Тема исследования «Особенности работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе» является актуальной и важной. Изучение литературы не только развивает языковые навыки учащихся, но и способствует формированию эмоционально-нравственной сферы, расширению кругозора и развитию воображения.
Работа над характеристикой героя позволяет детям погрузиться в мир литературных произведений, последовательно и систематически изучать основные черты персонажей, их мотивы и поступки. Это помогает развивать наблюдательность, аналитическое мышление и критическое восприятие текста.
На уроках литературного чтения в начальной школе в инклюзивном классе работа с характеристикой героя может быть организована разнообразными способами. Например, учащиеся могут создавать портреты героев, описывать их внешность, характер и поступки, а также анализировать их роль в развитии сюжета произведения.
Важно отметить, что работа над характеристикой героя должна быть интересной и доступной для детей. Это поможет им лучше понять происходящее в произведении, вникнуть во внутренний мир героев и научиться сопереживать им. Создание благоприятной атмосферы на уроке и использование интерактивных методов обучения способствуют более эффективной работе с характеристикой героя.
Влияние уроков литературного чтения на развитие личности младшего школьника очевидно. Все отмеченные в ФГОС НОО цели развития личности – гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, эстетическое и другие успешно решаются средствами художественной литературы и устного народного творчества. Средством реализации этих целей образования в начальной школе является изучение устного творчества народов РФ и литературы многонациональной России. Воспитательные возможности заложены уже в содержании программы литературного чтения. В ней выделены специальные разделы, которые раскрывают различные аспекты проявления патриотических и гражданских чувств, нравственно-этических ценностей нашего общества.
Согласно ФГОС НОО ОВЗ, литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Основной формой обучения является урок; методами обучения – метод наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с учебником, дидактические игры; приемы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей. За чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.
Тема исследования достаточно разработана. Следует отметить научные труды отечественных ученых на эту тему: Л.Н. Блиновой, Т.В. Егоровой, Г.Ф. Кумариной, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Р.Д. Тригер, H.A. Цыпиной, С.Г. Шевченко и др.
Цель – проанализировать особенности работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
– выявить особенности развития детей младшего школьного возраста с ОНР;
– охарактеризовать методы и приемы, средства и технологии работы на уроках литературного чтения в начальной школе;
– проанализировать опыт педагогов;
– разработать конспект урока - работа над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе в инклюзивном классе.
Объект – процесс работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет – особенности работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в коррекционной начальной школе
Методы исследования в работе – сравнение и анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении нашего понимания процесса работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе. Исследование может внести вклад в разработку теоретических моделей и подходов к изучению и анализу литературных персонажей среди учащихся начальной школы. Оно может помочь выявить ключевые аспекты и особенности работы над характеристикой героя, поискать эффективные методы и приемы, а также развить область исследований в образовании, связанную с литературным образованием для детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы учителями начальной школы при планировании и проведении уроков литературного чтения. Исследование может помочь учителям выбирать подходящие методы и приемы работы с характеристикой героя, адаптировать их для особенностей своих учащихся и создать более эффективные и интересные уроки по изучению литературы. Также, исследование может служить основой для разработки образовательных материалов, пособий и методических рекомендаций для учителей, направленных на развитие навыков работы с характеристикой героя учащихся начальной школы.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.