Научно-исследовательская работа в музее – одно из ведущих направлений деятельности музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия. Научно-исследовательская деятельность решает разнообразные задачи, концентрируясь на изучении музейного собрания и памятников и на музееведческих изысканиях .
Тверской государственный объединенный музей (ТГОМ) является крупной совокупностью краеведческих музеев, коллекции которых отражают различные аспекты региональной истории, культуры, природы, экономики и техники. Музейный комплекс осуществляет научную работу по сбору, обработке, систематизации фондов, их хранению и исследованию. Эта работа включает в себя изучение музейных экспонатов и коллекций, что помогает сохранить и передать будущим поколениям знания о прошлом и настоящем данного региона.
Актуальность проблемы заключается в том, что изучение научной деятельности ТГОМ может помочь выявить образовательный и научный потенциал музея, что может принести пользу для его дальнейшего развития и повышения эффективности в сохранении и исследовании культурного наследия региона. Это важно, поскольку музей играет значительную роль в образовательном процессе.
Объектом настоящего исследования является изучение и анализ научно-исследовательской деятельности Калининского объединённого историко-литературного и архитектурного музея (1977–1991) и Тверского государственного объединённого музея (с 1991 г.).
Предметом исследования выступают направления научно-исследовательской работы современного музея (изучение музейного собрания и памятников и музееведческие исследования) и её конкретные формы, определяемые в соответствии с функциями современного музея и содержащие исследовательские компоненты (комплектование, научно-фондовая работа и экспозиционно-выставочная работа).
Историография проблемы
Исследования, посвященные изучению данного вопроса связанного с научно-исследовательской деятельностью в Тверском государственном объединенном музее, можно разделить на несколько категорий. К первой категории относятся работы, рассматривающие теоретические и практические аспекты научно-исследовательской деятельности в музеях. Вторая категория включает исследования, посвященные различным аспектам экспозиционно-выставочной деятельности музеев. Третья категория - это исследования, рассматривающие историю научно-исследовательских работ в различных национальных или профильных музеев.
В 2003 г. была опубликована коллективная монография М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. Это научный труд представляет собой краткое и лаконичное изложение содержания деятельности музея по фондовой, научно-исследовательской, научно-просветительской работе музея. В предисловии оговаривается, что монография создана с целью повышения квалификации сотрудников музея. В книге в краткой и доступной форме излагается теоретический материал. Авторы обращают внимание на то, что на момент начала 2000-х гг. была необходимость в создании учебного пособия для повышения квалификации музейных сотрудников. Более того, авторы прямо указывают на проблему нехватки квалифицированных, профессиональных кадров в музейном деле.
Вторая направление исследований по большей части посвящена проблемам экспозиционно-выставочной деятельности музеев, комплектования фондов, внедрения автоматических систем учёта. Результатами исследования в основном являлись научные статьи в специализированных журналах и сборниках статей . Так в 1980-м г. вышел сборник статей, посвящённый основным проблемам музейного дела в СССР. В этом сборнике была опубликована статья Ф.Г. Кротова, в которой автор обратил внимание на отсутствие в музеях единой системы критериев по комплектованию, а также отсутствию координации мер для решения данной проблемы . Автор видит решение в создании Комиссии по социалистическим традициям при Академии наук СССР, которая способствовала бы координации мер по решению данной проблемы, а также разработке проблем теории и методики соц. традиций и коммунистического воспитания. Помимо этого, данное учреждение решало бы вопрос по увеличению высококвалифицированных кадров среди музейных сотрудников и развития научно-исследовательской работы с фондами музея.
Г. Георгиевым был поднят вопрос о научных трудах сотрудников музея, как о результате научно-исследовательской работы с фондами . Автор рассуждает больше о международном сотрудничестве с фондами Болгарии, однако из содержания становится ясно, что издательская деятельность является не мало важной для отображения результата научно-исследовательской деятельности работников музея в ходе их работы с фондовыми коллекциями и предметами. В этом же ключе была написана и статья К. Стоянова, однако в ней больший акцент уделяется истории взаимодействия коммунистов Болгарии и Советской России и частично затрагивается вопрос о взаимодействии сотрудников музеев в совместных научных изысканиях и отражении результатов в экспозициях музеев, посвящённых Великой Октябрьской революции и совместных публикация научных статей и сборников . По большей части в статье делается упор на необходимости развития научно-просветительской деятельности музеев и воспитании молодёжи.
