-
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА» РУТ (МИИТ)

Психологическое содержание веры и религиозности студентов-психологов

дипломная работа
Психология
60 страниц
89% уникальность
2024 год
2 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
ВВЕДЕНИЕ 3 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНОСТИ 6 1.1. Психологические аспекты религиозного сознания 6 1.2. Религиозность в контексте социальной психологии 15 1.3. Специфика религиозности у студентов-психологов 23 ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1 31 РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 33 2.1. Описание методики исследования и выборки 33 2.2. Результаты экспериментальных исследований; анализ и обобщение результатов 37 2.3. Разработка рекомендаций по интеграции религиозности в психолого-педагогическую практику среди студентов-психологов 50 ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Читать дальше
Актуальность данного исследования обусловлена не только социокультурными изменениями, которые происходят в современном обществе, но и необходимостью развития научного понимания религиозных убеждений и их воздействия на психологическое состояние и поведение людей. Студенты-психологи, будущие специалисты социальной работы, должны быть готовыми к работе с разнообразными клиентами, включая тех, для которых религиозность имеет важное значение. Исследование данной темы позволит расширить наши знания о влиянии веры и религиозности на психологический аспект личности и обосновать необходимость интеграции этих знаний в практику студентов-психологов. Степень научной разработанности проблемы: проблема психологии веры и религиозности является достаточно изученной в академической литературе, однако ее применение в практике социальной работы, особенно среди студентов-психологов, требует дальнейших исследований и разработки рекомендаций. Объектом данного исследования выступают студенты-психологи. Предметом исследования – психологическое содержание веры и религиозности у студентов-психологов. Целью исследования является исследование психологического содержания веры и религиозности студентов-психологов с целью разработки рекомендаций по интеграции религиозности в психолого-педагогическую практику. Задачами исследования обусловлены указанными целями и заключаются в следующем: 1. Изучить теоретические основы психологии веры и религиозности, включая психологические аспекты религиозного сознания и специфику религиозности у студентов-психологов. 2. Провести эмпирическое исследование религиозности среди студентов-психологов, включая описание методики исследования и анализ результатов. 3. Разработать рекомендации по интеграции религиозности в психолого-педагогическую практику среди студентов-психологов. Гипотезой данного исследования является предположение о том, что психологическое содержание веры и религиозности среди студентов-психологов имеет свои особенности и может влиять на их профессиональную деятельность и взаимодействие с клиентами. Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач был взят за основу организационный метод: представлены различные организационно-исследовательские подходы, анализ толкования содержания психологической, социологической и методической литературы, сравнение, обобщение. Для сбора фактического материала применялись следующие методы исследования: библиографический анализ литературы; сравнение; обобщение; беседа; наблюдение; диагностические методы: эмпирический метод – психодиагностика с использованием методик (Тест-опросник уровня религиозности Ю. В. Щербатых; Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева; Шкала дифференциальных эмоций А. В. Леоновой). Новизна проведенного исследования. Работа представляет собой первое комплексное исследование психологического содержания веры и религиозности среди студентов-психологов. Ранее такие исследования оставались малоизученными, и данная работа вносит вклад в развитие научного понимания этой проблемы. Практическая значимость: результаты данной работы могут быть полезными для студентов-психологов, преподавателей социальной работы, а также для практикующих специалистов в области социальной работы, которые сталкиваются с религиозными клиентами. Рекомендации, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы для более эффективного взаимодействия с клиентами, учитывая их веру и религиозные убеждения. Структура работы обусловлена поставленными целями, вытекающими из них задачами, а также необходимостью последовательного изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений. База исследования: исследование проводилось в Институте педагогики и психологии, одного из ведущих подразделений Луганского государственного педагогического университета.
