Таким образом, школьник, достигая возраста, характеризующего определенный уровень его взрослости, почти не владеет знаниями о самом себе, не представляет себя как личности: социальной направленности, свойств своего темперамента, характера, не знает особенностей своего мыслительного аппарата, собственных способностей, таланта, профессиональной пригодности и т.п. Это является одной из причин того, что значительная часть молодых людей находится в состоянии несовершенного развития, поскольку они не чувствуют крепкой почвы, от которой можно отталкиваться, как от финишной полосы и быстрыми темпами двигаться к наивысшему уровню совершенства, совершенство личности, которая в данном случае должна быть новым восходящим этапом, побуждающим человека к еще более высоким уровням самосовершенствования. Такое движение вперед является динамикой развития личности во всех ее аспектах, которые в психологии часто формулируются как интеллектуально-эмоционально-волевой комплекс. Он характеризует разносторонность его развития. Чтобы быть плодотворной, жизнь должна обладать умом, чувством и волей. Именно такая плодотворность во всех направлениях и есть жизнь – единственная, что заслуживает этого названия.
Процесс самовоспитания школьника возможен при условии самоосознания им себя как личности. Такой уровень свойственен, о чем свидетельствуют научные психологические исследования, подростково-юношескому этапу развития личности. Его можно выделить как завершающий этап школьного воспитания. Саморазвитие, самовоспитание, самореализация как осознанные процессы возможны только при том условии, когда молодой человек будет иметь соответствующие знания о себе и умениях, навыках регулирования собой. Оперировать только понятиями самоформирующего процесса в отрыве от целостной системы формирования личности – это все равно, что обновлять систему образования, вывешивая новые вывески лицеев, гимназий, колледжей, работая одновременно по старым программам.
Возникает потребность в психологизации старшеклассника. Данный возраст все время считается трудным, противоречивым. А что сделано психолого-педагогической наукой и практикой, чтобы облегчить процесс перехода школьника на новый этап своего развития – первые шаги взрослой зрелости? Значительная часть педагогов вообще считает невмешательство в данный процесс как эффективное средство педагогического воздействия, отпускающее его на самовоздействие, даже не задумываясь, сколько страданий, детского горя, стрессовых ситуаций переживает в этот период подросток из-за ограниченности знаний о своей психолого-физиологической природе.
Снабженный психолого-физиологическими знаниями старшеклассник постепенно сможет сам совершенствоваться, ведь собственное Я – ближе всего для каждого. Он будет лучше ориентироваться в окружающем мире, сможет самовыразиться, самоутвердиться, самореализоваться на основе тех способностей, наклонностей, таланта, которыми наделила его природа.
Самовоспитание, самопознание, самоотношение, саморегуляция – главные компоненты самоформирующего процесса. Самосовершенствование – стержневая основа, основная движущая сила, двигающая человека к вершинам совершенства, обеспечивающая прогресс в формировании личности.