Сибирь», «Купеческий», «Метелица» и др.), 13 заявляют о 3-х звездах. Весной 2023 к ним добавился первый отель уровня 5 звезд. В плане реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года планируется возведение в 2026 году в Красноярске гостиничного комплекса пятизвездочного уровня с парковой и офисно-деловым центром, а также пятизвездного отеля в районе залива Шумиха в Дивногорске в 2030 году [3]. По одному отелю возведут в ландшафтном парке «Юдинская долина» (в 2028 году) и на территории фан-парка «Бобровый лог» (в 2030 году).
Из всех средств размещения Красноярского края 40% расположено в Красноярске, еще 10% приходится на юг края и по 5% на Ачинск и Шарыповский район. Оставшиеся 40% распределены по территории края. На рис. 1 представлены гостиницы г. Красноярска без учета специализированных и ведомственных отелей, недоступных для свободного поселения.
Анализ рынка гостиничных услуг размещения г. Красноярска показал, что на данном рынке присутствуют как крупные, так и небольшие гостиницы, которые располагают различным по классификации номерным фондом.
Рассматривая категории номеров гостиничных заведений города, хочется отметить следующее: количество одноместных номеров среднего класса преобладает.
Читать дальше
В ходе исследования была рассмотрена проблема развития гостиничного бизнеса города Красноярск. В ряду других проблем, связанных с темой работы, данная проблема занимает центральное место. Красноярск крупнейший промышленный, деловой, интеллектуальный и культурный центр Восточной Сибири, столица Красноярского края. Сегодня гостиничный бизнес в Красноярске один из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка. Здесь идет реконструкция советского гостиничного фонда, растет число небольших частных отелей и хостелов.
Изучение литературы по исследуемой проблеме показало, что в настоящее время развитие гостиничного бизнеса связано как с особенностями работы отелей России, так и с международными тенденциями формирования рынка гостиничных услуг. Одна из особенностей развития отельного бизнеса в нашей стране наличие большого количества гостиниц, работавших во времена СССР и требующих серьезных финансовых вложений. При выкупе их в частную собственность предприятие проходит полную реконструкцию и начинает работать в соответствии с новыми стандартами.
Учитывая, что отели времен СССР имели большой номерной фонд, на их базе возможно создание 4-5-звездочных комплексов, которые смогут не только предоставлять качественную услугу проживания, но и стать центрами организации досуга и площадями для проведения различных мероприятий (семинары, конференции).
Наряду с указанной тенденцией существует другая идет создание отелей эконом-класса. На базе общежитий, многоквартирных домов создаются хостелы, мотели или просто доступные гостиницы.
Проведенные наблюдения свидетельствуют о том, что в среднем по России достаточно низкий показатель обеспеченности гостиницами исходя из количества номеров на 1000 жителей. Данный показатель в Красноярске – 2,2 номер, в то время как в Лондоне на 1 000 жителей приходится 12-14 номеров.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- рассмотрены понятие и виды гостиничных услуг;
- изучен рынок гостиничных услуг и его характеристики;
- дана характеристика деятельности организаций, предоставляющих гостиничные услуги в городе Красноярске;
- изучены предложения на рынке гостиничных услуг города Красноярска.
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы. Проведя оценку деятельности гостиничных комплексов «Октябрьская» и «Яхонт», можно отметить, что данные гостиничные комплексы преуспевают на рынке гостиничных услуг и имеют ряд конкурентных преимуществ.
Оба гостиничных комплекса уделяют особое внимание качеству дополнительных услуг и качеству обслуживания, так как, предлагая гостям услуги, они должны быть уверены, что клиент останется доволен. При организации дополнительных услуг гостиницы опираются на оправданность и целесообразность, а также нестандартные подходы. Это дает возможность получать хоть и небольшую, но реальную возможность выделиться на фоне конкурентов.
Пути практического применения результатов исследования в области рассматриваемой темы позволяют разработать рекомендации, дающие менеджерам гостиничного бизнеса получать результаты по индикаторам состояния отрасли и предпочтительным стратегиям дальнейшего развития.
Также для привлечения туристов и предоставления гостям различных услуг применяется зарубежный опыт, достижения отечественной науки и практики.
Работники гостиничных комплексов «Октябрьская» и «Яхонт» делают все для того, чтобы туристы, побывав у них, вновь возвращались, став постоянными клиентами, и рекомендовали бы эти гостиницы своим друзьям и близким.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Читать дальше
1. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 года № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 года № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц».
3. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2023 N 129-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года».
4. ГОСТ 54603-2011 Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу.
5. ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения.
6. Коммуникации в гостиничном бизнесе [Электронный ресурс]: учебное пособие / сост. Л.А. Васильева, Р. Алиев, К. Березнюк и др. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 96 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76813.html (дата обращения: 03.02.2024).
7. Корнеевец В.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Корнеевец, Л.В. Семенова, И.И. Драгилева. – Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011. – 172 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24106.html (дата обращения: 03.02.2024).
8. Котлер Ф. Латеральный маркетинг: технология поиска революционных идей [Электронный ресурс] / Ф. Котлер, Ф.Т. де Бес. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 208 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82704.html (дата обращения: 03.02.2024).
9. Овчаренко Н.П. Организация гостиничного дела [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров / Н.П. Овчаренко, Л.Л. Руденко, И.В. Барашок. – М.: Дашков и К°, Ай Пи Эр Медиа, 2023. – 204 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru (дата обращения: 03.02.2024).
10. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красноярскстат) / Статистика. Региональная статистика. Красноярский край. Туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://24.rosstat.gov.ru/folder/198486 (дата обращения: 03.02.2024).
11. Скобкин, С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма [Электронный ресурс]: Учебное пособие / С.С. Скобкин. М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2018. 496 с. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/927481 (дата обращения: 03.02.2024).
12. Сорокина, А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А.В. Сорокина. Москва: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2021. 304 с. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/430064 (дата обращения: 03.02.2024).
13. Тимохина, Т. Л. Технологии гостиничной деятельности: теория и практика [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Т.Л. Тимохина. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 336 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/469176 (дата обращения: 03.02.2024).
Читать дальше