-
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА» РУТ (МИИТ)

Роль сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
76% уникальность
2024 год
2 просмотров
Клюшина В.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 5 1.2. Проблема сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ 13 УРОВНЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13 2.1 Характеристика цели и методики изучения сенсорного уровня развития детей 3–4 лет 13 2.2 Характеристика результатов изучения уровня сенсорного развития детей 3–4 лет 18 2.3. Рекомендации для воспитателей по организации и проведению процедуры выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25 ПРИЛОЖЕНИЯ 28
Читать дальше
Актуальность исследования. Создание условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, т.к. именно дошкольный возраст является сензитивным для знакомства с окружающими миром и формирования сенсорных эталонов, через накопление чувственного опыта. Сенсорное развитие помогает не только познакомиться ребенку с окружающими его предметами и явлениями, но и эффективно развивать свои ощущение и восприятие, память, воображение, мышление, а также именно умение оперировать сенсорными эталонами является одной из ступенек успешной социализации. «Сенсорное воспитание ребенка – это воспитание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.» [7]. В раннем и дошкольном возрасте процесс сенсорного развития является ключевым, т.к. именно в данный период психика ребенка пусть еще и не совершенно, но готова обрабатывать и воспринимать чувственный опыт и представления об окружающем мире, полученный через органы чувств. Сенсорное развитие можно рассматривать, как самостоятельную область воспитания ребенка, а, с другой, как фундамент становления общей культуры личности, через усвоение сенсорных эталонов и подготовку в будущему обучения, в т.ч. и в школе. На современном этапе несмотря на большое количество исследования продолжается изучение основ сенсорного развития детей дошкольного возраста, в т.ч. в части диагностики актуального уровня сформированности сенсорных представлений у детей. Цель исследования: выявить роль сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста. Объект исследования – сенсорное воспитание детей младшего возраста. Предмет исследования – особенности диагностики сенсорного воспитания детей младшего возраста. Задачи исследования: 1. Изучить особенности возникновения и развития сенсорных процессов у детей дошкольного возраста. 2. Описать методику сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. 3. Изучить организационно-педагогические условия сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. 4. Составить рекомендации для воспитателей по организации и проведению процедуры выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, подбор диагностических методик по формированию сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста, анализ содержания. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам сенсорного воспитания (Ф. Фребель, Я.А. Каменский, М. Монтессори, В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.В. Николаева, Н.П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, Е.А. Стреблева, Е.И. Тихеева, Г.А. Урунтаева, А.В. Усова и др.). База проведения исследования. В исследовании приняли участие 17 детей 3–4 лет. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике комплекса диагностических методик, направленных на изучение сенсорного уровня развития детей 3–4 лет. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Читать дальше
Дошкольный возраст – это этап психического развития ребенка, который протекает в возрастном диапазоне от 3-х до 7-ми лет. Дошкольный возраст принято подразделять на три периода [3]: - Младший дошкольный возраст – от 3-х до 4-х лет. - Средний дошкольный возраст – от 4-х до 5-ти лет. - Старший дошкольный возраст – от 5-ти до 7-ми лет. Основной особенность период дошкольного детства является то, что ребенок очень активно познает окружающий мир, овладевает различными знаниями, умения и навыками, расширяет и обогащает свой жизненный опыт. Главным стремлением ребенка является как можно скорее войти (включиться) во взрослую жизнь и быть самостоятельными. Однако это ему еще не доступно. Именно из этого противоречия зарождается сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок дошкольного возраста, может почувствовать себя взрослым, «примерить» на себе определенную профессию или социальную роль. Основные характеристики развития ребенка дошкольного возраста [7]: 1. Высокий уровень познавательной деятельности. 2. Память и внимание непосредственны и ситуативны. Несмотря на то, что память ребенка дошкольного возраста имеет непроизвольный характер, он способен запоминать те события и предметы, которые вызывают у него сильный эмоциональный всплеск. Внимание так же непроизвольно, ребенку сложно сосредоточится на одном предмете, но к концу дошкольного возраста дети уже способны управлять своим внимание, что говорит о готовности обучаться в школе. 3. Поведение ситуативно, но к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже способен им управлять, вырабатываются навыки саморегуляции. 4. Речь дошкольника играет ключевую роль в его развитии, и в процессе познания окружающего мира. Посредством речи дети дошкольного возраста овладевают различными видами деятельности, устанавливают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. 5. Процесс обучения детей дошкольного возраста основан на процессах наглядного мышления и чувственного познания. 6. Основной тип мышления – наглядно-образное мышление.
