-
МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

Феномен тревожности: возрастной аспект

курсовая работа
Психология
26 страниц
21% уникальность
2024 год
21 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология развития и возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
АННОТАЦИЯ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с изучением возрастного аспекта феномена тревожности. Предпосылками для написания данной работы стала недостаточная освещенность в научной литературе сравнительного анализа динамики тревожности в зависимости от возраста, наиболее подробно изучена тревожность в детском возрасте, наименее в пожилом. Целью работы является изучение динамики тревожности у лиц разного возраста. Данная курсовая работа состоит из 28 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение, список литературы, приложение. Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а так же поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как тревожность в структуре личности и анализ опубликованных данных по проблеме изучения тревожности в разном возрасте. Во второй главе проводится анализ данных, полученных в ходе собственного эмпирического исследования феномена тревожности в возрастном аспекте. В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а так же даны некоторые рекомендации в отношении возможности преодоления тревожности в разном возрасте.
Читать дальше
Аннотация 2 Введение 4 Глава 1. Общая характеристика теоретических основ изучения возрастного аспекта тревожности 7 1.1 Тревожность в структуре личности 7 1.2 Возрастная динамика тревожности 13 Глава 2. Практический анализ тревожности в возрастном аспекте 19 2.1 Организация и методы исследования 19 2.2 Результаты исследования 20 Заключение 23 Список использованных источников и литературы 25 Приложение 27
Читать дальше
Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии. Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Значение феномена тревожности в психологической науке оценивается весьма высоко и в то же время довольно узко и функционально. Очевидным является тот факт, что тревожность, с одной стороны, представляет собой одну из первостепенных проблем современной цивилизации, основную характеристику современного социума. С другой, это психическое состояние, которое может быть вызвано как определенными условиями эксперимента, так и сложившейся ситуацией. Кроме негативного влияния на здоровье человека, его поведение, продуктивность учебной и профессиональной деятельности, высокий уровень тревожности оказывает крайне неблагоприятное влияние в целом на качество социальной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Учеными выявлено, что тревожность ведет к снижению у человека уверенности в себе, в своих возможностях. Высокий уровень тревожности связан с отрицательным социальным статусом, он является одной из причин возникновения и развития конфликтных отношений. Таким образом, цель снизить уровень тревожности является одной из актуальных и злободневных задач психологии. Она ставит исследователей перед необходимостью наиболее полного и многомерного изучения данной области и применения полученных данных на практике. При этом, исследователи чаще всего обращают внимание на проблему тревожности в детском возрасте, в то время как другие возрастные группы исследуются гораздо реже. Однако для психологии важно понимать возрастной аспект тревожности, это даст, возможно, глубже понять причины появления тревожности, ее трансформации, влияние на жизнь человека, возможности и перспективы психологической коррекции на разных этапах жизни человека. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что тревожность, по мнению большинства исследователей, является причиной многих трудностей в процессе социализации личности, поскольку тревожность определяет эмоциональные и поведенческие реакции людей в сложных ситуациях, являясь существенной переменной величиной воздействующей на развитие личности в целом. Кроме этого, в современном обществе успешность и самореализация личности зависит от высокого уровня стрессоустойчивости, смелости в принятии решений, умении нести ответственность за свои действия, умении находить единомышленников и убеждать их в необходимости реализовать свои идеи, креативности и т.д. Большинство этих качеств не развиваются или развиваются недостаточно при высоком уровне тревожности. Цель работы: исследование возрастного аспекта тревожности. В соответствии с данной целью были сформулированы задачи: 1) рассмотреть понятие «тревожности» в психологии, и ее место в структуре личности; 2) проанализировать и обобщить литературные данные по исследованиям тревожности в разном возрасте; 3) подобрать методики исследования тревожности; 4) провести исследование тревожности в разных возрастных группах, проанализировать полученный результат и сделать выводы. Теоретическая основа работы. В психологии проблеме тревожности и ее причин посвятили значительное количество работ такие психологи, как Изард К., Фрейд З., Хорни К., A.M. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. и другие. Тревожность в разном возрасте изучали Бельтюкова А.В., Владимирова С.С., Живодуева А.А., Иванова В.А., Полищук Ю.И., Микляева А.В. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, тестирование. Объект исследования – тревожность как психологический феномен. Предмет исследования – возрастной аспект тревожности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения. В первой главе рассмотрено понятие «тревожности» в психологии, место тревожности в структуре личности; обобщены результаты исследований из литературных данных. Во второй главе описаны методы исследования и организация исследования, представлены результаты проведенного исследования. Научная новизна исследования. Проведено систематическое изучение тревожности как относительно устойчивого образования на различных возрастных этапах жизни человека, проведено сравнение полученных данных и выявлены возрастные особенности.
Читать дальше
Одним из первых, кто сделал попытку объяснить природу тревоги, был З. Фрейд. Согласно учению Фрейда, определенные переживания, имевшие место в жизни человека: действия, импульсы, мысли или воспоминания, - мучительно болезненные или порождающие сильную тревогу вытесняются из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению произошедшего из памяти, мобилизуются, препятствуя их восстановлению в сознании. Здесь действует физиологический механизм, близкий к механизму «охранительного» торможения, когда торможение при сверхсильном возбуждении защищает кору от излишнего перевозбуждения, и именно поэтому резкие аффективные переживания, мучительные и неприемлемые для субъекта, активно тормозятся, «вытесняются» из сознания, забываются субъектом. Когда вытесненные идеи грозят вырваться на сознательный уровень, они могут снова вызвать тревогу, и поэтому подавляются вновь. В результате человек переживает нескончаемый подсознательный конфликт. В основе вытеснения решающее значение имеет сильная тревога. Классической работой 3. Фрейда по проблемам тревожности считается книга «Торможение. Симптом. Тревожность», которая была переведена на русский язык и издана под названием «Страх». 3.Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, которое является сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности определяется как переживание неопределенности и чувство беспомощности [Фрейд 2014]. А. Адлер в своей индивидуальной теории личности рассматривал тревогу в качестве симптома невроза, а последний понимал достаточно широко - как диагностически неоднозначный термин, охватывающий многочисленные поведенческие нарушения. «Невроз - это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно не активного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что мы наблюдаем постоянно при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни» [Адлер 2016].
