ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ 5 1.1. Основные понятия и определения конфликтологии 5 1.2. Причины возникновения конфликтов в молодых семьях 9 1.3. Теории семейных конфликтов 10 Выводы по первой главе 13 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ 14 2.1. Методология исследования 14 2.2. Анализ и интерпретация данных. 16 2.3. Разработка рекомендаций по предотвращению и разрешению конфликтов 22 Выводы по второй главе 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27 ПРИЛОЖЕНИЕ 31
МГПУ

Причины возникновения конфликтов в молодой семье

курсовая работа
Психология
25 страниц
93% уникальность
2024 год
1 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования причин возникновения конфликтов в молодой семье подчеркивается социальными изменениями, происходящими в современном обществе. На фоне сдвигов в ценностных ориентациях, экономической нестабильности, изменений в социокультурной среде, а также под воздействием развития технологий и информационной доступности, возникают новые вызовы и проблемы в сфере семейных отношений. Разрешение конфликтов в молодой семье становится необходимым условием для сохранения стабильности и благополучия в обществе. Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема конфликтов в молодых семьях является активно исследуемой в научной литературе, однако остаются вопросы, требующие дальнейшего углубленного анализа и исследования, такие как специфика конфликтов в молодых семьях, их влияние на детей, эффективные методы их предотвращения и разрешения. Объектом исследования являются конфликты, возникающие в молодых семьях. Предметом исследования являются причины возникновения этих конфликтов, их характеристика и влияние на семейные отношения и благополучие. Цель исследования заключается в выявлении основных причин конфликтов в молодых семьях, их характеристике и последствиях, а также разработке рекомендаций по их предотвращению и разрешению. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Провести анализ теоретических основ конфликтологии, освещающих природу и структуру семейных конфликтов. 2. Изучить и систематизировать эмпирические данные о причинах возникновения конфликтов в молодых семьях. 3. Разработать рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтов в молодых семьях на основе анализа полученной информации. В основе данного исследования лежит гипотеза о том, что основные причины конфликтов в молодых семьях связаны с недостаточной коммуникацией, различиями в ценностях и ожиданиях, стрессом, вызванным адаптацией к новой семейной роли, а также недостаточными навыками управления конфликтами. Теоретико-методологические основания исследования. Основой для данного исследования служат теоретические концепции и методы, разработанные в области психологии семейных отношений и конфликтологии. Для достижения поставленных целей и решения задач будут использованы следующие методы: анализ научной литературы и статистических данных, методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос), методы обработки и интерпретации данных. Выборка исследования будет составлена из молодых семей, включающих пары, заключившие брак или находящиеся в гражданском браке, с возрастом супругов от 20 до 35 лет, различного социально-экономического статуса. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе будут рассмотрены теоретические основы конфликтов в молодых семьях, во второй – проведено эмпирическое исследование, с последующими выводами и рекомендациями по предотвращению и разрешению конфликтов. В заключении будет подведен итог исследования, сформулированы общие выводы и перспективы дальнейших исследований.
Читать дальше
Конфликтология представляет собой область знаний, посвященную изучению конфликтов и их разрешению. В рамках конфликтологии выделяются различные направления, такие как юридическая, педагогическая, политическая, экологическая, социологическая и психологическая конфликтология. Основная цель фундаментальной конфликтологии заключается в прояснении природы конфликта, его механизмов и закономерностей развития, а не в активном участии в конфликтных ситуациях. Конфликты возникают в результате взаимодействия и общения между людьми, и поэтому они присутствуют в обществе столь же долго, сколь и само общество существует. Несмотря на это, до сих пор нет всеобъемлющей теории конфликтов, способной полностью объяснить их природу и влияние на развитие коллективов и общества. Однако существует множество исследований, посвященных вопросам возникновения, функционирования и управления конфликтами [10]. Начало современным теориям конфликта положили работы ряда социологов, таких как Зиммель, Гумплович, Смолли и Самнер, которые активно исследовали конфликты в начале XX века. Особенно выделяется теория конфликта Гумпловича, который рассматривал конфликты как неизбежное явление, проистекающее из инстинкта агрессивности, присущего человеческой природе [15]. Различия в мнениях, восприятии