Читать дальше
Теоретическое изучение проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры, позволило сделать вывод о необходимости проведения опытно-экспериментального исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детского сада. ДОУ работает по ООП разработанной и утвержденной в ДОУ с учетом примерной общеобразовательной программы «Радуга» под редакцией Т.И. Гризик. Экспериментальное исследование проводилось с 14 детьми группы младшего дошкольного возраста (3-4 года) Также в эксперименте приняли участие и родители детей. Деятельность с детьми проходила в естественных условиях без нарушения режима дня. Исходя из поставленной цели, задач и гипотезы исследования, был проведен констатирующий этап эксперимента. Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить знания детей в области сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, определение запаха, осязательное определение предмета и звука, посредством использования дидактического материала. Задачи констатирующего этапа эксперимента: проведение диагностических процедур с целью определения уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста; - обобщение выводов по данному этапу исследования. Были определены показатели сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой): 1) правильно и четко называет семь основных цветов и может находить по образцу и по просьбе взрослого предмет заданного цвета; 2) легко подбирает плоскостные геометрические фигуры к образцу (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.); 3) знает и называет объемные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик. Действует с формами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и кирпичика строит домик, определяет на ощупь (в игре) и называет; 4) при подборе игровых элементов может ориентироваться сразу на три свойства: размер, цвет, форму; 5) последовательно собирает матрешки, мисочки, формочки, колпачки из пяти-семи составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре), собирает пирамидку из восьми - десяти колец; 6) находит и называет предметы по их величине: большой, маленький, средний; 7) подбирает пары предметов по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый); 8) собирает картинку из трех – пяти частей; 9) устанавливает соответствие некоторых ароматов и растительных объектов;
Читать дальше
Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду, а для этого необходимо своевременно и точно проводить оценку уровня сенсорного развития. В связи с этим было проведено исследование на базе детского сада, целью которого являлось: определение эффективности выбранных методов диагностики уровня сенсорного развития детей 3-4 лет. Основу диагностики составили методики оценки сенсорного развития детей младшего возраста по методике Стребелевой Е.А., Венгера Л.А., Земцовой М.И. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами.
Читать дальше
Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : Учеб, пособие [Текст] / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 143 с. 2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов [Текст] / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проспект: Культура, 2005. – 238 с. 3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду : Книга для воспитателей детского сада. – 2-е изд., дораб. [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2009. – 169 с. 4. Букатов, В.М. Секреты дидактических игр. : Психология. Методика. Дисциплина [Текст] / В.М. Букатов. – СПб: Речь, 2010. – 253 с. 5. Венгер, В.А. Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию [Текст] / В.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2002. - №3. – С. 402. 6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с. 7. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : Книга для воспитателей детского сада [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1978. — 120 с. 8. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: АСТ Издательство, 2010. – 671 с. 9. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду с детьми 2-7 лет [Текст] / Н.Ф. Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 128 с. 10. Дидактические игры одно из средств умственного воспитания детей младшей группы [Электронный ресурс] – Режим доступаhttp://centrzdorovjay.edusite.ru/DswMedia/didakticheskieigryi.pdf (дата обращения: 31.01.2022). 11. Тихеева, Е.И. Иры и занятия малых детей; Пособие для работников городских и колхозных детских яслей и садов [Текст] / Е.И Тихеева. – М.: Ленингр. науч.-иссл. ин-т охраны материнства и младенчества им. К. Цеткин, 1935. – 103 с. 12. Загрудняк, М.А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] / М.А. Загрудняк // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования. – 2012. – № 1. – С. 67-71. 13. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников : книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2003. – 98 с. 14. Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология [Текст] / Т.П. Зинченко. – М.: МОДЭК, 2000. – 608 с. 15. Кобель, Г.Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Кобель // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 779-783. 16. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений [Текст] / Т.А. Куликова, С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с. 17. Любина, Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори-группе [Текст] / Г. Любина //Дошкольное воспитание. - 2000. - №11. – С. 128-130. 18. Микляева, Н.В. Теория воспитания дошкольников : учебное пособие [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. М.: Академия, 2010. – 208 с. 19. Мухина, В.С. Сенсорное развитие дошкольника : Детская психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов [Текст] / В.С. Мухина, Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1985 – 272 с. 20. Никитин, Б.П. Развивающие игры : Учебное пособие [Текст] / Б.П. Никитин –5-ое изд. допол. - М.: Знание, 2012 – 139 с. 21. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : для воспитателей детских садов [Текст] / Под редакцией С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1985. – 144 с. 22. Поздоровкина, Н.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр [Электронный ресурс] / работа с дошкольниками. – Режим доступа- http://nsportal.ru/detskiisad/raznoe/sensornoerazvitie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvamididakticheskih (режим доступа: 31.01.2022). 23. Смирнова, Е.О. Организация игровой деятельности : учебное пособие [Текст] / Е.О. Смирнова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016 – 223 с. 24. Смирнова, Е.О. Психология и педагогика игры : Учебный практикум для вузов [Текст] / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – М.: «Юрат», 2020. – 223 с. 25. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника : Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду [Текст] / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1965. – 160 с. 26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ и оценка уровня организации производства и управления
Количество страниц:
26
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
курсовая работа
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
реферат
Аллергия на местные анестетики.
Количество страниц:
13
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Медицина
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image