ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и признаки федеральных органов исполнительной власти в РФ 5
1.2 Классификация федеральных органов исполнительной власти в РФ 8
Глава 2. Оценка деятельности федеральных органов исполнительной власти в РФ на примере Министерства здравоохранения РФ 13
2.1 Основные направления и особенности деятельности Министерства здравоохранения РФ 13
2.2 Оценка эффективности деятельности Министерства здравоохранения РФ 18
2.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности Министерства здравоохранения РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Читать дальше
Управленческий механизм постоянно реорганизуется и совершенствуется, стремясь к росту эффективности своей деятельности, а также созданию такой системы, которая бы рационально и своевременно реагировала на происходящие в общественной жизни страны изменения, грамотно, четко и быстро принимала управленческие решения. Именно деятельность федеральных органов исполнительной власти России обеспечивает практическую реализацию и исполнение требований основного закона страны, наиважнейших направлений социально-экономической политики на каждом из уровней хозяйствования во всех областях жизнедеятельности общества. От их грамотной работы, быстрого реагирования на возникающие проблемы зависит экономический рост и повышение уровня и качества жизни населения нашего государства. Это обусловливает актуальность проводимого в курсовой работе исследования, определяет его цель и задачи.
Цель курсовой работы – провести анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели обусловило выполнение следующих взаимосвязанных задач:
дать определение понятию и выделить признаки федеральных органов исполнительной власти;
провести классификацию федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
дать характеристику направлениям и особенностям деятельности Министерства здравоохранения (Минздрава) РФ;
оценить эффективность деятельности Минздрава РФ;
предложить рекомендации по совершенствованию деятельности Минздрава РФ.
Объектом исследования выступает Министерство здравоохранения РФ.
Предмет исследования – основные направления деятельности Минздрава Российской Федерации.
Методы исследования: структурный, динамический, сравнительный анализ, описательный метод, методы наглядного представления данных (табличный, графический).
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования, а также изложены основные положения, выносимые на защиту и их практическая значимость.
В первой главе «Общая характеристика федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации» определено понятие и выделены признаки федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, дана их классификация.
Во второй главе «Оценка деятельности федеральных органов исполнительной власти в РФ на примере Министерства здравоохранения РФ» дана характеристика направлениям и особенностям деятельности данного органа власти, проведена оценка эффективности его деятельности и предложены рекомендации по совершенствованию деятельности Минздрава РФ.
В заключении изложены основные выводы и результаты исследования.
Читать дальше
Значение такой ветви власти в стране, как исполнительная, призвано обеспечивать равенство граждан нашего государства перед законом, защищать их права, а также руководить страной в целях роста ее производительных сил и улучшения благосостояния людей. Разделение органов исполнительной власти на две основные группы обусловлено федеративным устройством нашей страны, согласно которому органы исполнительной власти могут быть федеральными (ФОИВ) и региональными [1]. Исторически сложилось, и российская действительность подтверждает, что предназначение ФОИВ заключается в реализации централизованного управления нашей страной.
Представим на рисунке 1.1. ряд определений ФОИВ России, применяемых в науке.
ФОИВ обладают административно-правовым статусом, который закрепляет их права, обязанности, место и роль, которую они играют в системе управления страной в целом. Структуру такого административно-правового статуса представим на рисунке 1.2.
Согласно рисунку 1.2 административно-правовой статус ФОИВ России имеет в своем составе такие элементы, как нормативно-правовой документ, определяющий порядок формирования конкретного ФОИВ, выполняемые основные функции, принятие управленческих решений и строгое соблюдение последствий таких решений, характер публичности, оргструктура и имеющиеся гарантии функционирования.
Читать дальше
Необходимость эффективного развития здравоохранения в современном обществе неоспорима. Так, обеспечение высокого качества жизни населения невозможно без рациональной работы институтов системы здравоохранения, а оно в свою очередь требует грамотного уровня управления и надежной системы кадров. Так, здравоохранения призвано обеспечить реализацию такого важнейшего принципа, как сохранение и улучшение здоровья граждан страны, оказания им высококвалифицированной и своевременной медицинской помощи [2].
Состояние здоровья граждан России, его сохранение и улучшение является стратегическим ориентиром государственной политики в области здравоохранения. Здесь речь идет не только о лечении больных, т.е. оказании им медицинской помощи, но и направленности на преумножение и улучшение качественного состава человеческих ресурсов, которые являются для страны рабочей силой, защитниками государственных границ, а также отвечают за воспроизводство нации вообще. Иными словами, здоровья выступает как в качестве ценного ресурса, так и важным фактором экономики [9, с. 13].
Отметим также, что приоритетом государственной политики большинства развитых стран должно выступать здоровье их населения, что объясняет важность развития системы здравоохранения на современном этапе развития России.