Читать дальше
Всего в исследовании приняли участие 60 человек (30 мужчин и 30 женщин). Распределение выборки по возрастным группам:  группа молодых лиц: 16-18 лет (20 человек),  группа лиц зрелого возраста: 30-35 лет (20 человек);  группа лиц пожилого возраста: 60-65 лет (20 человек). В каждой возрастной группе было одинаковое число мужчин женщин. Для оценки уровня тревожности применялась «Методика оценки тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина [3]. Методика включает две шкалы: личностная тревожность и реактивная тревожность. Для каждой шкалы предусмотрено 20 утверждений, с которыми нужно выразить степень своего согласия или не согласия (нет, это не так; пожалуй, так; верно; совершенно не верно). За каждый ответ начисляются баллы. Интерпретация баллов: до 30 - низкая тревожность; 31 - 45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности
Читать дальше
В исследовании была рассмотрена проблема тревожности в возрастном аспекте. Данная тема занимает важное место не только в психологии, но и в других науках, в числе которых медицина, педагогика. Изучение литературы по исследуемой теме показало, что тревожность как склонность к переживанию состояний тревоги является устойчивым личностным образованием, существующим на протяжении длительного периода времени. Психологическими причинами тревоги и тревожности служат неудовлетворение ведущих потребностей личности, которые отличаются в разных возрастных группах. Существует качественное своеобразие в источниках, содержании, формах проявления, способах компенсации и преодоления тревожности на разных этапах жизни человека. Личность с выраженной тревожностью имеет склонность расценивать окружающий мир как включающий в себя опасность и угрозу в существенно большей степени, чем личность с невысоким уровнем тревожности. Открытая тревожность – сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в образе состояния тревоги. Личностная тревожность характеризуется, как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в разнообразных жизненных обстоятельствах. Если данный вид тревожности закрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируется заниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира во взрослом возрасте. Кроме негативного влияния на здоровье человека, его поведение, продуктивность профессиональной деятельности, высокий уровень тревожности оказывает крайне неблагоприятное влияние в целом на качество социальной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Учеными выявлено, что тревожность ведет к снижению у человека уверенности в себе, в своих возможностях. Высокий уровень тревожности связан с отрицательным социальным статусом, он является одной из причин возникновения и развития конфликтных ситуаций. Проведенные наблюдения свидетельствуют, что тревожность имеет свои особенности в разном возрасте. Так, в младенческом возрасте тревожность возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности, затем в дошкольном возрасте причинами тревожности становятся страх наказания в образе страшных героев сказок, неудовлетворение потребности в удовольствии и безопасности. В младшем школьном возрасте появляется школьная тревожность, которая связана с новыми видами деятельности и новым кругом общения. В подростковом возрасте тревожность обусловлена переходным возрастом и изменениями в личности ребенка, а именно неустойчивой самооценкой, внутренними конфликтами, неуверенностью в себе. Во взрослом и пожилом возрасте высокая тревожность возникает при снижении адаптационных возможностей организма, сложностями в социальной сфере, ломка физиологического и психологического стереотипа, увеличением числа стрессов в жизни. В ходе практического исследования была изучена группа респондентов в возрасте от 16 до 65 лет, которая была разбита на три возрастные категории. Изучался уровень тревожности в каждой возрастной группе. Результаты исследования показали, что в развитии человека можно наблюдать изменение тревожности в возрастном аспекте: в возрасте 16-18 лет значение ее не высокое, к возрасту 30-35 лет – значение повышается, к возрасту 60-65 лет снижается. Пути практического применения результатов исследования в области рассматриваемой темы разнообразны. Полученные данные имеют значение для понимания закономерностей возрастного развития, прежде всего развития мотивационно-потребностной сферы, а также дополняют общепсихологическую теорию эмоциональных процессов, состояний и свойств эмоциональной сферы человека. Полученные данные могут быть использованы психологами, работающими в школе, в кризисных центрах, в средних и высших учебных заведениях.
Читать дальше
Всего в исследовании приняли участие 60 человек (30 мужчин и 30 женщин). Распределение выборки по возрастным группам:  группа молодых лиц: 16-18 лет (20 человек),  группа лиц зрелого возраста: 30-35 лет (20 человек);  группа лиц пожилого возраста: 60-65 лет (20 человек). В каждой возрастной группе было одинаковое число мужчин женщин. Для оценки уровня тревожности применялась «Методика оценки тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина [3]. Методика включает две шкалы: личностная тревожность и реактивная тревожность. Для каждой шкалы предусмотрено 20 утверждений, с которыми нужно выразить степень своего согласия или не согласия (нет, это не так; пожалуй, так; верно; совершенно не верно). За каждый ответ начисляются баллы. Интерпретация баллов: до 30 - низкая тревожность; 31 - 45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Идеологическая составляющая “оранжевых” революций на постсоветском пространстве, причины их антироссийской направленности.
Количество страниц:
10
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Внешняя политика и дипломатия
курсовая работа
Заработная плата как экономическое понятие
Количество страниц:
25
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Разнообразие жанровых форм телевизионной журналистики
Количество страниц:
20
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image