Тема исследования «Игры-эксперименты в развитии познавательной активности детей 5-6 лет с органическими нарушениями речи (ОНР)» является очень актуальной и важной. ОНР представляют собой серьезные нарушения в развитии речи, которые сопровождаются затруднениями в понимании и использовании языка. Возраст от 5 до 6 лет является критическим периодом для развития познавательных способностей у детей.
Игры-эксперименты могут быть эффективным средством для развития познавательной активности детей с ОНР. Игра позволяет детям активно взаимодействовать с окружающим миром, экспериментировать и изучать новые вещи. Она также способствует развитию таких важных навыков, как внимание, концентрация, логическое мышление и проблемное мышление.
Важно проводить исследования и разработать специальные игры и методики, которые будут адаптированы к нуждам детей с ОНР. Игры должны быть структурированными, интересными и обеспечивать опору и поддержку для детей с ОНР. Такие игры могут помочь детям развить познавательные навыки, улучшить способность к анализу и синтезу информации, а также повысить мотивацию и самооценку.
Более того, исследования в этой области могут дать ценные практические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОНР. Они могут узнать о методах и играх, которые могут быть эффективными в помощи детям с ОНР в их развитии.
В целом, исследования по теме «Игры-эксперименты в развитии познавательной активности детей 5-6 лет с ОНР» имеют важное значение для развития образования и реабилитации детей с ОНР. Они помогают в совершенствовании педагогических и реабилитационных практик, создании адаптированных программ и игровых материалов, а также повышении качества жизни детей с ОНР и их семей.
Цель исследования – проанализировать игры-эксперименты в развитии познавательной активности детей 5-6 лет с ОНР.
Задачи исследования:
– рассмотреть психолого -педагогическую характеристика детей 5-6 лет с ОНР;
– выявить особенности развития познавательной активности детей 5-6 с ОНР;
– охарактеризовать методы развития познавательной активности детей 5-6 лет с ОНР;
– проанализировать методику развития познавательной активности детей 5-6 лет с ОНР в процессе организации игр-экспериментов;
– выявить уровень развития познавательной активности детей 5-6 лет с ОНР;
– охарактеризовать реализация педагогической работы по развитию познавательной активности детей 5-6 лет с ОНР;
– проанализировать изучение эффективности работы по развитию познавательной активности детей 5-6 лет с ОНР.
Объектом исследования являются дети в возрасте 5-6 лет с органическими нарушениями речи (ОНР).
Предметом исследования является развитие познавательной активности у детей с ОНР с помощью игр-экспериментов.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении наших знаний о развитии познавательной активности детей 5-6 лет с ОНР. Проанализировав результаты исследования, мы сможем получить новые научные данные о влиянии игры-экспериментов на развитие детей с ОНР. Такие результаты могут помочь уточнить и расширить существующие теории и модели развития познавательных способностей у детей с ОНР.
Практическая значимость исследования связана с применением его результатов в практике работы с детьми с ОНР. Разработанные игры и методики могут стать эффективным инструментом для педагогов, родителей и специалистов, работающих с такими детьми. Они смогут использовать эти игры и методики в повседневной практике, чтобы развивать познавательные навыки и улучшать коммуникативные возможности детей с ОНР.
Кроме того, результаты исследования могут способствовать созданию специализированных программ и образовательных материалов для детей с ОНР. Информация о том, какие игры и методики наиболее эффективны для развития познавательной активности у таких детей, даст возможность разработать индивидуальные планы и подходы к работе с каждым ребенком.
Исследование также может иметь социальную значимость, так как помогает понять и признать важность развития познавательной активности у детей с ОНР. Общественное осознание этой проблемы может привести к улучшению условий и возможностей для развития детей с ОНР и внедрению подходов, основанных на игре и экспериментах, в образовательные и реабилитационные программы.
Таким образом, исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость, расширяя наши знания о развитии познавательной активности детей с ОНР и предоставляя конкретные методы и подходы, которые могут быть использованы для их развития и поддержки.
Методы исследования в работе – сравнение и анализ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Читать дальше
1.1.Психолого -педагогическая характеристика детей 5-6 лет с ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой сложное речевое расстройство нарушения формирования всех компонентов речевой системы, которые относятся к ее смысловой и звуковой стороне (грамматический строй, словарь, звукопроизношение, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте[13,571].
