-
МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В «БРАТЬЯХ КАРАМАЗОВЫХ»

курсовая работа
Литература
25 страниц
83% уникальность
2024 год
20 просмотров
Потапенко А.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Евангелие и его отражение в судьбе и творчестве Ф.М.Достоевского………………………………………………………………..6 1.1. Сущность Евангелия.…………………………………………………6 1.2. Обращение Ф.М.Достоевского в своём творчестве к нормам Евангелия…………………………………………………………………………11 Глава 2. Мотивы Евангелия и Библии в целом на страницах романа «Братья Карамазовы»……………………………………………………………………17 2.1. Место романа «Братья Карамазовы» в творчестве Достоевского. Авторский подход к проблематике романа………………………………….17 2.2. Идеи Библии и Евангелия как основа проблематики «Братьев Карамазовых»…………………………………………………………………..20 Заключение………………………………………………………………………23 Список использованной литературы………………………………………….24
Читать дальше
Фёдор Михайлович Достоевский принадлежит к числу писателей, к творчеству которого сейчас привлечено значительное внимание и в России, и за рубежом (что видно и из списка литературы, использованной при написании этой работы). Две особенности его творчества вызвали такое внимание к нему. Как отмечает Б.В.Соколов, Достоевский – «это тот человек, по произведениям которого весь мир судит о России, о таинственной русской душе» . Это в свою очередь объясняется тем, что в своём творчестве Достоевский затронул такие глубинные, метафизические основы бытия, чего до него не делал ни один писатель. В конце XIX века семена, посеянные Достоевским, дали всходы в творчестве Ницше и Фрейда (у каждого в своём аспекте), а в веке двадцатом – у экзистенциалистов. Достоевский вскрыл невиданные ранее глубины зла в человеческой природе, но одновременно и другую сторону человеческого бытия – исцеление через страдание, причём исцеляющим средством для человечества в его понимании было Евангелие. Причём то, что проповедовал Достоевский, он испытал на себе, как, пожалуй, никто другой из писателей. Осуждённый по делу петрашевцев, он провёл на каторжных работах больше четырёх лет и ещё столько же – в последовавшей за тем ссылке, и это стало для него с одной стороны шоком, а с другой – тем самым исцелением страданием, о котором уже говорилось. И помогла ему выстоять единственная книга, разрешённая в условиях каторги – православное Евангелие. Так что можно сказать, что Достоевский выстрадал, на себе испытал то, что проповедовал позднее. Этот аспект неотделим от основного массива творчества Достоевского, он проявился, как единодушно признаются исследователи, прежде всего в его романном «пятикнижии» - не считая «Подростка», это «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы» - основная часть зрелого наследия писателя. «Религиозный взгляд пронизывает у Достоевского все сугубо жизненные и житейские проблемы… у него впервые с такой остротой поставлены последние, проклятые, никогда до конца не разрешимые человечеством вопросы» . При этом Достоевский был убеждён, что именно идеи Евангелия, красоты Бога спасут мир от разгула тёмных сил в человеческих душах. Имя Достоевского неотрывно от идей, заключённых в Новом Завете. Именно это и стало основой для данной работы. При этом, как представляется в результате изучения существующей литературы, при значительном внимании исследователей к теме «Достоевский и православие», в том числе и применительно к страницам романа «Братья Карамазовы», необходимо определить роль библейского учения в моральной программе Достоевского, изложенной им на страницах романа «Братья Карамазовы», который стал его творческим завещанием. Исходя из всего сказанного, актуальность работы заключается в том, чтобы изложить, как библейские истины стали необходимой основой последнего романа Достоевского. Объектом работы стал текст романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Предмет исследования – отражение библейских мотивов на страницах романа. Цель работы – проанализировать, как евангельские (и библейские в целом) сюжеты отразились в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Задачи работы – раскрыть в общих чертах суть евангельского учения, отношение Достоевского к православию, сформулировать место романа «Братья Карамазовы» в творчестве писателя и его творческую концепцию романа, и проследить, как сюжетная ткань Евангелия и его учения преломляется на страницах романа «Братья Карамазовы». Методы исследования заключаются прежде всего в анализе существующих источников, посвящённых данной теме, с помощью чего делаются соответственные выводы, некоторые из которых могут носить дискуссионный характер. Исходя из этого, работа состоит из введения, двух частей, соответствующих логике повествования (евангельская сюжетика, и её отражение в романе), заключения и списка использованной литературы.