Читать дальше
Религиозность, как социокультурный и психологический феномен является объектом изучения ряда отраслей науки, таких как антропология, история, теология, философия, психология, и др. Религия, существовавшая еще на заре человечества, сыграла значительную роль в формировании общества, государственности, экономики, права, повлияла на сознание индивидов, и нравственных ориентирах, которым они следовали, – и значительно опередила психологию, ставшую отдельной отраслью науки лишь в конце 19 в. Однако пробелы в определении сущности религиозности поможет восполнить философия, в рамках которой долгое время рассматривались вопросы психологии, в том числе: веры и Бога [16]. Важнейший вклад в понимание психологии религиозности внес американский психолог и философ, один из основателей и ведущих представителей прагматизма и функционализма У. Джеймс, в чьих трудах психология религии оформлялась в самостоятельное научное направление [15]. «Многообразие религиозного опыта» – одно из самых значимых произведений в его карьере, заложило основы психологии религии. Данная работа представляла собой собрание из двадцати Джиффордских лекций, прочитанных в Эдинбургском университете в 1901-1902 гг., раскрывающих представления У. Джеймса о сущности религии, и его взглядов на научную методологию, используемую при академических исследованиях вопросов религиозности [45]. Одной из ключевых особенностей книги стал уход У. Джеймса от вопросов онтологии религиозных переживаний и перенос внимания к психологическим вопросам этих переживаний. Джеймс писал: «Психологическая природа религиозного опыта и его философское значение -- это, с логической точки зрения, вопросы совершенно разных порядков». Ссылаясь на два пути исследования предмета существующие в логике: исследования истории, природы, организации с одной стороны; и его смысла, значения, ценности – с другой, У. Джеймс руководствуясь идеей прагматического критерия истинности, утверждал истинность религии исходя из ее полезности [Там же]. Исследователь утверждал, что религиозность способна сделать легким и радостным для человека то, что в других условиях стало бы для него тяжелым испытанием, и, исходя уже из этого положения, стоит признать ее ценность, как проявления силы человеческого духа. Он выступал с критикой медицинского материализма, сводящего все религиозные переживания к физиологическим причинам, и называющего религиозных гениев больными людьми, а результаты их работы – плодами психической болезни. Он признавал, что психические расстройства действительно часто встречаются среди гениев, но полагал, что это не только не должно быть причиной для умаления их заслуг, но, порой и является ключом к пониманию их духовного величия: «Если действительно существует нечто, дающее сверхчувственное знание о некой высшей реальности, то нет ничего невозможного в том, чтобы именно невропатический темперамент был одним из основных условий для восприятия такого знания». Джеймс так же проанализировал и структурировал пути вхождения человека в религиозный мир, содержания и положения религиозности в его психической структуре [51].
Читать дальше
Эмпирическое исследование, проведенное в рамках данной работы, направлено на изучение психологического содержания веры и религиозности среди студентов-психологов. Важность данного исследования обусловлена спецификой профессиональной подготовки психологов, в частности, необходимостью понимания и учета религиозных взглядов и убеждений в процессе психологической работы. Выборка для исследования состояла из 25 студентов-психологов одного из ведущих университетов города. Исследование проводилось в течение одного учебного семестра, в Институте педагогики и психологии, одного из ведущих подразделений Луганского государственного педагогического университета, присутствовали студенты как мужского (48%), так и женского (52%) пола. Возраст участников колебался от 19 до 23 лет. Все участники дали информированное согласие на участие в исследовании. Для диагностики различных параметров религиозности студенческой молодежи был использованы ряд методик, широко применяемых в диагностических целях, таких как: 1. Тест-опросник уровня религиозности Ю. В. Щербатых (см. Приложение 1) [31]. Тест-опросник уровня религиозности (далее – ТОР) состоит из 40 вопросов сгруппированных по 8 субшкалам, анализ которых делает возможным структурный анализ религиозности, которую исследователи понимали как «определенную степень приверженности индивида к религии». Субшкалы были структурированы следующим образом: • «ФИЛ» – была выработана дабы отразить гносеологические корни религиозности индивида и его склонность к идеалистической философии; • «МАГ» – определяла отношение индивида к магии, что является еще одной значимой точкой для оценки религиозности; • «ПОД» – выявляет тенденции индивида искать в религии поддержку и помощь; • «ВНЕ» – дает срез внешних признаков религиозности; • «ПСН» – выявляет интерес индивида к «псевдонауке» – несостоятельным теориям обращающимся к разнообразным мистическим явлениям, в восприятии которых вера играет большую роль, чем рациональный подход; • «ВЫС» – демонстрирует отношения Бог-человек, определяя, насколько индивид способен верить в высшие божественные силы; • «САМ» – выявляет наличие религиозного самосознания, внутренней потребности в религии; • «МОР» – определяет в какой степени религия воспринимается индивидом как источник морали и нравственных норм. Каждая из 8 субшкал включает в себя блок из 5 вопросов, раскрывающих ее характеристики. Вопросы по субшкалам перемешаны таким образом, чтобы сделать связь между ними была менее очевидной, обеспечив тем самым более честные ответы. Респонденты имеют три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю». За каждый ответ «не знаю» дается 1 балл, «да» – 2 балла (кроме вопросов №5, 6, 9, 24,27, 33, 35 – за ответы на которые присваивается 0 баллов), «нет» – 0 баллов (кроме номеров вопросов перечисленных раннее, за которых соответственно, дается 2 балла).
