Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования половой идентификации в структуре самосознания личности 5
1.1 Понятие структуры самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Психологические аспекты половой идентификации 10
Глава 2 .Практическое исследование половой идентификации в структуре самосознания личности 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Результаты исследования 18
Заключение 22
Список литературы 24
Читать дальше
Актуальность исследования. В современной психологической науке проблематика самосознания личности находится на пике актуальности, что тесно взаимосвязано с гуманистическими преобразованиями и личностно ориентированными тенденциями современного социума, предполагающего углубленное изучение человеческой сущности. Интерес к исследованию самосознания человека актуален во всех возрастных периодах, но чрезвычайную значимость он обретает при анализе особенностей развития молодых людей. Это обусловлено тем, что ранняя юность является сензитивным периодом для активного формирования личности, во время которого пробуждается интерес к внутреннему миру, возникают мысли и вопросы мировоззренческого характера. Важным аспектом в жизни каждого человека является его принадлежность к определенному полу, фиксирующая представление личности о себе как носителе определённого пола, включающая специфические для мужчин и женщин характеристики, потребности, мотивы, ценностные ориентации, особенности поведения. Половая идентификация, глубоко проникающая в самосознание личности, задает вектор социализации индивида. Для успешной адаптации и интеграции личности в социум, как полноправного ее члена, ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Половые роли усваиваются через подражание представителям своего пола, через идентификацию с ними и обособление от противоположного пола в определенные возрастные периоды.
Цель исследования: изучение половой идентификации в структуре самосознания личности. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) рассмотреть понятие структуры самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии;
2) охарактеризовать психологические аспекты половой идентификации;
3) подобрать методы исследования половой идентификации в структуре самосознания личности;
4) реализовать практическую работу по изучению половой идентификации в структуре самосознания личности.
Объект исследования – структура самосознания личности.
Предмет исследования – половая идентификация в структуре самосознания личности.
Теоретическую основу работы составили работы таких авторов как Алексеева М.Н., Белопольская. Н.Л., Бернс Р., Дворецкая М.Я., Кон И.С., Мелков С.В., Cooper K., Doyle D.M., Jamieson A. и другие. Ими были рассмотрены теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры, развитие самосознания в концепции психологии человека, психологические аспекты половой идентификации.
Методы исследования – анализ и обобщение научной информации, тестирование.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе рассмотрено понятие структуры самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии, психологические аспекты половой идентификации. Во второй главе представлена организация и методы исследования половой идентификации в структуре самосознания личности; представлены результаты практической работы по изучению половой идентификации в структуре самосознания личности
Читать дальше
Проблеме самосознания личности посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов: философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием [6]; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности и др.; социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [2]; социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей [7] и др.
Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термин «самосознание» применяется для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. В литературе используется множество самых разнообразных терминов, которые описывают самосознание: «я», «яконцепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы [11]. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон - когнитивной, эмоциональной и регуляторной [9].
Самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разнообразных ситуациях деятельности и поведения, в различных формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование, понятие Я, нередко называемое «Я концепцией» или представлением о собственной индивидуальности.
Читать дальше
В исследовании приняли участие 40 человек в возрасте 15-16 лет, в том числе 20 девушек и 20 юношей.
Исследование проводилось с помощью «Проективного метода депривации структурных звеньев самосознания» (авторы методики B. C. Мухина и К. А. Хвостов) [12].
В основании метода лежит концепция структуры самосознания В.С. Мухиной, согласно которой развитие личности осуществляется внутри следующей структуры: идентификация с именем, телом и душой; притязание на признание, половая идентификация, бытие в психологическом времени, бытие в социальном пространстве, права и обязанности. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания предназначен для изучения личностных особенностей детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Методика позволяет определить общий уровень депривированности личности, уровень депривации отдельных структурных звеньев самосознания, а также сферу общения ребенка, в которой происходит депривация того или иного структурно звена самосознания.
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами была изучена половая идентификация в структуре самосознания личности. Самосознание – одна из самых социально значимых категориальных характеристик личности в контексте изучения представлений человека о себе и становления его общественного поведения. Развитое самосознание и способность субъекта к самопознанию формируют его умение пребывать в диалоге с собой и Другими, существовать в системе двойной открытости себе и миру. Формирование умения обращаться к себе, получать информацию о себе не только из внешних источников, но и от себя самого позволяет субъекту открыто включаться в неустранимые взаимоотношения с жизнью, принимая ее запросы и контекстуальные условия, формирующие модус бытия.