В статье М.А. Пантыкиной подробно описывается выставочная деятельность советских музеев за рубежом . Автор указывает на важность подобного взаимодействия, так как международный обмен опытом способствует повышению квалификации сотрудников музеев, что отражается и на научно-исследовательской работе. Благодаря таким контактам советские музеи могли принимать предметы из фондов музеев других стран на постоянное или временное хранение, изучать их и вводить в экспозиции и выставки.
Одной из важнейших проблем построения экспозиции является интеграция текста, именно этой проблеме посвящена статья М.Ю. Юхневич . В ней рассматривается роль текста в музейной экспозиции и его интеграции как вспомогательного средства восприятия информации о музейном предмете. Автор указывает на то, что в тех случаях, когда предмет в экспозиции является историческим артефактом, но не обладает привлекательностью, текст является важнейшим условием для восприятия ценности предмета. Кроме того текст в экспозиции играет важную роль в демонстрации качественно выполненной научно-исследовательской работы по созданию экспозиции.
Т.Г. Голубцовой поднимается вопрос о важности взаимодействия музея и узкопрофильных специалистов для создания экспозиций и выставок . Подчёркивается важность изучения фондовых коллекций и координации издательской деятельности музеев, где отражались бы результаты научных исследований фондов музея, как самими работниками, так и историками-специалистами. Тем не менее, по мнению автора, главный показатель научно-исследовательской работы является экспозиция.
К.Г. Левыкина рассматривает вопрос о важности координации научно-исследовательских работ . Данную проблему автор рассматривает под несколько иным углом, а именно: автор рассматривает проблему необходимости координации работ, поскольку научные труды музейных сотрудников публикуются лишь на местном, районном уровне. И у сотрудников музея редко появляется возможность выступать на других научных площадках вне своего района. Решение данной проблемы заключается в совершенствовании координации научно-исследовательской работы со стороны Академии наук СССР и составлении планов для научных учреждений на пятилетку.
Д.А. Ольдерогге выявляет проблему, которая может возникнуть при очень плотном сотрудничестве музея и института . Так, на примере Музея антропологии и этнографии автор пишет о том, что все сотрудники музея имеют возможность написать диссертацию. По мнению автора, в музее не хватает сотрудников, которые активно занимались бы научно-просветительской деятельностью и выполняли учётно-хранительские функции, поскольку нанятые сотрудники переходят на научно-исследовательскую работу. Ещё одной проблемой музея является внедрение единых форм описания музейных коллекций. Решение проблемы автор видит в создании единых форм описания предметов в зависимости от вида источников.
Рассмотренные выше работы позволяют определить комплекс проблем, возникавших в конце 1970-х – начале 1980-х гг. в музеях различных видов Советского Союза в сфере их научно-исследовательской деятельности, понять предлагаемые способы развития и совершенствования научно-исследовательской деятельности, и понять, как это отражалось на научно-исследовательской работе Калининского объединения.
Одной из таких проблем была организация работы музейных объединений. А.В. Крикловенская на основании данных научно-исследовательского института при министерстве культуры СССР в 1987 г. выделила основные проблемы музейных объединений и привела рекомендации по их решению . По мнению автора, основной проблемой в музейном объединении является управление данной сетью, для чего требуется наличие инфраструктуры, средств связи, поддержки партийных органов и грамотно подобранный кадровый состав музеев. Сами же музеи должны быть разнообразными. Эффективное управление должно способствовать улучшению и развитию научно-исследовательской деятельности, а именно; работе по изучению фондов, обороту фондовых предметов внутри объединения для создания новых экспозиций и выставок.