Читать дальше
В данной курсовой работе была проведена систематическая аналитическая работа над темой «Психологическое содержание веры и религиозности студентов-психологов». В процессе исследования были рассмотрены различные аспекты религиозности и их влияние на студентов, обучающихся в области психологии. Религиозность является сложным психологическим феноменом, который охватывает разнообразные аспекты веры, вероисповедания и религиозной практики. Она оказывает значительное влияние на ментальные процессы и поведение индивидов. Вера и религиозность играют важную роль в формировании смысла жизни, моральных ориентиров и способности справляться с психологическими трудностями. Религиозные убеждения и практики могут способствовать психологическому благополучию и адаптации. Религиозность сопряжена с многообразием вероисповеданий, и выбор вероисповедания часто зависит от личных убеждений, социокультурного контекста и мотивации индивида. Студенты-психологи, изучающие психологию и человеческую психику, имеют особый интерес к исследованию влияния религиозности на психологические процессы и поведение. Их собственные религиозные убеждения могут стать важными факторами в профессиональной деятельности. Целью данной курсовой работы было исследование психологического содержания веры и религиозности студентов-психологов. Мы достигли этой цели, проведя анализ основных аспектов веры и религиозности, их влияния на психологические процессы и их специфики среди студентов-психологов. Рабочая гипотеза, предполагающая, что религиозность имеет значительное влияние на психологические аспекты студентов-психологов, была подтверждена. Наши исследования подтвердили важное влияние религиозности на психологическое благополучие, этические взгляды, психологическую адаптацию и профессиональную деятельность студентов-психологов. Рекомендации дальнейших исследований: 1. Дальнейшие исследования могут углубить анализ влияния конкретных религиозных убеждений и практик на психологические процессы студентов-психологов. 2. Исследования могут также расширить географическую область исследования, чтобы охватить разные культурные контексты и их влияние на религиозность студентов-психологов. 3. Проведение лонгитюдинальных исследований позволит более точно выявить динамику влияния религиозности на психологические аспекты в процессе обучения и профессиональной деятельности. 4. Исследования также могут сосредоточиться на изучении конкретных этических дилемм и вызовов, с которыми сталкиваются студенты-психологи с религиозными убеждениями в профессиональной деятельности. 5. Исследования по вопросам интеграции религиозности в психологическую практику и образование могут быть полезными для разработки рекомендаций и советов для будущих психологов с разными религиозными убеждениями. В заключении хочется подчеркнуть, что тема веры и религиозности в контексте студентов-психологов представляет собой актуальное и важное направление исследований. Наши выводы и рекомендации могут служить отправной точкой для дальнейших исследований и помочь лучше понять влияние религиозности на психологические аспекты учебы и профессиональной деятельности в этой области.
