-
ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Социально педагогические пути решения подростковых конфликтов

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
83% уникальность
2024 год
21 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РЕШЕНИИ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ 7 1.1. Понятие подросткового конфликта: причины и последствия 7 1.2. Роль социального педагога в предотвращении и разрешении подростковых конфликтов 13 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ 21 2.1. Интерактивные методы и техники работы с подростками 21 2.2. Анализ и оценка эффективности применяемых методов на примере образовательного учреждения 27 ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Читать дальше
Актуальность исследования. Современное общество сталкивается с множеством сложных проблем, связанных с подростковыми конфликтами, которые могут иметь серьезные негативные последствия для развития молодых людей и общества в целом. Подростковые конфликты часто возникают в контексте поиска собственной идентичности, установления отношений с окружающим миром, а также в результате социальных, культурных и экономических диспропорций. Согласно исследованию, проведенному Институтом РАН в городах России на январь 2017 года, 58% из общего числа опрошенных подростков имели опыт участия в уличных драках. Более 55% школ сталкиваются с жестоким поведением подростков по отношению к одноклассникам. Это показал опрос, проведенный группой «Актион Образование», с результатами которого ознакомилась «Газета.Ru». Так, лишь 28,5% респондентов заявили, что не видели случаев подростковой жестокости в своей школе. С начала переходного возраста, примерно с 10-11 лет, активное общение в среде сверстников становится приоритетом для подростков, причем это общение часто приходит вперед учебы. По статистике, пик случаев травли приходится на 6-8 классы. Понятие подросткового стихийного экспериментирования включает в себя поиск друзей, разрешение конфликтов, а также выяснение отношений с родителями и учителями. В этом возрасте агрессия и насилие могут стать инструментами для самоутверждения и установления доминирования в коллективе. Однако, с окончанием пубертата (16-17 лет) часто происходит снижение агрессивности подростков, что связано с завершением периода бурного развития. Одним из наиболее распространенных методов профилактической работы в школах является приглашение родителей на собрание. Это подтвердили 93,3% респондентов. Также 88,8% опрошенных указали на привлечение психолога. Отчисление ученика из школы рассматривается как мера профилактики только в 1,4% случаев. Однако лишь в 48% случаев жестокое поведение подростков прекращается после проведения профилактической работы. Большинство родителей (64,9%) реагируют на обвинения в адрес своих детей с несогласием. Основные причины агрессивного и конфликтного поведения подростков, по мнению респондентов, связаны с проблемами в семье (74,5%), влиянием компьютерных игр (58,7%), нахождением ребенка в плохой компании (42,9%) и травлей со стороны одноклассников (35,9%). В исследовании участвовали педагоги школ (68,6%), директоры школ (10,9%) и заместители директора (20,5%). Эти факты подчеркивает серьезность проблемы и необходимость более глубокого изучения подростковых конфликтов и разработки эффективных методов их разрешения. Подростковые конфликты являются многослойным явлением, которое сопровождает переходный возраст и оказывает значительное воздействие на жизнь молодых людей. Эти конфликты могут возникать из-за различных причин, таких как различия во взглядах, ценностях, интересах, конкуренция за ресурсы, желание проявить себя и утвердить свою личность. Кроме того, влияние социокультурной среды, семейного окружения, образовательной системы и социальных медиа также играет свою роль в формировании и разрешении подростковых конфликтов. Долгосрочное негативное воздействие подростковых конфликтов на жизнь молодых людей проявляется в различных аспектах их развития. Во-первых, такие конфликты могут привести к ухудшению психического здоровья подростков, вызывая стресс, тревожность, депрессию и другие психологические проблемы. Во-вторых, они могут оказать отрицательное влияние на социальное адаптирование подростков, создавая проблемы в общении, формировании дружеских отношений и интеграции в общество. В-третьих, подростковые конфликты могут повлиять на успеваемость и академическую мотивацию, что может привести к снижению учебных достижений и преждевременному прекращению обучения. Социально-педагогические аспекты разрешения подростковых конфликтов приобретают особую актуальность в современных условиях. С одной стороны, профессионалы в области социальной педагогики должны разрабатывать и внедрять инновационные методы работы с подростками, направленные на профилактику и разрешение конфликтов. С другой стороны, необходимо уделять внимание обучению педагогов и других специалистов навыкам работы с подростками в конфликтных ситуациях, а также созданию поддерживающей среды в образовательных учреждениях и в обществе в целом. Разработка