Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.
Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Значение феномена тревожности в психологической науке оценивается весьма высоко и в то же время довольно узко и функционально. Очевидным является тот факт, что тревожность, с одной стороны, представляет собой одну из первостепенных проблем современной цивилизации, основную характеристику современного социума. С другой, это психическое состояние, которое может быть вызвано как определенными условиями эксперимента, так и сложившейся ситуацией. Кроме негативного влияния на здоровье человека, его поведение, продуктивность учебной и профессиональной деятельности, высокий уровень тревожности оказывает крайне неблагоприятное влияние в целом на качество социальной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Учеными выявлено, что тревожность ведет к снижению у человека уверенности в себе, в своих возможностях. Высокий уровень тревожности связан с отрицательным социальным статусом, он является одной из причин возникновения и развития конфликтных отношений. Таким образом, цель снизить уровень тревожности является одной из актуальных и злободневных задач психологии. Она ставит исследователей перед необходимостью наиболее полного и многомерного изучения данной области и применения полученных данных на практике. При этом, исследователи чаще всего обращают внимание на проблему тревожности в детском возрасте, в то время как другие возрастные группы исследуются гораздо реже. Однако для психологии важно понимать возрастной аспект тревожности, это даст, возможно, глубже понять причины появления тревожности, ее трансформации, влияние на жизнь человека, возможности и перспективы психологической коррекции на разных этапах жизни человека.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что тревожность, по мнению большинства исследователей, является причиной многих трудностей в процессе социализации личности, поскольку тревожность определяет эмоциональные и поведенческие реакции людей в сложных ситуациях, являясь существенной переменной величиной воздействующей на развитие личности в целом. Кроме этого, в современном обществе успешность и самореализация личности зависит от высокого уровня стрессоустойчивости, смелости в принятии решений, умении нести ответственность за свои действия, умении находить единомышленников и убеждать их в необходимости реализовать свои идеи, креативности и т.д. Большинство этих качеств не развиваются или развиваются недостаточно при высоком уровне тревожности.
Цель работы: исследование возрастного аспекта тревожности.
В соответствии с данной целью были сформулированы задачи:
1) рассмотреть понятие «тревожности» в психологии, и ее место в структуре личности;
2) проанализировать и обобщить литературные данные по исследованиям тревожности в разном возрасте;
3) подобрать методики исследования тревожности;
4) провести исследование тревожности в разных возрастных группах, проанализировать полученный результат и сделать выводы.
Теоретическая основа работы. В психологии проблеме тревожности и ее причин посвятили значительное количество работ такие психологи, как Изард К., Фрейд З., Хорни К., A.M. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. и другие. Тревожность в разном возрасте изучали Бельтюкова А.В., Владимирова С.С., Живодуева А.А., Иванова В.А., Полищук Ю.И., Микляева А.В.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, тестирование.
Объект исследования – тревожность как психологический феномен.
Предмет исследования – возрастной аспект тревожности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения. В первой главе рассмотрено понятие «тревожности» в психологии, место тревожности в структуре личности; обобщены результаты исследований из литературных данных. Во второй главе описаны методы исследования и организация исследования, представлены результаты проведенного исследования.
Научная новизна исследования. Проведено систематическое изучение тревожности как относительно устойчивого образования на различных возрастных этапах жизни человека, проведено сравнение полученных данных и выявлены возрастные особенности.