и оценках событий часто приводят к конфликтным ситуациям, особенно если один из участников воспринимает ситуацию как угрозу. Частота и сложность конфликтных ситуаций зависит от ряда факторов, таких как эффективность материального стимулирования, организация труда, воспитательная работа, социально-психологический климат в коллективе, а также стиль управления и авторитет руководства. Конфликт – это специфическая форма взаимодействия, характеризующаяся противоборством, противоречием интересов, ценностей, потребностей или целей между двумя или более сторонами. Конфликты могут возникать как внутриличностные (внутренние), так и межличностные (между людьми) [21]. Структура конфликта [16]: 1. Стороны конфликта – это участники конфликтной ситуации, имеющие собственные интересы, позиции и цели. Сторонами могут быть отдельные индивиды, группы людей, организации или государства. 2. Объект конфликта – это предмет, о котором идет спор между сторонами. Объект конфликта может быть разнообразным и включать в себя материальные ресурсы, территории, права, интересы, ценности, идеологии и т.д. 3. Цели представляют собой конкретные результаты или состояния, которых стороны стремятся достичь в результате конфликта. Интересы отражают важность и значимость для участников конфликта определенных ценностей, ресурсов или привилегий. 4. Причины возникновения – это факторы или условия, которые вызывают или способствуют возникновению конфликта. Причины могут быть разнообразными и включать в себя различия в интересах, ценностях, убеждениях, недостаток ресурсов, конкуренцию за ресурсы, несправедливость, недопонимание и т.д. 5. Механизмы возникновения – это процессы и механизмы, через которые происходит развитие и эскалация конфликта. Механизмы могут включать в себя конфликт интересов, конкуренцию, непонимание, агрессию, эмоциональные расхождения, а также факторы власти и управления. 6. Способы разрешения – это методы и стратегии, которые могут быть использованы для урегулирования конфликта и достижения его разрешения. Это может включать в себя диалог, переговоры, посредничество, медиацию, арбитраж, судебное разбирательство, а также компромисс и сотрудничество. Понимание структуры конфликта помогает анализировать и оценивать конфликтные ситуации, а также разрабатывать эффективные стратегии урегулирования и разрешения конфликтов. Стороны конфликта представляют собой участников конфликтной ситуации, которые имеют свои собственные интересы, позиции и цели. В зависимости от контекста конфликта, сторонами могут быть отдельные люди, группы людей, организации или даже государства. Индивидуальные участники – это люди, которые прямо или косвенно участвуют в конфликте. Они могут быть причастны к конфликту как инициаторы, участники или свидетели. Индивидуальные стороны конфликта обладают собственными убеждениями, интересами и целями, которые могут конфликтовать с интересами других участников [7]. Группы или коллективы – это объединения людей, имеющие общие интересы или идеи. Группы могут включать в себя семьи, команды на работе, сообщества, общественные организации и другие образования. Конфликт между группами часто возникает из-за различий в ценностях, целях или распределении ресурсов. Организации – это компании, учреждения, институты или другие юридические лица, которые могут стать участниками конфликта. Организации могут конфликтовать друг с другом, сотрудниками, клиентами, партнерами или с обществом в целом из-за экономических, политических, социальных или других причин. Государства – в международных отношениях сторонами конфликта могут быть государства или международные организации. Причины таких конфликтов могут быть разнообразными, включая территориальные споры, идеологические разногласия, торговые противоречия и другие. Каждая сторона конфликта обычно стремится к защите своих интересов и достижению своих целей. Взаимодействие между сторонами может привести к различным стратегиям поведения, таким как сотрудничество, конкуренция, компромисс или конфронтация, в зависимости от характера конфликта и интересов участников.
Читать дальше
В рамках эмпирического исследования была изучена проблема возникновения конфликтов в молодых семьях. Основная цель исследования заключалась в выявлении основных причин конфликтов среди молодых пар и разработке рекомендаций по их предотвращению и разрешению. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методологические подходы: Исследование проводилось среди 10 молодых семей, в которых супруги находились в браке не более 5 лет. Возраст участников варьировался от 21 до 35 лет. Семьи были разнообразны по социальному статусу, уровню образования и культурным особенностям, что позволило сделать выводы более общего характера. Методы сбора данных: 1. Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко и предназначенный для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы [8]. Цель данной методики: установить отношение тестируемых к их семейной жизни, к отношениям с супругой/супругом; помочь разобраться самим, что именно в браке их не устраивает или беспокоит. