Актуальность работы. Детство – это период, когда дети активно развивают свои способности и умения, в том числе и речь. Когда ребенок находится в дошкольном возрасте, его речевые навыки только начинают формироваться, и важно создавать благоприятную среду для их развития.
Одним из эффективных средств стимулирования речи у детей являются произведения живописи. Живопись представляет собой мощный инструмент, который помогает развивать у детей воображение, креативность и способность к ассоциативному мышлению. Разглядывая и анализируя картины различных художников, дети начинают знакомиться с разнообразными объектами, понятиями, образами и эмоциями.
Произведения живописи могут стать источником вдохновения для ребенка, помогая ему выразить свои мысли и чувства словами. Кроме того, они активизируют воображение, способствуют развитию словарного запаса и формированию образной речи. Анализируя картины, дети имеют возможность описывать, рассказывать, задавать вопросы и выражать свои собственные идеи.
Этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы «Развитие образной речи у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства».
Цель работы: выявить и проанализировать возможные способы и приемы развития образной речи дошкольников посредством ознакомления их с живописными произведениями художников.
Для достижения поставленной цели мы считаем необходимым решить следующие задачи работы:
1) систематизировать знания и практический опыт педагогов по особенностям формирования образной речи у детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть и охарактеризовать особенности восприятия дошкольниками произведений изобразительного искусства;
3) проанализировать методы и приемы развития образной речи дошкольников посредством ознакомления их изобразительным искусством;
4) разработать методику обследования уровня развития образной речи старших дошкольников;
5) разработать и апробировать экспериментальную методику развития образной речи старших дошкольников на основе ознакомления их с произведениями изобразительного искусства.
Теоретическая основа работы. Проблема развития образности речи детей изучалась в лингвистическом, психологическом и педагогическом аспектах. Лингвисты называют образной иносказательную речь, связывающую с называнием предмета ряд представлений, вызывающих эмоциональные переживания (О. С. Ахманова, А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, В. К. Харченко, А. М. Шахнарович, С. Н. Цейтлин).
В дошкольной педагогике развитие образности речи рассматривается как необходимое условие формирования эстетических представлений, эстетического вкуса детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Р. Г. Казакова), с природой (Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, В. А. Сухомлинский, Н. Ф. Виноградова), с художественной литературой и фольклором (Н. С. Карпинская, Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская, О. С. Ушакова).
Объектом исследования является образность речи детей дошкольного возраста, а предметом – процесс развития образности речи у старших дошкольников в процессе ознакомления их произведениями изобразительного искусства художников Симбирска-Ульяновска.
Гипотеза исследования. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства является эффективным средством развития образной речи у детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составляют положения о языке как важнейшем средстве общения, о взаимосвязи языка и мышления; теория речевой деятельности; психологические исследования творческого воображения; концепция развивающего обучения; закономерности развития речи детей дошкольного возраста, определенные лингвистами, психологами, педагогами. Методы определяются целями и задачами, поставленными в работе, и характером материала. Исследование проведено на основе теоретического анализа психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.
Новизна работы. В работе представлен специальный методический комплекс, направленный на развитие образной речи детей дошкольного возраста средствами произведений живописи.
Читать дальше
1.1. Возрастные особенности формирования образной речи у детей дошкольного возраста
Формирование образной речи у детей дошкольного возраста проходит через несколько основных этапов, связанных с их познавательным и эмоциональным развитием.
Самым ранним этапом является преобразование конкретного опыта в образные представления. В возрасте около 2-3 лет дети только начинают осваивать эту возможность, их мышление еще ориентировано на визуальные и конкретные образы. Они могут использовать метафоры, но часто воспринимают их буквально.
На следующем этапе, около 3-4 лет, дети начинают использовать метафоры и сравнения более свободно. Они могут описывать объекты и явления, используя образные выражения, хотя иногда они могут применять их неправильно или неправильно интерпретировать. Дети этого возраста обычно радуются своей способности к творческому выражению и могут описывать свои ощущения и эмоции с помощью образных выражений.
В возрасте 4-5 лет дети становятся более сведущими в использовании образной речи и более точными в понимании метафорических выражений. Они активно экспериментируют с языком, строят простые сравнения и переносы значения. Образная речь им помогает лучше выразить свои мысли и чувства, а также понять окружающий мир с более глубокой перспективы.
К 5-6 годам образная речь у детей становится более разнообразной и сложной. Дети могут использовать сравнения, метафоры, синонимы, антонимы и другие фигуры речи в своих высказываниях. Они усваивают правила использования образных выражений и склонны к творческому подходу к языку.
Читать дальше
2.1. Выявление уровня сформированности образной речи у детей дошкольного возраста
Для подтверждения гипотезы нашего курсового исследования о том, что ознакомление с произведениями изобразительного искусства является эффективным средством развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен эксперимент. В нем приняли участие 22 ребенка старшего дошкольного возраста (11 детей контрольной группы и 11 – экспериментальной).
