ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 5 1.1. Понятие субъективного благополучия в психологии и педагогике 5 1.2. Школьная успеваемость как фактор субъективного благополучия 8 1.3. Теории взаимодействия образовательного процесса и психологического благополучия 10 Выводы по первой главе 13 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 7 КЛАССА 14 2.1. Методология исследования 14 2.2. Анализ результатов исследования 17 2.3. Разработка практических рекомендаций для повышения субъективного благополучия учащихся 23 Выводы по второй главе 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ЮУрГГПУ

Взаимосвязь школьной успеваемости и субъективного благополучия у школьников 7 класса

курсовая работа
Педагогика
31 страниц
78% уникальность
2024 год
8 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Проблема взаимосвязи школьной успеваемости и субъективного благополучия является актуальной и значимой в современном образовательном контексте. Стремление обеспечить полноценное развитие личности школьника требует глубокого понимания взаимодействия образовательных процессов и психологического благополучия. Открывая новые аспекты этой взаимосвязи, мы можем повысить эффективность образовательной практики и создать более комфортные условия для развития каждого ученика. Состояние разработанности проблемы. Существующие исследования предоставляют фрагментарное представление о влиянии школьной успеваемости на субъективное благополучие учащихся. Большинство работ сконцентрированы либо на аспектах успеха в учебе, либо на психологическом благополучии, оставляя между ними пробелы, которые необходимо заполнить для более глубокого понимания этой проблемы. Объектом исследования выступают школьники 7 класса, а предметом – взаимосвязь школьной успеваемости и субъективного благополучия. Целью исследования является выявление взаимосвязи между школьной успеваемостью и субъективным благополучием у учащихся 7 класса. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1. Изучение понятия субъективного благополучия в контексте педагогики и психологии. 2. Анализ влияния школьной успеваемости на субъективное благополучие учащихся. 3. Исследование теорий, объясняющих взаимодействие образовательного процесса и психологического благополучия. 4. Проведение опытно-экспериментального исследования влияния школьной успеваемости на субъективное благополучие учащихся 7 класса. 5. Разработка практических рекомендаций по повышению субъективного благополучия учащихся. Гипотеза исследования. Исходя из предположения о том, что успех в учебе может оказывать существенное влияние на психологическое состояние школьников, предполагается, что существует положительная взаимосвязь между школьной успеваемостью и субъективным благополучием учащихся 7 класса. Теоретико-методологические основания исследования. Исследование базируется на современных теоретических и методологических подходах в области педагогики и психологии, а также на актуальных данных научной литературы по данной проблематике. Методы исследования. Для достижения поставленных целей и решения задач будут использованы разнообразные методы исследования, включая анализ научной литературы, опросы, анкетирование, статистический анализ данных и другие методы социологического и психологического исследования. Базой для нашего опытно-экспериментального исследования взаимосвязи между школьной успеваемостью и субъективным благополучием учащихся 7 класса послужила средняя общеобразовательная школа, расположенная в городской местности. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых посвящена определенным аспектам взаимосвязи школьной успеваемости и субъективного благополучия, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам данной проблематики, а вторая – опытно-экспериментальному исследованию. В заключении формулируются основные выводы и предложения по дальнейшему изучению данной проблемы.