Третья направление - разработка проблем научно-исследовательской работы в национальных и профильных музеях:
В 2021 году была опубликована статья Д.И. Пригодич . На основании архивных документов Белорусской Республики автор пришёл к выводу что научно-исследовательская работа музеев при высших учебных заведениях Белорусской ССР в 1920-1930-е гг. была направлена на комплектование, хранение, научное описание и экспонирование музейных предметов по теме минералогии и зоологии. Это способствовало вводу в научный оборот собранного материала через публикацию научных трудов, организацию конференций и составление экспозиций.
Статья Н.А. Регимовой, опубликованная в журнале «Вопросы музеологи» посвящена проблеме важности разработки научной концепции музея и её влиянию на выработку принципов комплектования фондовых коллекций и их обработку . В результате своих рассуждений, автор приходит к следующему выводу: межмузейное сотрудничество позволяет выявлять пробелы в описании предметов, что является основой научно-фондовой работы музея, которая строится на подробном описании музейных предметов. На основе полученной информации составляются каталоги и вводятся в научный оборот новые предметы, что является не менее важной частью работы музея по изучению культуры народов и сохранения их культурного наследия.
Проблеме работы с музейными коллекциями так же посвящена и работа Г. Гафаровой, которая раскрывает проблему научного обработки фондовых коллекций азербайджанских музеев в середине прошлого века, но с точки зрения искусствоведения . На основе историографии автор приходит к выводу, что в 1940-1965-е гг. – основной задачей научно-исследовательской работы – описание музейных предметов с целью сохранения произведений искусства посредством их подробного описания и зарисовок. Данная работа была в духе того времени (1940-1965-х гг.) и отвечала научным требованиям.
Таким образом, анализ научных работ по исследуемой проблеме показывает, что в них характеризуется какая-то одна сторона научно-исследовательской деятельности музея, как правило, это экспозиционно-выставочная деятельность или комплектование фондов, и лишь отчасти поднимается вопрос о научных трудах работников музеев. В историографии отсутствуют работы, в которых бы комплексно характеризовалась научно-исследовательская деятельность музеев в целом и конкретного музея в частности.
Цель и задачи
Это определяет цель исследования. Она состоит в том, чтобы составить обобщающую характеристику научно-исследовательской деятельности Калининского государственного объединённого историко-литературного и архитектурного музея и Тверского государственного объединённого музея.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить образовательные программы, экспозиции, публикации;
- выявить ключевые темы и направления исследований;
- создать базу данных научных трудов сотрудников ТГОМ.
Важным источником для настоящего исследования служит нормативно-правовой документ - Устав Тверского объединённого музея . Данный источник содержит сведения о структуре объединения, источниках дохода музея, правах и обязанностях директора объединения, а также о целях и задачах музейного объединения.
Большую ценность для исследования имеют архивные документы делопроизводственного характера. По большей части это годовые отчёты о деятельности ТГОМ . Структура отчётов включала в себя следующие разделы. Во-первых - общая информация об учреждении; в этом разделе в очень сжатой форме представлена история объединения. Во втором разделе даётся описание работы с Министерством культуры, Правительством Тверской области, Комитетом культуры Тверской области (заявки, проекты, гранты и др.), государственными и общественными структурами; данный раздел предоставляет сведения о финансировании музея, он также содержит информацию о заявках музея на проведение реставрационных работ, приобретение предметов из частных коллекций для пополнения государственной части музейного фонда РФ, приобретение оборудования для фондохранилищ, заявки на подключение филиалов к сети интернет и развития автоматизированной базы данных. Третий раздел представляет собой анализ основных направлений деятельности за три года; работа с посетителями, количество экскурсий и мероприятий, организованных на базе музейного объединения. Четвёртый раздел даёт сведения о создании экспозиций и выставок; количественное описание стационарных и передвижных выставок по филиалам. В следующем разделе содержится информация о комплектовании фондовых коллекций – количество единиц предметов основного фонда. Шестой раздел - учёт, хранение, обеспечение безопасности фондовых коллекций. В данном разделе приводится информация о количестве проведённых заседаний Экспертной Фондово-Закупочной Комиссии, заседаний