Актуальность темы данного исследования связана с процессами изменения современного медиапространства, которое обусловлено рядом причин. Во-первых, существенное влияние на изменения, наблюдаемые в контенте массмедиа, оказал такой процесс, как цифровизация, который способствовал стремительному технологическому развитию и переводу информации в цифровой формат. Во-вторых, развитие информационно-коммуникационного пространства и появление блогов кардинальным образом изменили процесс производства и распространения медиаконтента в целом и медиаконтента, ориентированного на детей в частности, поскольку в настоящий момент достаточно большое количество людей, которые раньше являлись представителями аудитории средств массовой информации, в настоящий момент способны выкладывать собственный контент в Интернет и становиться авторами собственных площадок. Так, можно утверждать, что современная медиа среда стала кардинально другой по сравнению с периодом нескольких предшествующих десятилетий. Не все изменения нашли отражение в научном дискурсе, именно поэтому данная работа является актуальной и значимой.
Исследование контента для детей является значимым, потому что данный контент помогает детям развиваться и участвует в становлении их личности. Детский контент на телевидении и в Интернете также может помочь родителям и педагогам в обучении и воспитании детей. Кроме того, качественный контент может привлечь внимание детей и удержать их интерес, что может привести к долгосрочному интересу к обучению.
Кроме того, актуальность данного исследования обусловлена рассмотрением эмпирического материала – нового, опубликованного в медиапространстве в самое последнее время, вследствие чего, вероятно, данная эмпирическая база ещё не была проанализирована другими исследователями и результаты анализа не были опубликованы в научных источниках. Это также подтверждает актуальность и научную новизну данной работы.
Объектом работы стали телевизионные программы телеканалов «Карусель» и «СТС», а также популярные YouTube-каналы, ориентированные на детей. Предмет — сравнительный анализ контента для детей на телевидении и на видеохостинге YouTube.
Цель курсовой работы — сравнить контент для детей на телевидении и на видеохостинге YouTube.
Для достижения данной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику контента на современном российском телевидении;
- описать аудиовизуальный контент в Интернете (на основе блогов, ОТТ-сервисов и мобильных приложений);
- изучить трансформации создания и распространения контента для детей в современном медиапространстве;
- проанализировать особенности детского контента на телеканалах «Карусель» и «СТС»;
- выявить особенности детского контента на популярных YouTube-каналах.
Степень изученности проблемы. Несмотря на достаточно большое количество российских и зарубежных источников по теме, нельзя утверждать, что данная тема является полностью изученной в научном дискурсе в связи с тем, что к настоящему моменту имеет место существенная трансформации медиапространства, и Интернет создает новые возможности создания и распространения контента. Так, теоретической базой данного исследования послужили работы таких ученых, как Волкова Л. В., Волкова Ю. С., Волосников Р. А., Долгова Ю. И., Перипечина Г. В., Тихонова О. В., Ким М. Н., Ключевская О. С., Кученин Е. С., Лаврентьева М. С., Филиппов В. М., Насонкин В. В., Папачараламбоус Ч., Шкурова Е. В., Поклад Е. А., Юдина Т. Н. и др.
Гипотезу данного исследования можно сформулировать следующим образом: контент для детей на телевидении отличается от детского контента на YouTube, онлайновый контент для детей является в большей степени коммерциализированным и в меньшей степени просветительским.
Теоретическая база курсовой работы опирается на теорию о том, что что контент может напрямую воздействовать на представителей аудитории. Данная теория называется линейной, её авторство принадлежит американскому исследователю Гарольду Дуайту Лассуэллу.
Эмпирическая база курсовой работы сформирована контентом телеканала для детей «Карусель» (за одну случайно выбранную неделю февраля 2024 г.), контентом развлекательного телеканала «СТС» (также за одну случайно выбранную неделю февраля 2024 г.), и вместе с тем 30 YouTube-каналами для детей, рекомендуемыми родителям образовательным порталом «Мел» .
Методами исследования являются анализ документов, описание, сравнительный анализ, качественный контент-анализ, а также систематизация полученных данных.