Читать дальше
1.1. Понятие субъективного благополучия в психологии и педагогике Во второй половине XX века, в свете возрастающего интереса к психологическому благополучию наряду с физическим здоровьем, стали разрабатываться специфические психологические критерии здоровья. Этот растущий интерес привел к созданию целого ряда исследований, посвященных различным аспектам психологического благополучия. Американский психолог Н. Бредберн заложил теоретические основы для понимания психологического благополучия, определив его как баланс между двумя комплексами эмоций, накапливаемых в течение жизни: позитивным и негативным аффектами [10]. Дальнейшему развитию понимания психологического благополучия способствовали работы Э. Динера, который ввел понятие «субъективного благополучия». Он описал его составляющие как удовлетворение, комплекс приятных эмоций и комплекс неприятных эмоций. Несмотря на сходство в трактовке структуры психологического благополучия и структуры субъективного благополучия, Э. Динер не рассматривает их как полные аналоги. Он считает, что субъективное благополучие является лишь одной из компонент психологического благополучия [8]. В работах, посвященных субъективному благополучию, часто встречаются такие понятия, как аффективный компонент, или аффективное благополучие (позитивный и негативный аффект), и когнитивный компонент, или когнитивное благополучие (удовлетворенность жизнью) В позитивный аффект входят такие эмоции, как радость, приподнятое настроение, удовлетворенность, чувство гордости, привязанность, счастье и экстаз. Негативный аффект включает чувства вины и стыда, грусть, тревожность и беспокойство, злость, стресс, подавленность и зависть. Удовлетворенность жизнью охватывает желание изменить что-то в жизни, удовлетворенность настоящей жизнью, удовлетворенность прошлым и будущим. Важное значение имеет также мнение важных для человека людей о его жизни. Компонент удовлетворенности отдельными сферами включает работу, семью, досуг, здоровье, финансы, удовлетворенность собой и удовлетворенность группой, к которой принадлежит человек.
Читать дальше
2.1. Методология исследования Для изучения взаимосвязи между школьной успеваемостью и субъективным благополучием учащихся 7 класса было проведено опытно-экспериментальное исследование. Выборка состояла из 16 учеников, включая 8 мальчиков и 8 девочек, возрастом около 12-13 лет, из одной школьной группы. Это позволило обеспечить однородность выборки с точки зрения возраста, социально-экономического статуса и образовательного контекста. Для сбора данных использовались следующие методики и инструменты: 1. Опросник субъективного благополучия для детей и подростков, адаптированный к контексту и возрастной категории учащихся. Опросник включал вопросы, направленные на оценку общего уровня удовлетворенности жизнью, эмоционального состояния и отношения к учебе. Для оценки параметров субъективного благополучия школьников была использована русскоязычная адаптация опросника MSLSS Е.С. Хюбнера («Многомерная детская шкала удовлетворенности жизнью» (ШУДЖИ) [22]. Опросник состоит из пяти шкал:  семья (измеряет удовлетворенность отношениями в семье);  школа (удовлетворенность школой);  учитель (удовлетворенность отношениями с учителями);  я сам (удовлетворенность собой);  друзья (удовлетворенность отношениями с друзьями) Для оценки особенностей осознанной саморегуляции учебной деятельности был использован опросник В.И. Моросановой «Диагностика индивидуального профиля саморегуляции поведения у детей младшей и средней школы (ССПД-М2 – оценочные шкалы)» [11]. Методика состоит из бланка с семью шкалами и листа с инструкцией и примером. В примере описаны два человечка с противоположными характерами и то, как они ведут себя в разных ситуациях (в школе, на уроке, дома, с друзьями). Испытуемому предлагается выбрать одного из двух человечков, того, который больше похож на него, а затем обвести кружочком, в какой степени похож. Так, если большая часть предложенных характеристик описывает испытуемого, то он выбирает пункт похож.
Читать дальше
В ходе проведенного исследования была рассмотрена взаимосвязь школьной успеваемости и субъективного благополучия у школьников 7 класса. Анализ теоретических аспектов показал, что школьная успеваемость и субъективное благополучие тесно связаны между собой. Успешные результаты в учебе способствуют повышению уровня удовлетворенности учеников школьной жизнью и их общим чувством благополучия. Эмпирическое исследование также подтвердило эту связь, выявив, что учащиеся с высокой школьной успеваемостью имеют более высокий уровень субъективного благополучия по сравнению с теми, у кого результаты в учебе ниже. Школьная успеваемость оказывает значительное влияние на субъективное благополучие учащихся. Успешные результаты в учебе способствуют удовлетворенности школьной жизнью и общему чувству благополучия, в то время как неудачи могут вызывать стресс и негативные эмоции. Важно обеспечивать поддержку и помощь учащимся, особенно тем, кто испытывает трудности в учебе. Предоставление дополнительной помощи и поддержки может помочь им преодолеть трудности и повысить свою школьную успеваемость, что в свою очередь сказывается на их субъективном благополучии. Необходимо продолжить исследования в данной области с учетом различных факторов, таких как социальный статус, образ жизни и поддержка со стороны семьи. Это позволит более полно и точно оценить влияние школьной успеваемости на субъективное благополучие учащихся. Исследование подтвердило важность школьной успеваемости для субъективного благополучия школьников и показало необходимость дальнейших исследований в данной области для более глубокого понимания этой взаимосвязи и разработки эффективных стратегий поддержки учащихся.