На первом этапе нашего эксперимента мы провели обследование уровня развития образной речи старших дошкольников на основе произведений изобразительного искусства. Целью данного обследование являлось выявление уровня развития связной речи у старших дошкольников. При этом решались следующие задачи:
1. Выявить особенности восприятия детьми произведений живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, жанровая картина).
2. Выявить умение детей высказываться о содержании и художественной форме картины и строить рассказ описательного и повествовательного типа.
3. Определить уровень образности речи детей в самостоятельных высказываниях на тему произведений изобразительного искусства.
Методы, критерии и показатели оценки уровня развития связной речи разработаны нами на основе диагностик и методик, предложенных Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной и другими исследователями в данной области.
Читать дальше
Под образной речью понимается способность выражать свои мысли и чувства не только при помощи прямых слов, но и с использованием литературных, символических и метафорических средств. Образная речь позволяет улучшить коммуникативные навыки, расширить словарный запас и развить творческое мышление.
Произведения живописи обладают уникальной способностью передавать эмоции, настроения и идеи через образы и цвета. Просмотр произведений и обсуждение их с детьми способствует развитию образного мышления и воображения. Дети начинают видеть мир вокруг себя не только как набор отдельных объектов, но и как совокупность целых композиций и символов.
Изучение и анализ произведений живописи помогает детям описывать видимое с помощью цветов, форм и линий. Они учатся использовать метафоры и ассоциации для передачи своих впечатлений и эмоций. Обсуждение произведений стимулирует ребенка к активному общению, выражению своего мнения и развитию критического мышления.
Для эффективной работы с детьми дошкольного возраста с использованием произведений живописи рекомендуется применять следующие методики: ознакомление с различными жанрами и стилями живописи, проведение детских экскурсий в музеи и галереи и послеработа с произведениями, упражнения на описание и анализ произведений, создание собственных работ, вдохновленных живописью.
В результате исследования можно сделать вывод, что произведения живописи имеют значительный потенциал в развитии образной речи детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию образного мышления, творческого и критического мышления, а также улучшению коммуникативных навыков ребенка. Важно активно использовать произведения живописи в работе с дошкольниками, чтобы способствовать их полноценному развитию.
Читать дальше
1. Белошистая А.В. Задания, развивающие образное мышление (для работы со старшими дошкольниками) [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание, 2010. – № 4. – С. 44-47.
2. Белошистая А.В. Образные языковые средства [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание, 2008. – № 6. – С. 60-65.
3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.
4. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.Н. Васильева. – Ярославль : «Академия развития», 1997. – 208 с.
5. Гасилова С. Как решалась проблема (об обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию по картине) [Текст] / С. Гасилова // Пралеска, 2009. – № 2. – С. 18-22.
6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / В.В. Гербова – М. : Просвещение, 1984. – 175 с.
7. Дик Н.Ф. Развивающие занятия художественно-эстетического цикла для дошкольников [Текст] / Н.Ф. Дик. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 184 с.
8. Савушкина Е. «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (Развитие связной и образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства) [окончание] [Текст] / Е. Савушкина // Дошкольное воспитание, 1997. – № 7. – С. 30-36.
9. Савушкина Е. «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (Развитие связной и образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства) [Текст] / Е. Савушкина // Дошкольное воспитание, 1997. – № 6. – С. 24-31.
10. Серегина А. Методическое руководство изобразительной деятельностью детей [Текст] / А. Серегина, Р. Шило // Дошкольное воспитание, 1982. – № 12. – С. 29-32.
11. Силивон В.А. Из истории методики обучения изобразительному искусству: основные тенденции [Текст] / В. А. Силивон // Лекции по методикам дошкольного образования / Под ред. Н. С. Старжинской. – Мн.: БГПУ, 2004. – С. 21-29.
12. Судакова Е. Формирование образности речи у старших дошкольников [Текст] / Е. Судакова // Дошкольное воспитание, 2007. – № 4. – С. 32-34.
13. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.
14. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений [Текст] / О.С. Ушакова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
15. Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством [Текст] / Г. Федорченко // Дошкольное воспитание, 1987. – № 8. – С. 38-42.
16. Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством [Текст] / Г. Федорченко // Дошкольное воспитание, 1987. – № 9. – С. 15-23.
17. Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка [Текст] / Е. А. Флерина // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков. – М. : Академия, 1999. – С.458-465.
18. Чумичева Р. Восприятие живописи и развитие образной речи [Текст] / Р. Чумичева // Дошкольное воспитание, 1987. – № 11. – С. 44-47.
19. Чумичева Р.М. Дошкольниками о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Р.М. Чумичева. – М. : Просвещение, 1992. – 126 с.
20. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждения [Текст] / Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
21. Шулика Е. Развиваем выразительность речи [Текст] / Е. Шулика, М. Шинкарева, И. Потапова, Л. Закутина // Дошкольное воспитание, 2006. – № 8. – С. 13-17.
Читать дальше