Актуальность исследования. Современное общество сталкивается с множеством сложных проблем, связанных с подростковыми конфликтами, которые могут иметь серьезные негативные последствия для развития молодых людей и общества в целом. Подростковые конфликты часто возникают в контексте поиска собственной идентичности, установления отношений с окружающим миром, а также в результате социальных, культурных и экономических диспропорций.
Согласно исследованию, проведенному Институтом РАН в городах России на январь 2017 года, 58% из общего числа опрошенных подростков имели опыт участия в уличных драках. Более 55% школ сталкиваются с жестоким поведением подростков по отношению к одноклассникам. Это показал опрос, проведенный группой «Актион Образование», с результатами которого ознакомилась «Газета.Ru». Так, лишь 28,5% респондентов заявили, что не видели случаев подростковой жестокости в своей школе.
С начала переходного возраста, примерно с 10-11 лет, активное общение в среде сверстников становится приоритетом для подростков, причем это общение часто приходит вперед учебы. По статистике, пик случаев травли приходится на 6-8 классы. Понятие подросткового стихийного экспериментирования включает в себя поиск друзей, разрешение конфликтов, а также выяснение отношений с родителями и учителями. В этом возрасте агрессия и насилие могут стать инструментами для самоутверждения и установления доминирования в коллективе. Однако, с окончанием пубертата (16-17 лет) часто происходит снижение агрессивности подростков, что связано с завершением периода бурного развития.
Одним из наиболее распространенных методов профилактической работы в школах является приглашение родителей на собрание. Это подтвердили 93,3% респондентов. Также 88,8% опрошенных указали на привлечение психолога. Отчисление ученика из школы рассматривается как мера профилактики только в 1,4% случаев. Однако лишь в 48% случаев жестокое поведение подростков прекращается после проведения профилактической работы. Большинство родителей (64,9%) реагируют на обвинения в адрес своих детей с несогласием.
Основные причины агрессивного и конфликтного поведения подростков, по мнению респондентов, связаны с проблемами в семье (74,5%), влиянием компьютерных игр (58,7%), нахождением ребенка в плохой компании (42,9%) и травлей со стороны одноклассников (35,9%). В исследовании участвовали педагоги школ (68,6%), директоры школ (10,9%) и заместители директора (20,5%). Эти факты подчеркивает серьезность проблемы и необходимость более глубокого изучения подростковых конфликтов и разработки эффективных методов их разрешения.
Подростковые конфликты являются многослойным явлением, которое сопровождает переходный возраст и оказывает значительное воздействие на жизнь молодых людей. Эти конфликты могут возникать из-за различных причин, таких как различия во взглядах, ценностях, интересах, конкуренция за ресурсы, желание проявить себя и утвердить свою личность. Кроме того, влияние социокультурной среды, семейного окружения, образовательной системы и социальных медиа также играет свою роль в формировании и разрешении подростковых конфликтов.
Долгосрочное негативное воздействие подростковых конфликтов на жизнь молодых людей проявляется в различных аспектах их развития. Во-первых, такие конфликты могут привести к ухудшению психического здоровья подростков, вызывая стресс, тревожность, депрессию и другие психологические проблемы. Во-вторых, они могут оказать отрицательное влияние на социальное адаптирование подростков, создавая проблемы в общении, формировании дружеских отношений и интеграции в общество. В-третьих, подростковые конфликты могут повлиять на успеваемость и академическую мотивацию, что может привести к снижению учебных достижений и преждевременному прекращению обучения.
Социально-педагогические аспекты разрешения подростковых конфликтов приобретают особую актуальность в современных условиях. С одной стороны, профессионалы в области социальной педагогики должны разрабатывать и внедрять инновационные методы работы с подростками, направленные на профилактику и разрешение конфликтов. С другой стороны, необходимо уделять внимание обучению педагогов и других специалистов навыкам работы с подростками в конфликтных ситуациях, а также созданию поддерживающей среды в образовательных учреждениях и в обществе в целом.
Разработка эффективных социально-педагогических подходов к решению подростковых конфликтов является необходимой задачей. Эти подходы должны учитывать специфику возраста подростков, их потребности и особенности развития, а также контекст, в котором возникают конфликты. Ключевыми аспектами таких подходов могут быть обучение навыкам конструктивного взаимодействия, развитие эмоциональной компетенции, поддержка социальной адаптации и укрепление межличностных отношений. Помимо этого, важно также учитывать роль родителей, учителей, психологов и других профессионалов в процессе разрешения подростковых конфликтов и создания благоприятной среды для их роста и развития.
Степень разработанности проблемы в литературе. Тема подростковых конфликтов и методов их разрешения активно исследуется в современной науке и практике социальной педагогики. Изучением конфликтов и конфликтов в подростковой среде занимались такие ученые, как Т.Ф. Вишнякова, Т.В. Драгунова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Тема подростковых конфликтов и методов их разрешения активно исследуется в современной науке и практике социальной педагогики. Один из аспектов, предложенный Т.Н. Кильмашкиной, рассматривает социальную (профилактику, предотвращение, превенцию) конфликтов с фокусом на воздействии на них на предконфликтной стадии с целью устранения источников противоречий или их смягчения. А.Я. Анцупов предлагает алгоритм социально-педагогической деятельности, включающий диагностику конфликтной ситуации, определение вида конфликта и проведение коррекции поведения.
Профессор Н.В. Гришина приводит модели выхода из конфликтной ситуации, в то время как Г.Г. Ищенко подчеркивает важность просвещения и обучения здоровому поведению через оказание психологической и социальной поддержки подросткам. Конфликтолог А.Б. Белинская определяет конфликтность как социальное противоречие, которое требует профилактических мероприятий для сохранения нормального состояния в обществе. Однако, несмотря на наличие отдельных исследований, нет единого комплексного подхода к решению данной проблемы. Настоящая ВКР представляет собой попытку систематизировать существующие знания.
Выбор темы исследования «Социально-педагогические пути решения подростковых конфликтов» обоснован актуальностью и социальной значимостью данной проблемы. Подростковые конфликты становятся все более распространенными и оказывают серьезное воздействие на психосоциальное развитие молодежи. Этот период в жизни подростков связан с рядом физических, психологических и социальных изменений, что делает их особенно уязвимыми перед различными конфликтными ситуациями. Поэтому исследование темы имеет важное практическое значение для создания условий для здорового и гармоничного развития подростков в современном обществе.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность, направленная на решение подростковых конфликтов.
Предмет исследования – социально-педагогические пути и методы их разрешения и предотвращения.
Цель исследования – разработка социально-педагогических путей решения подростковых конфликтов с целью повышения их адаптивности и психосоциального благополучия.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие подросткового конфликта, его причины и последствия.
2. Проанализировать роль социального педагога в предотвращении и разрешении подростковых конфликтов.
3. Изучить интерактивные методы и техники работы социального педагога с подростками.
4. Провести анализ и оценку эффективности применяемых методов на примере образовательного учреждения.
5. Описать содержание опытно-исследовательской работы в области разрешения подростковых конфликтов.
6. Проанализировать полученные результаты и выделить основные выводы и рекомендации.
Методы исследования: анализ и синтез литературных источников, материалов сети Интернет, интервью, наблюдение, анкетирование, статистический анализ данных, опытно-исследовательская работа.
База исследования: государственное учреждение Тульской области «Управление спортивными сооружениями» (ГУ ТО УСС) города Тула.
Этапы исследования:
1 этап: 2021-2022гг. – теория вопроса
2 этап: 2022-2023гг. – технологии работы
3 этап: 2023-2024гг. – опытно-исследовательская работа