Характеризуя систему здравоохранения с позиции формирования государственной политики следует отметить, что на состояние здоровья людей влияют такие факторы, как:
природно-климатические условия территории их проживания;
состояние окружающей среды, а также степень влияния на нее хозяйственной деятельности людей;
мероприятия, ориентированные на охрану окружающей среды;
условия труда и уровень производственного травматизма;
социально-бытовые условия;
общественный порядок [14, с. 27].
Читать дальше
Проведенное в курсовой работе исследование позволило получить следующие выводы и результаты.
Изучение теоретических основ деятельности федеральных органов государственной власти страны позволило прийти к выводу, что федеральным органом государственной власти в России признается орган, имеющий права в своем лице от имени государства выполнять регулирующую функцию в целях реализации государственных задач, защиты интересов людей. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти России имеют ряд признаков, взаимосвязанных между собой.
Отметим также, что федеральные органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков. Все они делятся по основанию образования, подведомственности, порядку и способу образования, степени централизации полномочий и т.д. Кроме того, в системе федеральных органов исполнительной власти традиционно выделяют министерства, службы и агентства. Данные элементы выполняют разнообразные функции и могут быть подчинены как Правительству России, так и ее Президенту.
Объектом курсового исследования стало Министерство здравоохранения Российской Федерации. Оно занимается регулированием государственной политики в области здравоохранения в России. Главной целью его деятельности является обеспечение сохранности здоровья людей и улучшения его состояния в целях роста качества жизни людей. Кроме того, реализация государственной политики Минздравом осуществляется по основным направлениям его деятельности. Отметим, что во главе данного министерства находится Министр здравоохранения, которому подчиняются 10 заместителей. Структура министерства здравоохранения состоит из отдельных департаментов, курирующих решение отдельного перечня проблем в области медицины.
Проведенный анализ эффективности деятельности Минздрава Российской Федерации показал, что в России в последние годы существенно снижается число больничных организаций и больничных коек с одновременным ростом числа поликлиник. Отметим, что растет численность врачей при одновременном сокращении численности среднего медицинского персонала. Кроме того, в стране сокращаются объемы помощи материнству и детству. По нашему мнению, всё это, безусловно, снижает эффективность работы Министерства здравоохранения России на современном этапе.
В заключении отметим, что с целью совершенствования государственного управления в сфере здравоохранения в первую очередь государству следует пересмотреть свое отношение к финансированию всей социальной сферы и сферы здравоохранения, в частности. Улучшению деятельности работы Министерства здравоохранения России должны способствовать рост финансирования системы здравоохранения, ориентация на подготовку грамотных специалистов, более внимательное отношение к управленческим кадрам, решение проблем оптимизации медицины, снижение бюрократической нагрузки и т.д. Мы считаем, что совершенствование системы государственного управления в сфере здравоохранения требует проведения постоянного мониторинга ситуации и результатов проводимых реформ с их детальным научным анализом с привлечением ведущих специалистов по организации здравоохранения.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 5.02.2024).
2 Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/?ysclid=lsdolzu1hd955913932 (дата обращения: 5.02.2024).
3 Постановление Правительства РФ № 608 от 19.06.2012 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131573/dd10053a27bafb8f7aa731bfb50418db344fcd98/ (дата обращения: 5.02.2024).
4 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1155 от 29.12.2017 «Об утверждении структуры Министерства здравоохранения Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/556793837?ysclid=lsdpwuz69870088288 (дата обращения: 5.02.2024).
5 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 387-Н от 29.04.2020 «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и их руководителей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565039821?ysclid=lsc9tquuhb65531745 (дата обращения: 5.02.2024).
6 План деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на период 2019–2024 год от 28.01.2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320420/?ysclid=lsdqf9uttc254895305 (дата обращения: 5.02.2024).
Монографии, учебники, учебные пособия
7 Зайкова, С. Н. Административное право. Практикум : учебное пособие / С. Н. Зайкова. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 181 с.
8 Кемрюгов, Т. Х. Административное право: общая часть : учебное пособие / Т. Х. Кемрюгов, М. В. Федоров. – СПб: СПбГАУ, 2021. – 149 с.
9 Левкевич, М. М. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности : монография / М. М. Левкевич, Н. В. Рудлицкая. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 216 с.
10 Миронов, А. Н. Административное право : учебник / А.Н. Миронов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 333 с.
11 Мифтахов, Р. Л. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации как субъекты административного права : учебное пособие / Р. Л. Мифтахов. – М.: РГУП, 2020. – 129 с.
12 Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / Н. М. Агарков, С.Н. Гонтарев, Н.Н. Зубарева [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 560 с.
Читать дальше