Читать дальше
Как известно, Евангелие представляет собой часть христианского Нового Завета, первые его четыре книги, «написанные святыми апостолами Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном Богословом», которые «повествуют о воплощении сына Божия, Его земном служении, искупительной Смерти, Воскресении и Вознесении» . Строго говоря, каждая из этих четырёх книг именуется Евангелием (в переводе с греческого – «благая весть») и традиционное определение носит своего рода обобщающий характер. Новый Завет в целом повествует о жизни христианской церкви в I веке нашей эры, связанной с учением Христа. Сущность же Нового Завета формулируется так: «В основе нового Завета лежит искупительная смерть воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа» . Новый Завет неразрывно связан с предшествующим ему Ветхим Заветом, в совокупности представляя собой суть Божественного Откровения, данного людям. «Ветхий Завет был заключён сразу после грехопадения первых людей и продолжался до пришествия в мир Христа Спасителя – сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен новый Завет, который, в отличие от Ветхого, является заветом вечным» . Исторически, как гласит Священное Писание христианства. Бог создал людей своему «по образу и подобию», тем самым наделив их частью собственной сущности. «Чертами образа Божия являются такие силы и способности человеческой природы, как духовность, разумность, словесность, свободное творчество, воля и др. А подобие достигается при направленности этих сил и способностей к добру» .
Читать дальше
«Братья Карамазовы» стали последним романом Достоевского, его «художественным завещанием» по словам Б.Тарасова. У писателя были планы дальнейшего развития судьбы одного из героев романа – Алёши Карамазова, но и в том виде, в каком появился роман, он предельно самодостаточен, заключает в себе всё то, что хотел сказать Достоевский людям. «Братья Карамазовы» увенчивают знаменитое «пятикнижие» Достоевского, собирая воедино фундаментальные проблемы предшествующих четырёх романов… все глобальные вопросы по-своему освещены и в последнем произведении писателя» . Роман стал воплощением идей Достоевского о циклах произведений «Житие великого грешника» и «Атеизм», в котором был намерен поставить коренные вопросы человеческого бытия, о сути человеческой природы, «божественной» или «животной», на широкой панораме нравов современного ему общества, утратившего веру в Христа и его идеи. В то время отторжение от христианской веры имело достаточно веские причины, связанные в том числе и с сопротивлением церкви новым представлениям о мире (в России духовной цензурой была запрещена научная книга Сеченова «Рефлексы головного мозга», как «противоречащая Священному Писанию»), с бездушностью насаждения веры и прочими деяниями официальной церкви (достаточно напомнить об инквизиции в средневековой Европе, в России же орган духовной власти – патриаршество – был упразднён Петром 1 и заменён фактическим «ведомством по делам православия» – духовной коллегией, что стало началом оказёнивания веры). Результатом стало крушение традиционных моральных устоев, разочарование в их подлинности, распространение нигилизма. Всё это стало особенно актуальным в 1860-1870-е годы, а момент написания романа «Братья Карамазовы» совпал с преследованиями народовольцами императора, который был убит месяц спустя после смерти Достоевского.
Читать дальше
Таким образом, Достоевский в ходе своего жизненного и творческого пути прошёл едва ли не уникальную эволюцию – от увлечения идеями петрашевцев к горячему исповедованию учения Христа. В силу исторических условий, на каторге, читая единственно допущенную там книгу – Евангелие, он понял свершившееся как возмездие за неправедные идеи и с этого момента встал в решительную оппозицию к основным общественным, «прогрессистским» течениям своего времени, стараясь убедить читателей на страницах своих произведений, что улучшение общества невозможно без просветления души, без принятия тех идей, которые высказаны в Новом Завете (Евангелии) – любви к ближнему и совести, то есть одоления тех демонов, которые обуяли человеческие души современного ему общества. И должно было пройти немало времени, история должна была сделать немало опасных извивов, человечество должно было пройти через две мировые войны, Россия – через угар большевизма, а сам Достоевский – через анафему идеологами нового строя, чтобы общество (и не только в России, а и во всём мире) на своём опыте убедилось в правоте писателя, который заслуженно стал одним из мировых классиков за глубину проникновения к самым устоям человеческого существования.
