Возникшая в древности полигамная форма брака не теряет своей актуальности и в наше время. В современном мире существует неоднозначное мнение относительного такого вида брака. Лишь законодательство слаборазвитых стран разрешает своим гражданам вступать в полигамные браки.
Полигамия используется как решение многих социальных проблем в жизни общества. Диспропорция полов населения, социально-экономические причины являются стимулом для возникновения полигамных браков в обществе.
Противоречиво мнение общественности по этому вопросу. Многие женщины считают полигамный брак дискриминацией женского пола, унижение женского достоинства, а некоторые вступают в такой брак, видя в нем нормальную семью, защиту и решение проблем.
Церковь стоит на позиции защиты полигамных браков, так как, согласно ее мнению, Библия не запрещает полигамию. Полигамный брак с религиозной точки зрения считается как допустимый.
Активный рост полигамных семей, в свою очередь, провоцирует среди преуспевающей зажиточной части женского населения интерес к возникновению полиандрии (многомужества), хотя следует отметить, что подобное происходит в целом в теневом режиме, за исключением некоторых случаев, в частности, в Казахстане.
На наш взгляд, мотивация происходит из сексуальных, экономических и эмоциональных обменов в полигамных браках между мужчиной и женщиной, индивидуально решающих во множестве случаев выбрать данный путь.
Сегодня Семейный кодекс РФ не допускает юридическое заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит в браке. Это отражает отрицательное отношение российского законодательства к полигамии. В России законным считается только моногамный брак, который сформировался с учетом древних русских традиций, обычаев и менталитета.
В данной работе были рассмотрены некоторые вопросы, почему берут вторую или последующую жену. Но во всех этих случаях учитываются интересы мужчины.
Любопытно, что среди аргументов в защиту полигамной семьи именно женщины приводят тот факт, что в условиях эпидемии СПИДа ликвидация многоженства может привести к более хаотичной смене сексуальных партнеров. Многочисленные табу, запрещающие половые отношения супругов в разные периоды жизни женщины (например, до и после рождения ребенка), могут толкнуть мужчину на поиски приключений вне семьи.
Танзания объединяет архаичные полукочевые племена и земледельческие общины, крупные города и районы, население которых практически полностью занято в обслуживании дорогостоящих отелей и курортов. В такой стране найти универсальный ответ на вопрос о том, какой тип семьи оптимален для общества и может гарантировать права женщин, невероятно трудно, а принятие законов, распространяющихся на всю страну, либо приведет к потере культурных особенностей, либо станет априори невыполнимым и оставит «дыры» для злоупотреблений. Поэтому и исследователям, и активистам, и политикам нужно понимать, что лежит в основе существования разных социальных институтов, в том числе и полигамии, и не спешить с заранее заготовленными шаблонами и рецептами «на все случаи жизни».
Итак, полигамия – исторически и социально-экономически обусловленное явление в обществе, это форма существования и развития семьи. Полигамия существовала тысячи лет, и даже библейские пророки были многоженцами, поэтому к полигинии нельзя относится свысока и клеймить такой брак позором и считать членов такой семьи преступниками. Просто это другая форма существования брака.
Таким образом, практика полигамии в современных условиях все более становится похожей на практику гражданских брачных союзов в Европе. Разница заключается лишь в том, что первое рассматривается в качестве традиции консервативной мусульманской культуры, а вторая – представляет собой феномен постиндустриальной цивилизации.