Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях современного образования.
В условиях, когда в значительной степени усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей и происходит изменение парадигм – от «знаниевой» к развивающей, проблема развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста является особым предметом исследований педагогики, психологической теории общения и методик преподавания школьных дисциплин.
Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности необходимо начинать с самого раннего возраста. Однако процесс этот требует своего построения, основываясь на четкую систему знаний, которые характеризуют каждый возрастной этап развития учеников начальной школы. Этот процесс невозможен без продуманной организации системной педагогической деятельности.
Проблема исследования состоит в том, что работы по исследованию коммуникативных умений не имеют прицельной направленности на детей младшего школьного возраста. В них недостаточно полно выведены приемы и способы, которые повышают результативность работы учителей по формированию коммуникативных умений младших школьников.
Обозначенная проблема обусловила выбор темы нашего исследования: «Использование интерактивных методов обучения на уроках литературного чтения как средство формирования коммуникативных навыков у младших школьников».
Объект исследования – коммуникативные навыки младших школьников.
Предмет исследования – интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения как средство формирования коммуникативных навыков.
Цель: изучение особенностей формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством использования интерактивных методов обучения на уроке литературного чтения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование коммуникативных умений у младших школьников будет эффективным, если использовать на уроках литературного чтения интерактивные методы обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством использования интерактивных методов обучения на уроках литературного чтения
2. Подобрать диагностику уровня развития коммуникативных навыков у младших школьников
3. Разработать конспекты уроков литературного чтения с использованием интерактивных методов обучения для развития коммуникативных навыков у младших школьников.
Практическая значимость. Положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального образования на уроках литературного чтения.
Термины с соответствующими определениями:
Интерактивные методы обучения — это способы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, в ходе которого слушатели перестают играть пассивную роль и активно приобщаются к работе.
Коммуникативные навыки — это способность понимать, что имеет в виду собеседник, и быть понятым им, умение договариваться, достигать своей цели через общение.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Читать дальше
1.1 Коммуникативные навыки младших школьников
В литературных источниках указано множество определений понятия «коммуникативные умения», а именно в педагогической, психологических, научных и философских источниках. В некоторых из них коммуникативные умения отождествляются с умением поддерживать общение, в других – является взаимодействием при обмене информацией.
Анализ современных психолого–педагогических исследований и практика образования позволяют говорить о постоянно растущем интересе науки и общества к данной проблеме. Эффективная организация процесса формирования коммуникативных умений у младшего школьника нашла отражение в ходе разных научных исследований.
При изучении происхождении коммуникативных умений необходимо иметь представление о таких основных понятиях, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение», которые между собой взаимосвязаны [2].
Некоторые авторы объединяют понятия «коммуникация» и «общение», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь». Однако многие ученые, исследующие межличностные отношения различают эти два понятия.
Коммуникации формируются в общении с окружающими и в процессе жизнедеятельности. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование коммуникативных умений, обеспечивающее школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствования [2].
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном решений возникнувших проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми и членами общества.
Коммуникация рассматривается не только как обмен информацией, но и как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, налаживания межличностных отношений. Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие (действия, направленные на учет позиции собеседника, либо партнера по дея-тельности); коммуникация как сотрудничество (действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности); коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно – речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
Читать дальше
2.1. Диагностика коммуникативных навыков
С целью изучения уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников нами было проведено диагностическое исследование на базе МБОУ ОЦ «Вершина» г.о. Красногорск в 3 «А» классе в течение производственной практики.
В исследовании участвовали 20 обучающихся начальных классов: 6 мальчиков и 14 девочек.
Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая.
Цель диагностики – определение уровня сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
В качестве критериев определения уровня развития коммуникативных и речевых навыков использовались следующие навыки:
1. Умение осознанно составлять речь:
1) с учетом адресата сообщения;
2) с учетом цели общения;
2. Умение слушать партнера и вести диалог; способность признавать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою; выражать свое мнение и аргументировать свое мнение и оценку событий;
3. Способность конструктивно разрешать конфликты путем учета интересов сторон и сотрудничества.
Читать дальше
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует современную школу на достижение метапредметных результатов в освоении основной образовательной программы основного общего образования, включая развитие коммуникативных и регулятивных навыков учащихся.
Современная наука доказывает, что успешное развитие этих навыков у ребенка достигается при наличии у учащихся активной позиции в процессе обучения, что, в свою очередь, возможно при использовании интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, в ходе которого у учащихся развиваются навыки совместной деятельности. Роль активного участника образовательного процесса при интерактивном обучении в первую очередь определяется студентом.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы, изучение опыта учителей по теме исследования позволили определить сущность интерактивного обучения и методы интерактивного обучения. Мы рассмотрели классификацию интерактивных методов по различным основаниям, характеристики и положительные стороны интерактивного обучения, а также правила и условия его организации.
После нашего исследования мы пришли к выводу, что занятия с использованием интерактивных технологий приводят к формированию коммуникативных навыков у учащихся младших классов. Эти уроки повышают мотивацию к учебе, познавательный интерес, мобилизуют умения и навыки учащихся для решения учебных задач, способствуют развитию коммуникативных навыков, налаживанию взаимоотношений в классе и создают благоприятный эмоциональный фон.
Однако весь образовательный процесс не должен строиться только на этой технологии, она вряд ли будет эффективной. Поскольку повышение уровня развития коммуникативных навыков учащихся является следствием выполнения многих условий и требует комплексного подхода.
Читать дальше
1. Алексеева И.Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. - С. 42-44.
2. Герцен С.М., Скороходова Л.В. Интерактивное обучение в образовательном процессе вузов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 4 (52) // https://cyberleninka.rU/article/n/interaktivnoe-obuchenie-v-obrazovatelnom-protsesse-vuzov
3. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
4. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. 100 000 слов и выражений. -М.: Аделант, 2014. - 880 с.
5. Камалова Л.А., Галиева Г.Н. Интерактивное обучение младших школьников на уроках литературного чтения // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2019. - С. 76-78.
6. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 214 с.
7. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Мн.: Белорусский верасень, 2005. - 196 с.
8. Ловкова Т.Б. Литературное чтение как объект исследования // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2012. - № 2(11). - С. 55-58.
9. Мусатова М.А. Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. Науч.конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь, 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014 - С. 210-213.
10. Филиппова Г. Н., Горюнова В. А. Особенности интерактивного обучения в начальной школе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. URL: http://e-koncept.ru/2016/76554.htm. (Дата обращения: 06.02.2024)
11. Черкасова, И. И. Интерактивная педагогика [Текст]: учебно – методическое пособие / И. И. Черкасова, Т. А. Яркова. – СПб. : НОУ «Экспресс», 2012 г. – 190 с.
Читать дальше