Половая идентификация – это один из компонентов структуры самосознания. Половая идентификация как компонент самосознания несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол не только как на сексуальную потенции, но и как социальную роль, психологическое признание своей идентичности со своим полом в физиологическом, социальном и психологическом плане. Свою половую принадлежность ребенок для себя устанавливает к концу раннего возраста, а на протяжении первых 7 лет интенсивно присваивает поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. В этом возрасте формирование половой идентичности зависит от семьи, поскольку стереотипы мужского и женского поведения входят в самосознание ребенка через подражание представителям своего пола, в первую очередь отца и матери. Позиция ребенка, отрока, юноши как представителей пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой идентификации имеет наиважнейшее значение для развития человека: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать престиж своего пола в рамках культуры своего этноса, страны определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности.
Формирование гендерной идентичности происходит на стыке биологического пола, воспитания и культурной среды. Мужественность и женственность постепенно формируются во внутреннюю структуру (личностную), учитывая внешнюю (социальную). Сформированная половая роль включает в себя способы поведения в межличностных отношениях в зависимости от статуса в обществе, которому соответствуют определённые нормы, предписания и ожидания. Это система социальных стандартов и стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признали представителем мужского или женского пола. Причисление человека к группе определённого биологического пола затрагивает многие аспекты повседневной жизни человека. Таким образом, сформированные гендерные концепции через мотивационные и саморегулирующие механизмы могут моделировать гендерное поведение.
В практической части исследования была выполнена работа по изучению половой идентификации в структуре самосознания личности. В исследовании приняли участие 40 человек. Результаты показали, что половая идентификация полностью депривирована у 12% подростков, частично – у 73% испытуемых и не депривирована у 15% подростков.
Читать дальше
1. Алексеева М.Н. Психологические аспекты половой идентификации детей младшего школьного возраста // Психология телесности: теоретические и практические исследования. – 2021. – №7. – С.41-16.
2. Белопольская. Н.Л. Половозрастная идентификация: методические исследования детского самосознания. – М: Когнито-Центр, 2021. – 24 с.
3. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., Прогресс, 2012. – 165 с.
4. Дворецкая М.Я., Турина А.О. Структура и развитие самосознания в концепции психологии человека В.И. Несмелова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 7-16.
5. Колесов С.Г. Теория Э. Эриксона основных стадий жизненного пути личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. –№.3. – С.34-38.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 2014. – 213 с.
7. Малыгин В. Л. Особенности изучения самосознания личности // Медицинский вестник Юга России. – 2022. – №13. – С. 36-49.
8. Малыгин В. Л., Кутукова Е. А., Искандирова А. С., Пахтусова Е. Е. Особенности самосознания у лиц с расстройством половой идентификации // Медицинский вестник Юга России. – 2022. – №6. – С.65-73.
9. Мелков С.В. Идеи В. С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как методологическая основа изучения гендерной идентичности личности // Развитие личности. – 2017. – №4. – С.119-124.
10. Мелков С.В., Кудрина А.В. Представления о гендере и гендерной идентичности в современном психоанализе // Развитие личности. – 2016. – № 3. – С. 165–186.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия». – 2016. – 432 с.
12. Мухина В.С. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений // Развитие личности. – 2002. – №2. – С.117-135.
13. Саидова З.Х. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей международной научно-практической конференции. МЦНС «Наука и Просвещение». – 2016. – С. 296-297.
14. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. Изд. Наука. М., 2014. – 142 с.
15. Эриксон Э. Г. Детство и общество: пер. с англ. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 2015. - 592 с.
16. Cooper K, Russell A, Mandy W, Butler C. The phenomenology of gender dysphoria in adults: A systematic review and meta-synthesis // Clin Psychol Rev. –2020. – №80. – P. 112 – 119.
17. Doyle DM, Begeny CT, Barreto M, Morton TA. IdentityRelated Factors Protect Well-Being Against Stigma for Transgender and Gender Non-Conforming People // Arch Sex Behav. – 2021. – №50. P. 3191-3200.
18. Jamieson A, Cross H, Arthur S, Nambiar K, Llewellyn CD. Patient sexual orientation and gende
Читать дальше