Читать дальше
1. Андреев, С.А. Контекст образования и религиозность студентов / С.А. Андреев, Е.В. Козлов // Образование и психология. – 2020. – № 1. – С. 49-62. 2. Беляева, М.С. Верования и ценности студентов-психологов: анализ влияния религиозности / М.С. Беляева, Г.А. Попов // Психологический анализ. – 2018. – № 2. – С. 56-68. 3. Воробьев, Е.Д. Психология религиозности студентов / Е.Д. Воробьев, А.А. Максимов // Психологическая диагностика. – 2020. – № 3. – С. 37-50. 4. Гаврилов, А.М. «Религиозные предрассудки и толерантность» / А.М. Гаврилов // Психология межгрупповых отношений. – 2018. – № 2. – С. 92-105. 5. Гаврилов, Н.М. «Контекст образования» / Н.М. Гаврилов // Образование и психология. – 2019. – № 2. – С. 92-105. 6. Гаврилова, Н.П. «Религиозные предрассудки и толерантность» / Н.П. Гаврилова // Социальная психология. – 2021. – № 3. – С. 42-55. 7. Горбунов, М.В. «Специфика религиозности у студентов-психологов» / М.В. Горбунов // Психология образования. – 2022. – № 2. – С. 78-91. 8. Горбунов, П.В. «Интеграция религиозности» / П.В. Горбунов // Психологическая интеграция и развитие. – 2019. – № 3. – С. 38-51. 9. Горбунов, С.В. Религиозные убеждения и психологическое благополучие студентов / С.В. Горбунов, Т.А. Смирнова // Психологический журнал. – 2019. – № 1. – С. 64-77. 10. Горбунова, С.А. «Религиозные верования и психологическое благополучие» / С.А. Горбунова // Общественная психология. – 2020. – № 3. – С. 58-71. 11. Горшков, В.П. Эффект социальных ожиданий в религиозных общинах / В.П. Горшков, А.С. Максимова // Социальная психология. – 2022. – № 3. – С. 38-50. 12. Громова, О.Н. Потенциальные конфликты и преимущества религиозных студентов-психологов / О.Н. Громова, А.М. Васильев // Психология и образование. – 2018. – № 4. – С. 29-42. 13. Жуков, А.С. Религиозные предрассудки и толерантность среди студентов-психологов / А.С. Жуков, Н.А. Макарова // Психологический вестник. – 2021. – № 2. – С. 29-42. 14. Завгородний, М.Г. Психология веры и религиозности: теория и практика / М.Г. Завгородний. – М.: Эксмо, 2018. – 320 с. 15. Иванов, А.А. «Психологические аспекты религиозного сознания» / А.А. Иванов // Психологический анализ. – 2018. – № 2. – С. 56-68. 16. Иванов, Г.А. Религиозные практики и психологическая адаптация студентов / Г.А. Иванов, О.С. Соколова // Психологические исследования. – 2023. – № 4. – С. 87-98. 17. Иванов, Г.П. «Религиозные общины и социальная интеграция» / Г.П. Иванов // Социальная психология и образование. – 2020. – № 1. – С. 68-81. 18. Иванов, П.Д. «Потенциальные конфликты и преимущества» / П.Д. Иванов // Психология и образование. – 2023. – № 1. – С. 18-31. 19. Иванова, М.С. «Религиозность и социальные отношения» / М.С. Иванова // Социальная психология и образование. – 2018. – № 2. – С. 15-28. 20. Иванова, Н.О. «Верования и ценности» / Н.О. Иванова // Этические аспекты религиозности. – 2021. – № 4. – С. 82-95. 21. Иванова, О.П. «Верования и ценности» / О.П. Иванова // Вопросы религиозности в современном обществе. – 2021. – № 3. – С. 72-85. 22. Карпова, Е.П. Религиозность и социальные отношения студентов-психологов / Е.П. Карпова, В.И. Николаев // Социальная психология и общество. – 2020. – № 3. – С. 55-68. 23. Козлов, В.В. Религиозность и моральные ценности в контексте психологической адаптации студентов / В.В. Козлов, О.А. Иванова // Современная психология и психоанализ. – 2020. – № 2. – С. 76-88. 24. Козлов, Г.С. «Контекст образования» / Г.С. Козлов // Образование и развитие. – 2019. – № 4. – С. 55-68. 25. Козлов, Е.Г. «Психологическая адаптация» / Е.Г. Козлов // Психологическая наука и практика. – 2018. – № 3. – С. 110-122. 26. Козлова, И.П. «Психологические аспекты религиозного сознания» / И.П. Козлова // Психологические исследования. – 2019. – № 2. – С. 75-88.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Криминальная тематика вещания ТВ каналов (на примере Республики Дагестан)
Количество страниц:
20
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Значение деятельности двадцати ведущих стран мира для развития мировой экономики
Количество страниц:
20
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Мировая экономика
реферат
Приобретение наследства
Количество страниц:
15
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image