Характеризуя детей с ОНР, можно отметить целый ряд особенностей, отличающих их от нормально развивающихся сверстников: позднее появление первых слов, простых предложений; речь малопонятна для окружающих за счет выраженного аграмматизма; ограниченный лексический запас; незавершенность процесса фонемообразования; недостаточная речевая активность, которая без специального обучения не приходит в соответствие с возрастными требованиями.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы. Отмечается нестойкость разных видов восприятия. Снижение устойчивости внимания, ограничение объема памяти. При относительно сохранной смысловой логической памяти страдает продуктивность запоминания. Детям с ОНР трудно запомнить словесные инструкции, последовательность выполнения задания. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания нередко сочетается с ограниченными возможностями познавательной деятельности
В зависимости от степени речевых нарушений выделяют несколько уровней недоразвития речи:
1) Общее недоразвитие речи I уровня. При ОНР I уровня отсутствует большинство звуков. Чаще всего не нарушенными остаются звуки раннего онтогенеза. Сохранные звуки отличаются нестойкостью использования. В речи лидирующее место занимают короткие слова из одного или двух слогов. Пытаясь произнести более длинное слово, ребенок пропускает слоги. При словесном общении используются фразы-звукоподражания, их обрывки, слова, не похожие ни на какие другие, «облегченные, детские», используемые кем-то из старших в разговорах. Одно и то же слово может использоваться для обозначения нескольких понятий. У дошкольника нет фразовой речи, а также монолога. ОНР I уровня диагностируется в трехлетнем возрасте[12,125].
Читать дальше
2.1.Выявление уровня развития познавательной активности детей 5-6 лет с ОНР
На начальном этапе, для выявления актуального уровня развития познавательной активности детей, необходимо было определить структуру и основные составляющие компоненты, критерии, параметры измерения, характеристики ее проявления в самостоятельной деятельности детей. Были выделены следующие критерии и показатели:
эмоциональный (проявление положительных эмоций в процессе деятельности);
волевой (длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
содержательно-операциональный (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Читать дальше
Игры-эксперименты являются отличным инструментом для развития познавательной активности детей с общими нарушениями развития (ОНР) в возрасте 5-6 лет. Такие игры способствуют стимуляции различных аспектов познавательных навыков, помогая детям осваивать новые знания и улучшать их умственные способности.
Одной из ключевых особенностей игры-эксперимента является то, что она предоставляет детям возможность учиться и исследовать мир в интерактивной форме. В таких играх дети активно участвуют в процессе экспериментирования, задавая вопросы, формулируя предположения, собирая данные и делая выводы. Это помогает им развивать критическое мышление, наблюдательность, логическое мышление и умение решать проблемы.
Одним из примеров игры-эксперимента может быть игра с магнитами. Дети могут исследовать, как магниты взаимодействуют с различными предметами, и экспериментировать с их положением, силой притяжения и отталкивания. В процессе игры они могут задавать себе вопросы, такие как «Что произойдет, если я подвешу магнит к веревке?» или «Какая часть магнита сильнее притягивает предметы?» и открыть для себя закономерности и принципы, лежащие в основе магнетизма.
Еще одним примером может быть игра-эксперимент с водой. Дети могут исследовать, как различные предметы ведут себя в воде: плавают, тонут или остаются на поверхности. Они могут экспериментировать с формой предметов, изучать их плотность и выяснять, как это влияет на поведение в воде. Такие игры развивают у детей умение наблюдать, классифицировать и делать выводы на основе своего опыта.
В обоих случаях игры-эксперименты стимулируют активность детей и помогают им развивать интерес к науке и познанию. Кроме того, такие игры способствуют развитию моторики, координации движений и речи у детей с ОНР.
Важно отметить, что игры-эксперименты должны проводиться под руководством взрослого, который будет направлять детей, задавать вопросы, обсуждать результаты и помогать им делать выводы. Такой подход помогает закрепить полученные знания и развить умение самостоятельно учиться.
Итак, игры-эксперименты являются эффективным инструментом для развития познавательной активности детей с ОНР. Это стимулирующий и интересный способ помочь им познавать мир и развивать свои умственные способности.
