-
МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

Особенности работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе в инклюзивном классе

дипломная работа
Литература
30 страниц
61% уникальность
2024 год
16 просмотров
Немыкина Е.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
Заключение
Список использованн
Введение.................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы работы на уроках литературного чтения в начальной школе в инклюзивном классе.........................................................6 1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста с ОНР.........6 1.2.Методы и приемы, средства и технологии работы на уроках литературного чтения в начальной школе.....................................................10 Выводы по 1 главе..............................................................................................15 Глава 2. Особенности практического применения работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе в инклюзивном классе.........................................................................................16 2.1. Опыт педагогов по работе над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе.....................................................16 2.2. Разработка конспекта урока по работе над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе в инклюзивном классе..................................................................................................................21 Выводы по главе 2.............................................................................................28 Заключение..........................................................................................................29 Список литературы.............................................................................................31
Читать дальше
Тема исследования «Особенности работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе» является актуальной и важной. Изучение литературы не только развивает языковые навыки учащихся, но и способствует формированию эмоционально-нравственной сферы, расширению кругозора и развитию воображения. Работа над характеристикой героя позволяет детям погрузиться в мир литературных произведений, последовательно и систематически изучать основные черты персонажей, их мотивы и поступки. Это помогает развивать наблюдательность, аналитическое мышление и критическое восприятие текста. На уроках литературного чтения в начальной школе в инклюзивном классе работа с характеристикой героя может быть организована разнообразными способами. Например, учащиеся могут создавать портреты героев, описывать их внешность, характер и поступки, а также анализировать их роль в развитии сюжета произведения. Важно отметить, что работа над характеристикой героя должна быть интересной и доступной для детей. Это поможет им лучше понять происходящее в произведении, вникнуть во внутренний мир героев и научиться сопереживать им. Создание благоприятной атмосферы на уроке и использование интерактивных методов обучения способствуют более эффективной работе с характеристикой героя. Влияние уроков литературного чтения на развитие личности младшего школьника очевидно. Все отмеченные в ФГОС НОО цели развития личности – гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, эстетическое и другие успешно решаются средствами художественной литературы и устного народного творчества. Средством реализации этих целей образования в начальной школе является изучение устного творчества народов РФ и литературы многонациональной России. Воспитательные возможности заложены уже в содержании программы литературного чтения. В ней выделены специальные разделы, которые раскрывают различные аспекты проявления патриотических и гражданских чувств, нравственно-этических ценностей нашего общества. Согласно ФГОС НОО ОВЗ, литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Основной формой обучения является урок; методами обучения – метод наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с учебником, дидактические игры; приемы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей. За чтением осуществляется повседневный и текущий контроль. Тема исследования достаточно разработана. Следует отметить научные труды отечественных ученых на эту тему: Л.Н. Блиновой, Т.В. Егоровой, Г.Ф. Кумариной, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Р.Д. Тригер, H.A. Цыпиной, С.Г. Шевченко и др. Цель – проанализировать особенности работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе. Задачи: – выявить особенности развития детей младшего школьного возраста с ОНР; – охарактеризовать методы и приемы, средства и технологии работы на уроках литературного чтения в начальной школе; – проанализировать опыт педагогов; – разработать конспект урока - работа над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе в инклюзивном классе. Объект – процесс работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе. Предмет – особенности работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в коррекционной начальной школе Методы исследования в работе – сравнение и анализ. