Как следует писать основной закон государства? О чём в нём должна идти речь? Иными словами, какие нормы он должен содержать? В конституционном праве принято деление всех конституций на поколения: в то время, как первое поколение конституций, принятых в XVIII веке, было строго инструменталистским, нацеленным прежде всего на политическую организацию власти, создание государственного аппарата, установление принципов распределения государственной власти, то «четвёртые» конституции, принимаемые в конце XX века, вынуждены выдвигать широкую программу социальной поддержки граждан в связи с приобретением государством статуса универсального института предоставления всех необходимых людям услуг, «одного окна» для граждан. Кроме того, «вторые» и «третьи» конституции, принимаемые в XX веке, вновь обнажили ту идеологическую её функцию, которая предполагает установление ценностной основы, от которой будут отталкиваться все граждане государства и с которыми они будут себя ассоциировать.
Сегодня устоялось мнение, что конституционное право – это отрасль права, регулирующая установление принципиальных основ государства, правового статуса личности, территориального деления государства, порядка организации и основ деятельности органов государственной власти [7]. Вместе с тем, под конституционным правом можно понимать и основополагающую отрасль права, являющуюся фундаментом для всех прочих отраслей и содержащую базовые нормы, от которых законодатель обязан отталкиваться при разработке каждого отдельного акта. Разница в подходах заключается в том, что конституционное право может иметь своим предметом, как в XVIII веке, либо более-менее чистую политику, отдавая регулирование вопросов экономики или культуры на уровень парламента, либо должно устанавливать чёткие и выполнимые ориентиры для каждого вопроса жизни общества. Найти баланс между регулированием властных отношений и отражением базиса развития всей страны – задача, которую пытается решить каждый современный конституционной законодатель, в т.ч. российский. Множество поправок, попавших в пакет 2020 года, не касались непосредственно политики, отдельных органов государственной власти и системы правления в России, но восполняли пробелы в той ценностной основе, которую, по мнению законодателей, допустили отцы-основатели Конституции 1993 года. Осмысление поправок 2020 года остаётся крайне актуальным, т.к. грядущие выборы 2024 года предполагают постановку вопроса о продолжение того курса, который был определён Президентом Российской Федерации в 2020-2022 годах. В связи с этим обсуждение вопроса о специфике конституционно-правовых норм остаётся актуальным и спустя 30 лет после принятия Конституции РФ.
Вместе с тем, исследуемая проблема за этот срок и даже за 2018-2023 гг. получила большую проработку во множестве работ таких авторов, как: А. С. Милосердов [8], М. Д. Габриелян [9], А. Э. Абдуллабекова [10], Я. К. Чепенко [11], В. В. Яценко [12], И. В. Бровченко [13]. Из зарубежных авторов на эту тему писали A. Ahmed [26], O. Cayla [27], N. Setton [28], L. Favoreu [29], А. Кусса [30], В. Шитао [31].
Целью работы является исследование особенностей конституционно-правовых норм на контрасте с общим учением о правовых нормах. Задачи ставятся следующие:
1) Изучить общее учение о правовых нормах, выявить существенные признаки правовой нормы, её внутреннее устройство и систематизировать их разнообразие по видам;
2) Оттолкнувшись от Конституции РФ, найти примеры, выпадающие из общего учения о правовых нормах, сформулировать особенности этих норм, обращающие на себя внимание в разрезе их признаков, устройства и частоты разных видов.
Объектом исследования выступают правовые и конституционно-правовые нормы, предметом – специфика конституционно-правовых норм. В качестве основных методов будут использованы анализ, синтез, формально-юридический подход, исторический и сравнительно-правовой подходы. Информационной базой исследования служат Конституция РФ, конституции зарубежных стран, федеральные конституционные законы и федеральные законы, входящие в конституционный блок России, а также научные работы по теме.
Работа строится исходя из задач: в первом разделе изучается общее учение о правовых нормах с разделением на подраздел о внутреннем строении нормы и об их классификации, во втором – о нормах конституционного права с таким же делением на подразделы.
Гипотезой исследования является то, что нормы конституционного права не имеют сущностных отличий от обычных норм, но, обладая собственным предметом регулирования, отличаются от норм других отраслей так же, как, скажем, нормы гражданского права отличаются от норм уголовного, т.е. регулируют специфическую сферу общественных отношений.