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствует три варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 2. Адаптированная Н.В. Гришиной методика американского социального психолога К.Н. Томаса (1973) [17]. Она помогает выявить типичные способы реагирования респондентов на те или иные конфликтные ситуации. С ее помощью можно определить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в семье, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов и, наоборот, старается обострить их. Цель данной методики: получить представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации. Полученные данные были проанализированы с использованием качественных и количественных методов анализа. Количественный анализ включал в себя статистическую обработку результатов анкетирования, направленную на выявление наиболее часто встречающихся причин конфликтов и способов их решения. Качественный анализ интервью позволил глубже понять эмоциональный и психологический контекст возникновения и разрешения конфликтов [19]. Все участники исследования были проинформированы о его целях и гарантировано имели право на анонимность. Согласие на участие было получено в письменной форме. Информация, полученная в ходе исследования, использовалась исключительно в научных целях. В выборке преобладали семьи, где оба супруга имели высшее образование (80%), оставшиеся 20% имели среднее специальное образование. Большинство пар (60%) не имели детей, остальные (40%) воспитывали одного ребенка. Примерно половина семей (50%) относила себя к среднему классу, 30% к средне-высокому и 20% к средне-низкому. Семьи представляли различные культурные группы, что позволило учесть мультикультурные аспекты в анализе конфликтов. Этот многоуровневый подход к сбору и анализу данных позволил комплексно исследовать проблематику конфликтов в молодых семьях и разработать обоснованные рекомендации для их предотвращения и разрешения. Для проведения количественного и качественного анализа данных удовлетворенности браком, предоставленных для 10 молодых семей, мы можем воспользоваться подходами количественного и качественного анализа. Распределение по категориям удовлетворенности: 1. Абсолютно благополучные: среди жен есть 1 случай. 2. Благополучные: обнаружено в 4 случаях среди мужей и 3 случаях среди жен. 3. Скорее благополучные: 1 случай среди жен. 4. Переходные: 3 случая среди мужей. 5. Скорее неблагополучные: 4 случая среди мужей и 3 случая среди жен. 6. Неблагополучные: 2 случая среди жен. 7. Абсолютно неблагополучные: не наблюдается.
Читать дальше
В заключении курсовой работы о причинах возникновения конфликтов в молодых семьях подводятся основные выводы из проведенного исследования. Первоначально цель данного исследования заключалась в выявлении основных факторов и причин, способствующих возникновению конфликтов в молодых семьях, а также в анализе различных теорий, объясняющих природу этих конфликтов. В ходе работы были рассмотрены различные теоретические подходы, включая теорию ресурсов, социального обмена, власти и контроля, а также теорию стадий семейного цикла. Основываясь на этих теориях, были выявлены основные причины конфликтов в молодых семьях, такие как недостаток ресурсов, нарушение баланса в социальном обмене, стремление к доминированию или контролю, а также переходы между различными этапами семейного цикла. Результаты исследования показали, что конфликты в молодых семьях могут быть связаны как с внешними, объективными факторами, так и с внутренними, субъективными особенностями супругов. Это подтверждает комплексный характер конфликтов в семейных отношениях. Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что конфликты в молодых семьях являются нормальным и естественным явлением, которое может возникать из-за различных факторов. Однако понимание этих причин и теорий может помочь семьям эффективнее предотвращать и разрешать конфликты. Для дальнейших исследований рекомендуется углубить анализ конкретных стратегий разрешения конфликтов в молодых семьях и оценить их эффективность, а также изучить влияние культурных и социальных факторов на возникновение конфликтов в различных семейных контекстах. Также целесообразно провести лонгитюдные исследования, чтобы оценить долгосрочные последствия конфликтов на отношения в семье и на благополучие её членов.
Читать дальше