эффективных социально-педагогических подходов к решению подростковых конфликтов является необходимой задачей. Эти подходы должны учитывать специфику возраста подростков, их потребности и особенности развития, а также контекст, в котором возникают конфликты. Ключевыми аспектами таких подходов могут быть обучение навыкам конструктивного взаимодействия, развитие эмоциональной компетенции, поддержка социальной адаптации и укрепление межличностных отношений. Помимо этого, важно также учитывать роль родителей, учителей, психологов и других профессионалов в процессе разрешения подростковых конфликтов и создания благоприятной среды для их роста и развития. Степень разработанности проблемы в литературе. Тема подростковых конфликтов и методов их разрешения активно исследуется в современной науке и практике социальной педагогики. Изучением конфликтов и конфликтов в подростковой среде занимались такие ученые, как Т.Ф. Вишнякова, Т.В. Драгунова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Тема подростковых конфликтов и методов их разрешения активно исследуется в современной науке и практике социальной педагогики. Один из аспектов, предложенный Т.Н. Кильмашкиной, рассматривает социальную (профилактику, предотвращение, превенцию) конфликтов с фокусом на воздействии на них на предконфликтной стадии с целью устранения источников противоречий или их смягчения. А.Я. Анцупов предлагает алгоритм социально-педагогической деятельности, включающий диагностику конфликтной ситуации, определение вида конфликта и проведение коррекции поведения. Профессор Н.В. Гришина приводит модели выхода из конфликтной ситуации, в то время как Г.Г. Ищенко подчеркивает важность просвещения и обучения здоровому поведению через оказание психологической и социальной поддержки подросткам. Конфликтолог А.Б. Белинская определяет конфликтность как социальное противоречие, которое требует профилактических мероприятий для сохранения нормального состояния в обществе. Однако, несмотря на наличие отдельных исследований, нет единого комплексного подхода к решению данной проблемы. Настоящая ВКР представляет собой попытку систематизировать существующие знания. Выбор темы исследования «Социально-педагогические пути решения подростковых конфликтов» обоснован актуальностью и социальной значимостью данной проблемы. Подростковые конфликты становятся все более распространенными и оказывают серьезное воздействие на психосоциальное развитие молодежи. Этот период в жизни подростков связан с рядом физических, психологических и социальных изменений, что делает их особенно уязвимыми перед различными конфликтными ситуациями. Поэтому исследование темы имеет важное практическое значение для создания условий для здорового и гармоничного развития подростков в современном обществе. Объект исследования – социально-педагогическая деятельность, направленная на решение подростковых конфликтов. Предмет исследования – социально-педагогические пути и методы их разрешения и предотвращения. Цель исследования – разработка социально-педагогических путей решения подростковых конфликтов с целью повышения их адаптивности и психосоциального благополучия. Задачи исследования: 1. Изучить понятие подросткового конфликта, его причины и последствия. 2. Проанализировать роль социального педагога в предотвращении и разрешении подростковых конфликтов. 3. Изучить интерактивные методы и техники работы социального педагога с подростками. 4. Провести анализ и оценку эффективности применяемых методов на примере образовательного учреждения. 5. Описать содержание опытно-исследовательской работы в области разрешения подростковых конфликтов. 6. Проанализировать полученные результаты и выделить основные выводы и рекомендации. Методы исследования: анализ и синтез литературных источников, материалов сети Интернет, интервью, наблюдение, анкетирование, статистический анализ данных, опытно-исследовательская работа. База исследования: государственное учреждение Тульской области «Управление спортивными сооружениями» (ГУ ТО УСС) города Тула. Этапы исследования: 1 этап: 2021-2022гг. – теория вопроса 2 этап: 2022-2023гг. – технологии работы 3 этап: 2023-2024гг. – опытно-исследовательская работа
Читать дальше
Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения, самосознания, самооценки, Я-концепции, стремления проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию – позволяет подростку самоутвердиться и оказывает сильное влияние на развитие личности. Следует отметить, что как раз в подростковом возрасте происходит становление социальных установок и нравственных ценностей, усовершенствование способностей, совершенствование личностных качеств Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [14]. Интимное общение со сверстниками становится площадкой, где происходит практическое освоение моральных норм и ценностей, формируется самосознание. Новообразование в виде Я-концепции выступает как центральный элемент самосознания в старшем подростковом возрасте. Появляется стремление к познанию себя как личности, осознание своих возможностей и особенностей, своей уникальности. В конечном итоге, к концу подросткового возраста формируется развитое самосознание, происходит переход от оценки, взятой у взрослых, к самооценке, и появляется стремление к самовыражению, самоутверждению и самореализации. Этот период также характеризуется желанием формирования положительных качеств и преодолением отрицательных черт личности, что является частью процесса самовоспитания [17]. Согласно терминологии Фонда Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки – лица в возрасте 10-19 лет (ранний подростковый возраст – 10-14 лет; поздний подростковый возраст – 15-19 лет). Вот как выглядит периодизация подросткового возраста по Д.