Реставрационного Совета. Кроме этого, раздел даёт сведения о количестве принятых музейных предметов, количестве предметов, введённых в автоматизированную базу данных по Тверскому музею и по коллекциям филиалов. Раздел содержит информацию о сверке музейных коллекций в филиалах, кроме того, в разделе есть информация о приёме-передаче коллекций. Седьмой раздел предоставляет данные о реставрации фондовых коллекций; в этом разделе приводятся данные о количестве предметов, прошедших реставрацию, количестве законсервированных предметов и предметов, приведённых к экспозиционному виду. В восьмом разделе приводятся данные о научных конференциях и семинаров; в данном элементе годовых отчётов включены сведения о заседаниях научно-методического семинара, региональных научно-исследовательских краеведческих конференциях, семинарах-практикумах и семинарах для представителей туристических фирм, научно-практических конференциях, а также проводимых методических семинарах. В девятом разделе даётся характеристика об оказании методической помощи муниципальным и общественным музеям – количество единиц оказания методической помощи филиалам по созданию и проведению экспозиций, выставок и культурно-массовых мероприятий. В десятом разделе приводятся данные о проведении охранных археологических исследований. Раздел даёт сведения о полевых и камеральных работах и проверке архитектурных памятников на территории объединения. Одиннадцатый раздел содержит сведения о состоянии кадрового потенциала. Раздел содержит сведения о количестве работников, их квалификации и сведения о прохождении работником курсов повышения квалификации .
Однако в годовых отчётах представлены сведения о количестве выставок и отмечаются наиболее интересные выставки и часть выставок в филиалах, организованных при помощи Тверского краеведческого музея. В отчётах отсутствуют сведения о научной концепции выставок и направлении научно-исследовательской работы. И тем не менее, они важны для настоящего исследования, поскольку на основе анализа и группировки названий выставок можно выявить темы, над которыми велась работа, основные направления работы музеев.
Таким образом, анализ годовых отчётов даёт сведения о количестве экспозиций, проводимых выставках и количестве посетителей, а также названия наиболее интересных выставок. Данные сведения позволяют выявить эффективность проводимых музеем мероприятий. Кроме того, в отчётах содержатся сведения о внедрении современных технологий в системе экспонирования музеев Тверского объединения. Отчёты дают информацию о процессе внедрения и использования комплексных автоматизированных систем, баз данных для учёта и хранения музейных предметов, таких как КАМИС. Помимо этого, отчёты предоставляют данные о ходе работ по внесению предметов в Госкаталог. Подобные сведения необходимы для изучения научно-исследовательской деятельности, они играют большую роль для понимания её эффективности и необходимости её улучшения и совершенствования, поскольку это играет важную роль в дальнейшем развитии музейного дела и взаимодействия музея с посетителями.
Особую ценность для настоящего исследования имеют воспоминания заведующих филиалами краеведческих музеев 1970–2000-х гг. Воспоминания первого директора объединённого музея – И.М. Бружеставицкого содержат сведения о научно-исследовательской и в особенности экспозиционной деятельности ТГОМ в советский период . Стоит отметить, что воспоминания писались в разной последовательности и перерывом. Начато написание было в 1993 г., завершено в 1998-м. Перерыв был с 1996–1997 гг. в связи с травмой автора и, как следствие, его неподвижностью. Сначала были написаны «Вступление», затем части «Первый год в музее», «Экспедиционное наступление», «Первые филиалы», «Пушкинское кольцо».
Воспоминания И.М. Бружеставицкого содержат ценные сведения об истории формирования объединения Тверских музеев во второй половине 1950-х гг. Из них становится понятно, что объединение музеев началось ещё в 1960-х гг., а официально объединение состоялось в 1977 г. При написании воспоминаний И.М. Бружеставицкий подкреплял тезисы ссылками на научную литература и архивные документы годовые текстовые и статистические отчёты ТГОМ. Таким образом, он даёт ценные сведения о развитии структуры музея и позволяет изучить основы научно-исследовательской работы в ТГОМ. Кроме того, воспоминания детально описывают практически все этапы построения экспозиции и затрагивают проблемы создания экспозиций в филиалах в советский период. Приводятся данные о численности сотрудников, количестве посетителей, Также автор приводит сводную статистику об уровне квалификации сотрудников, в каких филиалах, и какое количество людей работает, о количестве проведённых выставок и экспозиций.
