-
Сибирский федеральный университет

Самовоспитание как фактор развития личности подростка

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
81% уникальность
2024 год
25 просмотров
Каплина С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
заключение
Список использованн
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретический анализ самовоспитания как характеристики личностного становления подростка…………………………………………....4 1.1. Самовоспитание – важный фактор личностного становления…………....4 1.2. Теоретическое обоснование методов самовоспитания……………………8 Глава 2. Практическое исследования самовоспитания………………………..14 2.1. Этапы, методы и методики исследования………………………………….14 2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………..…………16 Заключение……………………………………………………………………….22 Список литературы…………………………………………………………...….24
Читать дальше
Актуальность. В век стремительного прогресса всего человечества, где общество «диктует свои правила», становится все более необходимым формирование активной, целеустремленной личности, которая легко контролирует свое поведение и четко определяет свои планы на будущее, а также пути и средства их реализации. Личность, которая умеет адекватно оценивать свои поступки и действия, анализировать отношение к себе и взаимоотношения с окружающими, непременно будет успешна. Общеизвестно, что самовоспитание – это процесс целенаправленной работы над развитием и самосовершенствованием человека – от подросткового возраста до зрелости. Объект исследования – самовоспитание старшеклассников. Предметом исследования является самовоспитание как характеристика личностного становления подростка. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально исследовать уровень самовоспитания у подростка. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить самовоспитание как важный фактор личностного становления; 3) теоретически обосновать методы самовоспитания старшеклассников; 4) обозначить этапы, методы и методики исследования; 5) охарактеризовать выборку и результаты констатирующего эксперимента. В работе использовались общие и частнонаучные методы исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих два параграфа, заключения и списка литературы.
Читать дальше
Самовоспитание было присуще и многим предыдущим поколениям наших предков. История самовоспитания гораздо более древняя, чем история цивилизованного воспитания. Еще при первобытнообщинном строе были такие традиции, которые заставляли подростков овладевать всем, что умеют взрослые мужчины и женщины. Цивилизация древнего мира, начиная от Египта и Вавилонии, Индии и Китая, занимавшей три-четыре тысячелетия до нашей эры, также основывалась на самосовершенствовании человека, хотя уже тогда существовали школы, храмы, религиозные учения философов, многие жрецы, которые были своеобразными «научными» работниками», но держали свои знания в тайне как источник своего могущества и поклонения населения. Свою карьеру они делали благодаря большой наблюдательности, а затем, доверив своему предшественнику способности и возможности, заслуживали того, чтобы старшие жрецы передавали свою мудрость преемнику. В русской народной педагогике существовало много традиций, которые пришли с древности и свидетельствовали о необходимости ребенка заниматься самосовершенствованием, чтобы занять во взрослом возрасте достойное место среди односельчан, не отстать от других в исконном крестьянском труде, в накоплении определенного благосостояния, а в лучшем случае: в подъеме своего социального положения. Ни один великий человек не стал бы велик без обучения и воспитания, но решающую роль в его формировании сыграло самовоспитание. История самовоспитания свидетельствует, что в начале жизненного пути каждого из великих и мудрых корифеев было осознание мотивов, за ним выработка программы своего саморазвития, строгое следование ей, жесткий самоконтроль, тренировка воли и характера. Только так (другого пути нет), считал человек, можно сделать определенные шаги к успеху в жизни.