В. Эльконина. Подростковый возраст – 11-15 лет. Ведущая деятельность-общение в системе общественно полезной деятельности (учебная, общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающцим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности ц умение подчиняться нормам коллективной жизни [57]. Старший школьный возраст – 15-17 лет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие нозообразопання, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. Переходный возраст, который приходится на подростковый период, сопровождается физическими, психологическими и социальными изменениями. Подростки стремятся к самостоятельности и идентификации с собой, что может приводить к конфликтам с родителями, учителями и другими взрослыми. Социальная среда и культурные нормы могут оказывать влияние на формирование конфликтов. Например, давление группы сверстников, неравенство и дискриминация, стереотипы половой роли могут стать источником конфликтов
Читать дальше
Вторая глава нашей ВКР посвящена рассмотрению практических методов и техник, которые социальный педагог может использовать для работы с подростками в контексте предотвращения и разрешения конфликтов. Эти методы и техники основаны на интерактивном общении и включают в себя разнообразные приемы, направленные на развитие социальных навыков и саморегуляции подростков. Групповая работа [46]: 1. Групповые дискуссии: организация открытых обсуждений, на которых подростки могут выражать свои мнения и точки зрения, обсуждать проблемы и находить общие решения. Групповые дискуссии являются ключевым элементом в арсенале социального педагога для решения подростковых конфликтов. Этот метод позволяет подросткам активно участвовать в процессе обсуждения, выражая свои мысли, чувства и мнения, что способствует укреплению их социальных навыков, а также развитию эмпатии и понимания различных точек зрения. Групповые дискуссии способствуют развитию критического мышления, умения слушать и анализировать различные точки зрения, что является фундаментом для разрешения конфликтов. Подростки учатся выражать свои мысли конструктивно, находить общие решения и развивать навыки мирного урегулирования споров. Такой подход позволяет не только разрешать текущие конфликты, но и предотвращать возникновение новых, формируя у подростков уважительное отношение к различиям и умение договариваться. 2. Тренинги: проведение тренингов по развитию коммуникативных навыков, управлению конфликтами, развитию эмпатии и другим социально-психологическим аспектам. Тренинги являются важной частью социально-педагогической работы с подростками, направленной на развитие коммуникативных навыков, управление конфликтами, развитие эмпатии и другие социально-психологические аспекты. Эффективное проведение тренингов требует использования специальных методик и подходов, которые способствуют активному вовлечению участников и достижению поставленных целей. Методики работы в тренингах: 1) Игровые методы. Игровые методы включают в себя различные игровые упражнения и симуляции, которые моделируют реальные жизненные ситуации, способствуя таким образом развитию нужных навыков в безопасной и контролируемой обстановке. Примеры игр: ролевые игры – участники играют определенные роли в сценарии конфликта, чтобы научиться понимать разные точки зрения и искать способы разрешения; игры на доверие – направлены на укрепление командного духа и развитие эмпатии, помогают участникам научиться доверять друг другу. 2) Групповая работа. Работа в малых группах позволяет участникам тренинга активнее взаимодействовать, обмениваться идеями и опытом, разрабатывать совместные решения. Примеры заданий для групповой работы: анализ кейсов – группы анализируют реальные или гипотетические случаи конфликтов и предлагают способы их разрешения; совместные проекты – разработка проектов, направленных на решение конкретной социально-психологической проблемы. 3) Обучающие лекции и мастер-классы. Краткие теоретические вводные лекции и мастер-классы от экспертов могут предоставить участникам необходимые знания и понимание темы, над которой они будут работать в процессе тренинга. Темы лекций: основы коммуникации и навыки активного слушания; методы и техники разрешения конфликтов; важность эмпатии в межличностных отношениях. 3. Техники активного слушания: обучение подростков активному слушанию, что способствует улучшению коммуникационных навыков и снижению конфликтов.