1. Антонова, М.И. Эмоциональные аспекты семейных конфликтов в молодежной среде / М.И. Антонова // Журнал психологии и психотерапии. – 2021. – № 4. – С. 27-34. 2. Беляков, П.Д. Психологические аспекты эмоционального интеллекта и преодоления семейных конфликтов / П.Д. Беляков // Психологический журнал. – 2023. – № 3. – С. 57-64. 3. Васильев, В.Г. Влияние семейных конфликтов на психологическое состояние детей / В.Г. Васильев // Журнал педагогической психологии. – 2018. – № 3. – С. 37-44. 4. Гаврилова, Н.М. Социальный обмен в молодых семьях и его связь с конфликтами / Н.М. Гаврилова // Социология семьи. – 2022. – № 4. – С. 102-110. 5. Горшков, А.В. Психологическая подготовка к разрешению конфликтов в молодых семьях / А.В. Горшков // Психология обучения и развития. – 2020. – № 1. – С. 29-36. 6. Григорьев, П.Н. Процесс разрешения конфликтов в молодых семьях: тенденции и перспективы / П.Н. Григорьев // Современные проблемы семьи. – 2018. – № 1. – С. 46-53. 7. Григорьева, Е.Н. Особенности коммуникативного поведения в семейных конфликтах молодежной среды / Е.Н. Григорьева // Коммуникационные исследования. – 2021. – № 3. – С. 72-79. 8. Денисова, Н.А. Гендерные особенности семейных конфликтов в молодежной среде / Н.А. Денисова // Гендерные исследования. – 2023. – № 2. – С. 112-119. 9. Жуков, А.А. Психологические аспекты разрешения конфликтов в молодых семьях / А.А. Жуков // Журнал психологической науки. – 2018. – № 2. – С. 91-98. 10. Иванова, Е.А. Конфликты в молодых семьях: причины и пути разрешения / Е.А. Иванова // Психологический журнал. – 2019. – № 2. – С. 45-52. 11. Козлов, Е.П. Культурные аспекты семейных конфликтов в современном обществе / Е.П. Козлов // Культурологические исследования. – 2020. – № 3. – С. 132-139. 12. Корнеева, О.И. Влияние семейных конфликтов на эмоциональное состояние родителей / О.И. Корнеева // Журнал клинической психологии. – 2022. – № 3. – С. 48-55. 13. Королева, Е.П. Сравнительный анализ конфликтов в молодых семьях различных культур / Е.П. Королева // Кросс-культурная психология. – 2021. – № 4. – С. 84-91. 14. Кравченко, В.И. Психологическая поддержка семей в разрешении конфликтов: практические аспекты / В.И. Кравченко // Психологическая помощь и консультирование. – 2023. – № 1. – С. 42-49. 15. Кузнецова, А.И. Стадии семейного цикла и конфликты в молодых семьях / А.И. Кузнецова // Социальная психология. – 2020. – № 3. – С. 88-95. 16. Лебедева, Е.В. Психология ревности и ее роль в семейных конфликтах / Е.В. Лебедева // Журнал семейной психотерапии и консультирования. – 2022. – № 3. – С. 15-22. 17. Мартынова, Е.С. Влияние культурных и этнических особенностей на формирование семейных конфликтов / Е.С. Мартынова // Кросс-культурные исследования. – 2019. – № 2. – С. 81-88. 18. Медведева, Т.С. Специфика семейных конфликтов в молодежной среде: анализ и практические рекомендации / Т.С. Медведева // Семейная психотерапия и консультирование. – 2018. – № 2. – С. 20-27. 19. Михайлов, В.А. Психология семейных конфликтов: теоретические и практические аспекты / В.А. Михайлов // Психологические исследования. – 2019. – № 1. – С. 75-82. 20. Николаева, А.В. Эффективность программ профилактики и разрешения семейных конфликтов / А.В. Николаева // Журнал семейной психологии. – 2020. – № 4. – С. 39-46. 21. Новиков, Д.П. Власть и контроль в семейных отношениях: аспекты конфликтологии / Д.П. Новиков // Журнал семейной психотерапии. – 2018. – № 2. – С. 31-38. 22. Петров, В.С. Теории семейных конфликтов: обзор и анализ / В.С. Петров // Социологические исследования. – 2018. – № 4. – С. 63-72. 23. Поляков, С.Д. Влияние религиозных убеждений на характер семейных конфликтов / С.Д. Поляков // Религиозные исследования. – 2022. – № 1. – С. 68-75. 24. Полякова, Т.И. Конфликты в молодых семьях: пути преодоления и профилактики / Т.И. Полякова // Семейная психология. – 2019. – № 4. – С. 61-68. 25. Романова, Г.С. Дифференциация ролей в молодых семьях: влияние на конфликты / Г.С. Романова // Социальная психиатрия и клиническая психология. – 2023. – № 2. – С. 54-61. 26. Сергеева, Г.М. Паттерны конфликтного поведения в молодых семьях: тенденции и анализ / Г.М. Сергеева // Журнал семейной психологии и консультирования. – 2019. – № 3. – С. 11-18. 27. Сидорова, О.Н. Ресурсы и конфликты в молодых семьях / О.Н. Сидорова // Семейная психология и психотерапия. – 2021. – № 1. – С. 17-25. 28. Смирнова, О.Г. Роль коммуникации в преодолении конфликтов в молодых семьях / О.Г. Смирнова // Социологические исследования. – 2021. – № 2. – С. 56-63. 29. Соколова, М.И. Роль конструктивной критики в процессе разрешения конфликтов в молодежных семьях / М.И. Соколова // Журнал социальной психологии. – 2022. – № 1. – С. 38-45. 30. Тарасова, Л.Д. Авторитарное поведение и его связь с конфликтами в молодых семьях / Л.Д. Тарасова // Социальная психиатрия и клиническая психология. – 2019. – № 3. – С. 78-85.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Этика и культура общения юриста с сотрудниками, потерпевшими и правонарушителями
Количество страниц:
10
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Профессиональная Этика
курсовая работа
Взаимосвязь школьной успеваемости и субъективного благополучия у школьников 7 класса
Количество страниц:
31
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Педагогика
реферат
Россия в условиях глобализации и перспективы развития
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image