Наконец, в качестве источников используются путеводители по музею и печатная продукция, выпускаемая музеем . В основном это сборники статей по материалам конференций, проводимых на базе ТГОМ и филиалов объединения, а также ежегодники и журнал «Вестник ТГОМ». Статьи научных сотрудников ТГОМ публиковались на регулярной основе в сборниках статей . Их изучение и контент-анализ позволяет выявить и характеризовать приоритетные направления научных исследований сотрудников, работающих с материалами фондов. Кроме этого, в статьях журнала «Вестник ТГОМ» есть сведения о заведующих филиалами объединения, что дает возможность изучить и проследить изменения в экспозициях и методе взаимодействия с посетителями музеев. Таким образом, можно выявить человеческий фактор в вопросе о смене экспозиции, интеграции новаторских методов экспонирования и внедрения современных технологий в музейное пространство филиалов.
Методика исследования.
Терминология Научно-исследовательская работа в музее – одно из ведущих направлений деятельности музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия. Важнейшая форма публикации результатов исследования музейного собрания – музейная экспозиция и выставка. Экспозиция - это результат объединения нескольких компонентов: научной обработки музейных предметов и коллекций, исследования объектов и явлений в данной области, а также интерпретации результатов научной обработки музейного фонда и научно-исследовательской работы по изучению процессов и явлений данной области.
Музеи публикуют результаты своей научно-исследовательской работы в различных форматах, включая научные статьи, монографии, отчеты об экспедициях, научно-популярные публикации, каталоги музейных коллекций, путеводители по выставкам и музейным собраниям.
Методы исследования. Для достижения этой цели использовались как общие научные, так и специфические методы исследования. К научным методам: относятся анализ, дедукция и индукция. Научно-исследовательская деятельность Тверского государственного объединенного музея рассматривается на примере конкретных филиалов. Анализ годовых отчетов и воспоминаний директора, сравнение информации позволит установить причины таких изменений и, если возможно, выявить связь между сменами директоров объединения и научными работами музеев.
Изучение истории научно-исследовательской деятельности Тверского государственного объединенного музея (ТГОМ) требует применения историко-генетического метода. Этот метод позволит рассмотреть не только современное состояние исследований, но и их развитие, эволюцию методов и подходов, а также влияние исторических процессов на формирование нынешней научной деятельности музея. Более того, историко-генетический метод поможет выявить ключевые этапы в развитии научной деятельности музеев и проследить изменения в методологии и исследовательских направлениях.
Хронологические рамки исследования – 1977–2022 гг. Данный период обусловлен тем, что проблемой настоящего исследования является научно-исследовательская деятельность музея с момента его объединения в 1977 г.
Территориальные рамки исследования: г. Тверь (Музей тверского быта, Тверской Государственный объединенный музей, Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина), Лихославльский муниципальный округ (Карельский национальный краеведческий музей), Старицкий муниципальный округ (Старицкий краеведческий музей, музей им. А.С. Пушкина в с. Берново), п Эммаус (Музей Калининского фронта), г Вышний Волочёк (Вышневолоцкий краеведческий музей им Г.Г. Монаховой), г. Зубцов (Зубцовский краеведческий музей), г. Калязин (Калязинский краеведческий музей им. И.Ф. Никольского), г. Торжок (Музей А.С. Пушкина в Торжке).
Структура работы. Работа включает в себя две главы. В каждой главе по три параграфа. В первом параграфе первой главы описывается организация научно-исследовательской работы Калининского объединенного историко-литературного и архитектурного музея. Во втором параграфе описываются принципы комплектования фондов и работа с ними. В третьем параграфе описываются научно-публицистические работы музея. Во второй главе первом параграфе описывается экспозиционно-выставочная работа Тверского государственного объединенного музея. Во втором параграфе описывается научно-фондовая работа. В третьем параграфе описывается научно-публицистическая деятельность музея.