Читать дальше
В третьей главе проводится подробный анализ экспериментального исследования, направленного на оценку эффективности социально-педагогических методов в разрешении подростковых конфликтов. Исследование было проведено в ГУ ТО УСС города Тула с участием 40 учеников. Цель исследования: оценить эффективность реализованных социально-педагогических методов и техник на практике, анализируя изменения в поведении, взаимодействии и самооценке учащихся. Выборка: 1. Объем выборки: 40 учащихся 8-10 классов. 2. Критерии отбора: включение учеников обоих полов, с различным уровнем академической успеваемости и разным опытом участия в школьных конфликтах. 3. Формирование групп: учащиеся были случайным образом распределены на две группы – экспериментальную (20 человек), где применялись новые методы, и контрольную (20 человек), где такие методы не использовались. Методология: 1. Предварительный этап: проведение анкетирования учащихся для оценки их начального уровня социальных навыков, самооценки и частоты участия в конфликтах. Шкала социальной компетентности и адаптации (SCAA) включает в себя следующие основные компоненты [8]: 1) Социально-коммуникативные навыки: оценка способности учащихся эффективно общаться с окружающими, выражать себя и понимать других, включая вербальные и невербальные аспекты коммуникации. 2) Эмоциональная компетентность: анализ способности учащихся распознавать, понимать и регулировать собственные эмоции, а также эмпатии и способности сопереживать другим. 3) Адаптивное поведение: оценка гибкости учащихся в социальных ситуациях, их умения адаптироваться к изменениям, решать проблемы и принимать решения. 4) Саморегуляция: измерение умения учащихся контролировать свое поведение, устанавливать и достигать целей, а также управлять своим временем и ресурсами. Методика проведения анкетирования SCAA [9]: анкета представляет собой серию утверждений, на которые учащиеся отвечают по шкале от «совершенно не согласен» до «полностью согласен»; анкетирование проводится в контролируемой обстановке, обеспечивая конфиденциальность и честность ответов; результаты оцениваются на основе стандартизированных баллов, предоставляя профиль социальной компетентности и адаптации каждого учащегося.