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении нашего понимания процесса работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе. Исследование может внести вклад в разработку теоретических моделей и подходов к изучению и анализу литературных персонажей среди учащихся начальной школы. Оно может помочь выявить ключевые аспекты и особенности работы над характеристикой героя, поискать эффективные методы и приемы, а также развить область исследований в образовании, связанную с литературным образованием для детей. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы учителями начальной школы при планировании и проведении уроков литературного чтения. Исследование может помочь учителям выбирать подходящие методы и приемы работы с характеристикой героя, адаптировать их для особенностей своих учащихся и создать более эффективные и интересные уроки по изучению литературы. Также, исследование может служить основой для разработки образовательных материалов, пособий и методических рекомендаций для учителей, направленных на развитие навыков работы с характеристикой героя учащихся начальной школы. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Читать дальше
ОНР (общее недоразвитие речи) представляет собой различные сложные речевые расстройства, которые отражают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, включая звуковую сторону (фонетику) и смысловую сторону (лексику, грамматику). Это состояние может проявляться в рамках сложных форм детской речевой патологии, таких как алалия, афазия (всегда), ринолалия и дизартрия (иногда). Несмотря на разнообразие этих нарушений, у детей с ОНР можно выделить типичные признаки, указывающие на системные нарушения в речевой деятельности: 1. Более позднее начало речи: первые слова появляются примерно в возрасте от 3 до 4 лет, а иногда даже к 5 годам. 2. Речь является аграмматичной и недостаточно фонетически оформленной. 3. Экспрессивная речь отстает от импрессивной, то есть ребенок, понимая обращенную к нему речь, не может верно и четко выразить свои мысли. 4. Речь детей с ОНР часто сложна для понимания. Чаще всего термин «ОНР» относится к расстройствам речи у детей с нормальным интеллектом и слухом. Однако стоит отметить, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи возникает в большинстве случаев, и в таких ситуациях ОНР рассматривается как вторичное состояние. Поэтому важно различать ОНР от других состояний, таких как темповая задержка речевого развития (ЗРР), которая обычно не связана с ОНР (несколько авторов могут по-разному интерпретировать этот вопрос), а также от более серьезных расстройств, таких как олигофрения или задержка речевого развития у детей со слабым слухом, при которых ОНР является вторичным дефектом. Общее недоразвитие речи (ОНР) проявляется как нарушение формирования всех элементов речевой системы – звуковой стороны (фонетика) и смысловой стороны (лексика, грамматика). Это состояние может возникать у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом и является сложной формой речевой патологии. ОНР может проявляться в различных формах, включая моторную, сенсорную алалию, детскую афазию и дизартрию.
Читать дальше
Структура читательской деятельности включает три компонента: технический, смысловой и читательскую самостоятельность [3, 4]. Смысловой компонент, который нас интересует, связан с возможностью читателя понять мир художественного произведения, увидеть и оценить его особенности и красоту, а также почувствовать и понять авторскую позицию. На основе этого читатель должен сформировать собственную читательскую позицию, соответствующую уровню младшего школьника. Таким образом, можно сделать вывод, что понимание этого компонента читательской деятельности связано с понятием «восприятие», именно первичное восприятие художественного текста. Многие методисты подчеркивают важность обучения школьников восприятию художественных произведений. В основе их работы по осмыслению литературного произведения в общеобразовательной школе лежат законы восприятия произведения и психологические особенности его понимания. Они отмечают, что ключевым условием адекватного восприятия является анализ произведения путем размышлений и обсуждений учителя с учениками. После этого ожидается формирование у ребенка потребности самостоятельно понять прочитанное [3, 9]. По мнению Е.И. Иванина и А.И. Шпунто, методистов, оценка произведения должна быть сосредоточена на выявлении основных идей, главной мысли, которую автор хочет передать читателю. Для этого предлагается шесть этапов анализа произведения, на каждом из которых используются определенные методы [4]. Первые три этапа предназначены для подготовки к изучению и восприятию произведения, а также первичного восприятия с последующей проверкой [9]. Основные методы работы на этих этапах включают следующее: - Работа с учителем, включающая разговор и обсуждение; - Чтение вслух или самостоятельное чтение; - Ответы на вопросы; - Последовательное чтение текста учащимися с комментариями учителя; - Анализ иллюстраций или значимых частей текста с помощью выборочного чтения и «словесного рисования».
