Фёдор Михайлович Достоевский принадлежит к числу писателей, к творчеству которого сейчас привлечено значительное внимание и в России, и за рубежом (что видно и из списка литературы, использованной при написании этой работы). Две особенности его творчества вызвали такое внимание к нему. Как отмечает Б.В.Соколов, Достоевский – «это тот человек, по произведениям которого весь мир судит о России, о таинственной русской душе» . Это в свою очередь объясняется тем, что в своём творчестве Достоевский затронул такие глубинные, метафизические основы бытия, чего до него не делал ни один писатель. В конце XIX века семена, посеянные Достоевским, дали всходы в творчестве Ницше и Фрейда (у каждого в своём аспекте), а в веке двадцатом – у экзистенциалистов.
Достоевский вскрыл невиданные ранее глубины зла в человеческой природе, но одновременно и другую сторону человеческого бытия – исцеление через страдание, причём исцеляющим средством для человечества в его понимании было Евангелие. Причём то, что проповедовал Достоевский, он испытал на себе, как, пожалуй, никто другой из писателей. Осуждённый по делу петрашевцев, он провёл на каторжных работах больше четырёх лет и ещё столько же – в последовавшей за тем ссылке, и это стало для него с одной стороны шоком, а с другой – тем самым исцелением страданием, о котором уже говорилось. И помогла ему выстоять единственная книга, разрешённая в условиях каторги – православное Евангелие. Так что можно сказать, что Достоевский выстрадал, на себе испытал то, что проповедовал позднее.
Этот аспект неотделим от основного массива творчества Достоевского, он проявился, как единодушно признаются исследователи, прежде всего в его романном «пятикнижии» - не считая «Подростка», это «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы» - основная часть зрелого наследия писателя. «Религиозный взгляд пронизывает у Достоевского все сугубо жизненные и житейские проблемы… у него впервые с такой остротой поставлены последние, проклятые, никогда до конца не разрешимые человечеством вопросы» .
При этом Достоевский был убеждён, что именно идеи Евангелия, красоты Бога спасут мир от разгула тёмных сил в человеческих душах. Имя Достоевского неотрывно от идей, заключённых в Новом Завете. Именно это и стало основой для данной работы.
При этом, как представляется в результате изучения существующей литературы, при значительном внимании исследователей к теме «Достоевский и православие», в том числе и применительно к страницам романа «Братья Карамазовы», необходимо определить роль библейского учения в моральной программе Достоевского, изложенной им на страницах романа «Братья Карамазовы», который стал его творческим завещанием. Исходя из всего сказанного, актуальность работы заключается в том, чтобы изложить, как библейские истины стали необходимой основой последнего романа Достоевского.
Объектом работы стал текст романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».
Предмет исследования – отражение библейских мотивов на страницах романа.
Цель работы – проанализировать, как евангельские (и библейские в целом) сюжеты отразились в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».
Задачи работы – раскрыть в общих чертах суть евангельского учения, отношение Достоевского к православию, сформулировать место романа «Братья Карамазовы» в творчестве писателя и его творческую концепцию романа, и проследить, как сюжетная ткань Евангелия и его учения преломляется на страницах романа «Братья Карамазовы».
Методы исследования заключаются прежде всего в анализе существующих источников, посвящённых данной теме, с помощью чего делаются соответственные выводы, некоторые из которых могут носить дискуссионный характер.
Исходя из этого, работа состоит из введения, двух частей, соответствующих логике повествования (евангельская сюжетика, и её отражение в романе), заключения и списка использованной литературы.