В ходе выполнения дипломной работы было проведено исследование по теме «Игры-эксперименты как инструмент развития познавательной активности детей с общими нарушениями развития в возрасте 5-6 лет». Целью данного исследования было изучение влияния игр-экспериментов на развитие познавательных навыков детей с ОНР и определение их практической значимости.
В ходе исследования был проведен анализ литературы, позволивший выявить основные теоретические основы игр-экспериментов и их влияние на развитие детей с ОНР. Затем была разработана методика проведения игр-экспериментов, соответствующая возрастным и психологическим особенностям детей 5-6 лет с ОНР.
Для достижения поставленных целей было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие дети с ОНР 5-6 лет. Детям были предложены специально разработанные игры-эксперименты, в ходе которых осуществлялись измерения, наблюдения и анализ результатов. Были собраны и систематизированы данные, которые были подвергнуты статистическому анализу.
Анализ полученных результатов показал, что игры-эксперименты являются эффективным инструментом для развития познавательной активности детей с ОНР в возрасте 5-6 лет. Дети, участвующие в играх-экспериментах, проявили более высокую степень активности, интереса к познанию и улучшение познавательных навыков в сравнении с контрольной группой.
Полученные результаты демонстрируют практическую значимость игр-экспериментов в работе с детьми с ОНР. Развитие познавательной активности в этой возрастной группе является важным фактором для успешной адаптации в социуме и будущего личностного и интеллектуального развития.
В качестве рекомендаций для дальнейших исследований можно предложить расширить область применения игр-экспериментов, включив в исследование детей с разными ОНР и возрастными группами, а также проведение длительных наблюдений за эффектами игр-экспериментов в течение более длительного периода времени.
Таким образом, результаты данной дипломной работы подтверждают эффективность игр-экспериментов в развитии познавательной активности детей с ОНР в возрасте 5-6 лет, что может быть использовано в практической работе с такими детьми для достижения оптимальных результатов их развития.
Читать дальше
1. Азбукина Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии : учебник / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 396 с
2. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества. Учебник. М.: Планета музыки, 2016. 160 с.
3. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
4. Блинов В. И. Профессиональная педагогика. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 691 с.
5. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
6. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
7. Валова О.В. Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Молодой ученый, 2016. С. 1184-1186.
8. Воскобойникова Э. Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств. Общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 200 с.
9. Выготский, Л.С. Детская психология. – М.: Академия, 2018. 290 с.
10. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2018. 286 с.
11. Гарифуллин Р.Р. Коррекционная психология и педагогика : курс лекций / Р.Р. Гарифуллин ; Ин-т психологии и образования КФУ. – Казань, 2018. – 325 с.
12. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для СПО / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 295 с.
13. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
14. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
15. Емельянова И.Д., Подольская О.А. Познавательная активность детей с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание, 2021. – С. 48-57.
16. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. – М.: Эксмо, 2018. 288 с.
17. Зиновьева Г.В. Особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, 2016. С. 43-46.
18. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Ростов н/Д, 2018. 367 с.
19. Косимова М.Б. Особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Аллея науки, 2021. – Т.1. С. 863-866.
20. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учеб. пособие для вузов / И.И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 318 с.
21. Микляева Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для среднего проф. образования / Н.В. Микляева. – Москва : Юрайт, 2019. – 236 с.
22. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. – М.: Наука, 2018. – 280 с.
23. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учеб.-метод. пособие / Т. Г. Неретина. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 376 с.
24. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4–7 лет. Методическое пособие. ФГОС. М.: Мозаика-синтез, 2014. – 312 с.
25. Паламарчук О.В. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО Донецкий национальный университет, 2022. – Т.2. – С. 209-214.
26. Разумова Л.Н, Рябчукова Н.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с ОНР // Педагогическое мастерство и педагогические технологии, 2015. – №2. С. 326-329.
27. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Изд-во Гном и Д, 2010. 128 с.
28. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. – М.: Эксмо, 2017. 608 с.
29. Фрицковская О.В, Берестовская, Л. П. Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Молодой ученый, 2018. С. 336-338.
30. Яруллин И.Ф. Основы специальной педагогики и психологии : краткий конспект лекций / И.Ф. Яруллин ; Казанский (Приволжский) федер. ун-т. – Казань, 2019. – 136 с.
Читать дальше