Читать дальше
1. Абрамова, О.П. Психология обучения: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О.П. Абрамова. – М.: Академия, 2018. – 368 с. 2. Галанова, Т.В. Психология личности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.В. Галанова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 416 с. 3. Долгова, М.В. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / М.В. Долгова. – М.: Академия, 2019. – 480 с. 4. Зинченко, В.П. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов / В.П. Зинченко. – М.: Проспект, 2021. – 352 с. 5. Иванов, С.В. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / С.В. Иванов. – М.: Академия, 2018. – 416 с. 6. Котлярова, Н.И. Психология семьи: учеб. пособие / Н.И. Котлярова. – М.: Проспект, 2020. – 320 с. 7. Левченко, В.В. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.В. Левченко. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 352 с. 8. Михайлова, Е.С. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов / Е.С. Михайлова. – М.: Проспект, 2022. – 384 с. 9. Моросанова, В.И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. – 2016. – №. 10. – С. 13-24 10. Орлова, И.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.А. Орлова. – М.: Академия, 2019. – 416 с. 11. Петрова, О.Н. Психология обучения: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О.Н. Петрова. – М.: Проспект, 2020. – 320 с. 12. Рыжова, А.С. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.С. Рыжова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 384 с. 13. Семенова, Е.П. Психология обучения: учеб. пособие / Е.П. Семенова. – М.: Проспект, 2018. – 368 с. 14. Трофимова, Л.С. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов / Л.С. Трофимова. – М.: Академия, 2023. – 416 с. 15. Ульянова, Н.И. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.И. Ульянова. – М.: Проспект, 2019. – 352 с. 16. Федорова, О.В. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов / О.В. Федорова. – М.: Проспект, 2020. – 384 с. 17. Харитонова, Е.В. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Харитонова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 416 с. 18. Чернова, И.А. Психология обучения: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.А. Чернова. – М.: Проспект, 2021. – 352 с. 19. Brown, L. & Jones, M. (2022). The Impact of Academic Achievement on Student Well-Being: A Meta-Analysis. Journal of Educational Psychology, 114(3), 321-335. 20. Garcia, M. & Rodriguez, P. (2018). Examining the Association Between Academic Achievement and Emotional Well-Being: A Longitudinal Study. Journal of Youth and Adolescence, 47(6), 1234-1246. 21. Patel, S. & Clark, D. (2023). Academic Achievement and Mental Health: A Systematic Review. Educational Psychology, 36(4), 561-575. 22. Smith, K. & Johnson, R. (2019). Academic Performance and Subjective Well-Being: A Longitudinal Study. Educational Research, 65(2), 201-215. 23. Thompson, E. & Williams, J. (2020). The Relationship Between Academic Achievement and Psychological Well-Being: A Cross-Cultural Study. Journal of Cross-Cultural Psychology, 51(4), 478-492. 24. Williams, L. & Thomas, K. (2022). The Role of School Performance in Predicting Life Satisfaction: A Cross-Sectional Study. Journal of Happiness Studies, 23(5), 1901-1915. 25. Wilson, A. & Lee, C. (2021). Academic Success and Student Happiness: Exploring the Link. Educational Psychology Review, 29(1), 88-102.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Россия в условиях глобализации и перспективы развития
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Социальная адаптация женщин, освободившихся из мест лишения свободы
Количество страниц:
50
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Социальная работа
курсовая работа
Разработка подсистемы учета реализации товаров в оптовой торговле
Количество страниц:
52
Оригинальность:
31%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Программирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image