Читать дальше
Этапы выполнения курсов работы подразумевают логический порядок и взаимосвязь практической работы. В данной работе использовались следующие этапы: 1. Поисково-подготовительный: проводился теоретический анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; конкретизация цели, предмета, объекта, методов; осуществлялся подбор диагностических методик для проведения констатирующего эксперимента; составление модели коррекционной работы. 2. Опытно-экспериментальный: первичная диагностика испытуемых, которая проводилась по трем методикам; реализация программы, способствующей самовоспитанию у старшеклассников. В исследовании были использованы теоретические методы, эмпирические и статистические. К теоретическим методам мы относим: изучение проблемы в психолого-педагогической литературе, выявление сути основных понятий, обобщение, моделирование; внедрение инновационных технологий «Дерево целей». К эмпирическим методам относятся: тестирование и математическая обработка данных. К статистическим методам относится оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака (Т-критерий Вилкоксона). Методики исследования: 1. методика Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн в мод. А.М. Прихожан; 2. методика «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси; 3. методика «Самовоспитание личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой. В исследовании использовалась именно модифицированная методика А.М. Прихожан, потому что она оказалась наиболее полной, имеющей больше нужных аспектов сравнения. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание
Читать дальше
Таким образом, школьник, достигая возраста, характеризующего определенный уровень его взрослости, почти не владеет знаниями о самом себе, не представляет себя как личности: социальной направленности, свойств своего темперамента, характера, не знает особенностей своего мыслительного аппарата, собственных способностей, таланта, профессиональной пригодности и т.п. Это является одной из причин того, что значительная часть молодых людей находится в состоянии несовершенного развития, поскольку они не чувствуют крепкой почвы, от которой можно отталкиваться, как от финишной полосы и быстрыми темпами двигаться к наивысшему уровню совершенства, совершенство личности, которая в данном случае должна быть новым восходящим этапом, побуждающим человека к еще более высоким уровням самосовершенствования. Такое движение вперед является динамикой развития личности во всех ее аспектах, которые в психологии часто формулируются как интеллектуально-эмоционально-волевой комплекс. Он характеризует разносторонность его развития. Чтобы быть плодотворной, жизнь должна обладать умом, чувством и волей. Именно такая плодотворность во всех направлениях и есть жизнь – единственная, что заслуживает этого названия. Процесс самовоспитания школьника возможен при условии самоосознания им себя как личности. Такой уровень свойственен, о чем свидетельствуют научные психологические исследования, подростково-юношескому этапу развития личности. Его можно выделить как завершающий этап школьного воспитания. Саморазвитие, самовоспитание, самореализация как осознанные процессы возможны только при том условии, когда молодой человек будет иметь соответствующие знания о себе и умениях, навыках регулирования собой. Оперировать только понятиями самоформирующего процесса в отрыве от целостной системы формирования личности – это все равно, что обновлять систему образования, вывешивая новые вывески лицеев, гимназий, колледжей, работая одновременно по старым программам. Возникает потребность в психологизации старшеклассника. Данный возраст все время считается трудным, противоречивым. А что сделано психолого-педагогической наукой и практикой, чтобы облегчить процесс перехода школьника на новый этап своего развития – первые шаги взрослой зрелости? Значительная часть педагогов вообще считает невмешательство в данный процесс как эффективное средство педагогического воздействия, отпускающее его на самовоздействие, даже не задумываясь, сколько страданий, детского горя, стрессовых ситуаций переживает в этот период подросток из-за ограниченности знаний о своей психолого-физиологической природе. Снабженный психолого-физиологическими знаниями старшеклассник постепенно сможет сам совершенствоваться, ведь собственное Я – ближе всего для каждого. Он будет лучше ориентироваться в окружающем мире, сможет самовыразиться, самоутвердиться, самореализоваться на основе тех способностей, наклонностей, таланта, которыми наделила его природа. Самовоспитание, самопознание, самоотношение, саморегуляция – главные компоненты самоформирующего процесса. Самосовершенствование – стержневая основа, основная движущая сила, двигающая человека к вершинам совершенства, обеспечивающая прогресс в формировании личности.
Читать дальше
) Байдин Д. В. Изучение влияния самовоспитания на учебную мотивацию у младших подростков / Д. В. Байдин // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018. - Т. 18. - С. 11-15. 2) Бурамбаева Д. А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности / Д. А. Бурамбаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2020. - № 51. - С. 133-138. 3) Вишневская Г. В. Моделирование самообразовательной деятельности студентов-заочников в процессе дистанционного изучения иностранного языка / Г. В. Вишневская // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018. - С. 40-47. 4) Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 2018. - 368 с. 5) Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие / Б. С. Волков // Вестник науки. М.: Академический проект, 2018. – 249 с. 6) Воспитание самовоспитания старших подростков: методические рекомендации к курсу по выбору для студентов III курса бакалавриата факультета педагогики и психологии детства, обучающихся по направлению «Педагогика». Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, 2019. - С. 90-98. 7) Долгова В. И., Попова Е. В., Молоканов А. В. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков / В. И. Долгова, Е. В. Попова, А. В. Молоканов // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2019. - Т. 31. - С. 91-95. 8) Дерябина Е. А. Возрастная психология: учебное пособие / Е. А. Дерябина // Электронно- текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - С. 120-129. 9) Молчанова О. Н. Самовоспитание: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О. Н. Молчанова. - М.: Флинта: Наука, 2019. – 392 с. 10) Сидоров К.Р. Самовоспитание, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков / К. Р. Сидоров // Вопросы психологии, 2017. - №3. - С. 149 - 156. 11) Чернобровкина С. В. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / С. В. Чернобровкина. – Саратов: Вузовское образование, 2018. – 88
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Организация труда как фактор баланса интересов субъектов трудовых отношений на примере Оренбургской области
Количество страниц:
35
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Ситуационный анализ Мастерской «Архстройдизайн»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Реклама и PR
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image