Читать дальше
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Т. 14, 15. – Л.: Наука, 1976. – 512 с., 624 с. 2. Аверьянова Л.С. Специфика женских образов в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Выпускная квалификационная работа. – Белгород, 2019. – 65 с. 3. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имён. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1975. – 280 с. 4. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского .– М.: Советский писатель, 1979 – 456 с. 5. Библия. – Минск, 1992. – 926 с. + 296 с. 6. Библия. Современный перевод. – М., 1997. – 1160 с. 7. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, А.Я.Элсанек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. 8. Волгин И. Последний год Достоевского. – М.: Сов. писатель, 1991. – 544 с. 9. Гуардини Р. Человек и вера. – Брюссель, 1994. – 331 с. 10. Достоевская А.Г. Воспоминания. – М.: Захаров, 2002. – 392 с. 11. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Примечания // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Т. 15. – Л.: Наука, 1976. – С. 395-619. 12. Достоевский в конце ХХ века. – М.: Классика-плюс, 1996. – 622 с. 13. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Часть III.- М.: Храм Святой мученицы Татианы при МГУ, 2002. 14. Закон Божий. Сост. Прот. Серафим Слободской. – Минск: Изд-во Белорусского экзархата Московского Патриархата, 2017. – 792 с. 15. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. – М.: РГГУ, 2000. – 82 с. 16. Иларион (Алфеев), митр. Евангелие Достоевского. – 2-е изд. – М.: Изд. дом «Познание», 2022. – 138 с. 17. Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. – М.: Мол. гвардия, 2019. – (Жизнь замечательных людей). – 651 с. 18. История русской литературы в четырёх томах. – Т. 3. Расцвет реализма. – Л.: Наука, 1982. – 877 с. 19. История русской литературы XIX века (вторая половина). Под ред. Н.Н.Скатова. – М.: Просвещение, 1991. – 512 с. 20. История русской литературы XIX века. 70-90-е годы. Под ред. В.Н.Аношкиной и др. – М.: Оникс, 2006. – 800 с. 21. Кириллова И. Образ Христа в творчестве Достоевского. – М.: Центр книги Рудомино, 2011. 22. Ключ к пониманию Св. Писания. – Брюссель, Изд-во «Жизнь с Богом», 1982. 23. Краткая литературная энциклопедия в девяти томах. – М.: Сов. Энциклопедия, 1962-1978 24. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. – М.: Академический проект, Трикста, 2004. – 796 с. 25. Проскуряков М.Р. Евангельские сюжеты в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2020 №3, https://sfk-mn.ru/PDF/16FLSK320.pdf 26. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского // Розанов В.В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях. – М.: Республика, 1996. – 703 с. 27. Сараскина Л. Достоевский. – М.: Мол. гвардия, 2011. – (Жизнь замечательных людей).- 826 с. 28. Священная история Нового Завета. Для семейного чтения. В изложении Владимира Данчука. – С. Николо-Погост: ТООФ «Родное пепелище», 2005. 29. Селезнёв Ю. Достоевский. – М.: Мол. гвардия, 1981. – (Жизнь замечательных людей). – 544 с. 30. Серебрякова Ю.В. и др. Основы Православия. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 31. Словарь литературоведческих терминов. Сост. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. – М.: Просвещение, 1974. – 512 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА
Количество страниц:
20
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
курсовая работа
Понятие уголовно-правовой охраны экономической деятельности
Количество страниц:
20
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
курсовая работа
Связь личностных характеристик жертвы и атрибуцию вины жертве
Количество страниц:
25
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image