Читать дальше
В результате выполнения дипломной работы по теме «Особенности работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе» были проведены исследования, целью которых было выявить особенности и эффективные методы работы учителя с характеристикой литературного героя. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать теоретические основы работы с характеристикой героя, изучить практику преподавания литературного чтения в начальной школе, выявить особенности работы учителей с характеристикой героя на уроках. Для достижения поставленных целей были применены следующие методы исследования: анализ литературы по теме, наблюдение за уроками литературного чтения, опрос учителей и анкетирование учеников. Анализ полученных данных позволил сделать следующие основные выводы: 1. Работа с характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе является важным компонентом формирования литературной компетенции учащихся. 2. Эффективная работа с характеристикой героя требует индивидуального подхода к каждому ученику, учета его возрастных и психологических особенностей. 3. В процессе работы с характеристикой героя необходимо использовать разнообразные методы, такие как чтение и обсуждение литературных произведений, ролевые игры, написание сочинений и т.д. 4. Важно активно вовлекать учащихся в процесс работы над характеристикой героя, создавать условия для выражения собственного мнения, развивать критическое мышление и эмпатию. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов начальной школы для улучшения качества преподавания литературного чтения. Рекомендуется учителям уделять большее внимание работе с характеристикой героя, использовать разнообразные методы и активные формы работы, а также проводить систематическую самооценку и корректировку своей практики. Таким образом, дипломная работа подтверждает актуальность и значимость работы над характеристикой героя на уроках литературного чтения в начальной школе. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших исследований в области литературного образования, а также в профессиональной деятельности педагогов.
Читать дальше
1. Азбукина Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии : учебник. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 396 с. 2. Алалыкина А.А. Стратегия формирования у младших школьников навыков смыслового чтения // Начальное образование. — 2022. — № 5. — С. 47-54. 3. Афонина М. С. Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах // ИТС. –2018.– №2. –С. 5-9. 4. Баширова М.А. Сочинение по картине как способ развития речемыслительной способности учащихся на уроках русского языка и литературы // Образование и право. – 2022. – № 10. – С. 371-376. 5. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. - М.: Академия, 2020. - 400 с. 6. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2021. – 288 с. 7. Гарифуллин Р.Р. Коррекционная психология и педагогика : курс лекций / Р.Р. Гарифуллин ; Ин-т психологии и образования КФУ. – Казань, 2018. – 325 с. 8. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л.: Советский писатель, 2019. - 223 с. 9. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2018. – 295 с. 10. Ивкина Ю.М. Формирование метапредметных умений младших школьников на уроках литературного чтения : метод проектов // Начальная школа. — 2022. — № 2. — С. 18-22. 11. Лозовская В.П. Работа над сочинением по картине в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. – 2019. – № 9. – С. 53-60. 12. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 318 с. 13. Микляева Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для среднего проф. образования. – М.: Юрайт, 2019. – 236 с. 14. Мурованая Н.Н. Обучение учащихся третьих классов сочинению-описанию по картине: поэтапность действий // Молодой ученый. – 2018. – № 39 (225). – С. 174-176. 15. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учеб.-метод. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 376 с. 16. Нестерова И. Сочинение по картине как средство формирования речевых умений у младших школьников на уроках русского языка // Урок.рф.–URL: https://урок.рф/library/sochinenie_po_kartine_kak_sredstvo_formirovaniya_rech_115357.html (дата обращения: 12.01.2024). 17. Русинова Ю.А. Пересказ, изложение, сочинение как средство развития связной речи младших школьников // Здоровьесберегающие технологии в учреждениях образования и здравоохранения: теоретические вопросы и практика : сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. по педагогике 2-3 нояб. – Санкт-Петербург, 2015. – С.69-80. 18. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2017. - 416 с. 19. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: практич.методика: учеб. пособие для студ. пед. Вузов. - М., 2021. –250 с. 20. Сечина Н. Волшебница зима : русский язык : 3 класс // Начальная школа – Первое сентября. – 2021. – № 11. – С. 30-33. 21. Синдяшкина А.С. Особенности работы с персонажем литературного произведения на уроках чтения в начальной школе на примере рассказов В.Ю Драгунского // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. 2021. –№ 1(10). –С. 10-19.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Осложнения. Диагностика. Дифференциальная диагностика ХОБЛ
Количество страниц:
20
Оригинальность:
31%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Терапия
дипломная работа
Особенности защиты секретной информации в современных условиях функционирования правоохранительных органов
Количество страниц:
50
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Правоохранительные органы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image