Читать дальше
Исследование подчеркивает сложность подростковых конфликтов, возникающих на фоне физической, психологической и социальной трансформации, требующих многоуровневого подхода для их разрешения. Причины конфликтов многообразны, охватывая возрастные особенности, социокультурные и семейные аспекты, что делает важным комплексное вмешательство. Конфликты влияют на психосоциальное развитие, требуя вмешательства социального педагога для предотвращения и решения через профилактику, медиацию и психологическую поддержку, способствуя созданию благоприятной среды и развитию необходимых социальных навыков у подростков. В рамках исследования было доказано, что применение социально-педагогических методов и техник способствует значительному улучшению самооценки и стилей решения конфликтов среди учащихся экспериментальной группы. Улучшения были отмечены в увеличении предпочтения стиля сотрудничества и повышении уровня самооценки. Это подтверждает гипотезу о том, что целенаправленные социально-педагогические вмешательства могут оказать положительное влияние на социально-эмоциональное развитие учащихся. Результаты исследования имеют важное практическое значение. Они могут быть использованы образовательными учреждениями для разработки и внедрения программ, направленных на улучшение социальных навыков, самооценки и конфликтных компетенций учащихся. Это может способствовать созданию более здоровой и позитивной учебной среды, улучшению академических результатов и формированию гармоничной личности. Результаты исследования были апробированы в образовательной среде ГУ ТО УСС г. Тула, где они демонстрировали позитивные изменения. Возможности для внедрения включают широкое распространение методик и программ среди других образовательных учреждений, адаптацию под специфические условия и потребности различных школ и возрастных групп. Практическая значимость исследования заключается в разработке и проверке эффективности социально-педагогических методов и техник для решения подростковых конфликтов, что вносит вклад в улучшение психосоциального развития и адаптации подростков. Результаты исследования предоставляют базу для разработки программ профилактики и решения конфликтов, ориентированных на подростков, и могут быть использованы в образовательной среде, семейном воспитании и социальной работе. Это способствует формированию благоприятной образовательной и социальной среды, где подростки могут развиваться в гармонии с собой и обществом. В заключение, исследование подчеркивает значимость и эффективность социально-педагогических подходов в образовательной среде. Полученные данные и выводы могут послужить основой для дальнейшего развития и улучшения образовательной практики, а также стимулировать новые исследования в этой важной области. Апробация и внедрение результатов исследования включают представление его на научных конференциях, публикацию в специализированных журналах и реализацию рекомендаций в образовательных учреждениях. Это позволяет обменяться опытом с профессиональным сообществом и получить обратную связь для дальнейшего улучшения методик. Внедрение результатов в практику школ и социальных служб способствует формированию эффективной системы профилактики и решения подростковых конфликтов, а также обучению педагогов и социальных работников современным методам работы с подростками. Основными направлениями для дальнейшего исследования являются: 1. Исследование эффективности конкретных методов и техник работы социальных педагогов с подростками в различных образовательных учреждениях с учетом разных социокультурных и географических особенностей. 2. Анализ влияния семейной среды и воспитательных методов родителей на возникновение и разрешение подростковых конфликтов. 3. Исследование эффективности медиации и посредничества в разрешении конфликтов среди подростков, а также разработка рекомендаций по их улучшению. 4. Анализ влияния развития социальных навыков и саморегуляции на успешную адаптацию подростков в современном обществе. 5. Анализ влияния различных факторов, таких как пол, возраст, социально-экономический статус, на результаты вмешательств.
Читать дальше
1. Александрова, Е.А. Роль социального педагога в разрешении подростковых конфликтов / Е.А. Александрова. – Москва: Педагогика, 2021. – 184 с. 2. Антонова, Ю.А. Использование техник решения конфликтов в педагогической практике / Ю.А. Антонова // Научный диалог. – 2020. – №4. – С. 99-107. 3. Белова, А.С. Социальная педагогика и подростковые конфликты: Учебное пособие / А.С. Белова. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2020. – 160 с. 4. Белозерова, В.С. Экспериментальная работа по разрешению конфликтов в подростковых группах / В.С. Белозерова // Психология в век информатизации. – 2022. – №4. – С. 11-19. 5. Васильева, Н.В. Методы социально-педагогической работы с подростками в конфликтных ситуациях / Н.В. Васильева. – Санкт-Петербург: Карапуз, 2022. – 210 с. 6. Васильченко, В.Г. Анализ направлений работы социального педагога по профилактике подростковой агрессии / В.Г. Васильченко // Вестник образования. – 2022. – №3. – С. 14-21. 7. Гордеева, Т.О. Социально-педагогические стратегии разрешения конфликтов в подростковой среде / Т.О. Гордеева. – Москва: Флинта, 2021. – 256 с. 8. Гринев, В.М. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / В.М. Гринев. – Москва: Просвещение, 2018. – 352 с. 9. Гусева, Н.В. Социально-педагогическая работа по решению конфликтов среди подростков: опыт и перспективы / Н.В. Гусева // Новое образование. – 2023. – №1. – С. 65-73. 10. Денисова, А.А. Интерактивные методы в работе социального педагога / А.А. Денисова. – Саратов: Изд-во СГУ, 2020. – 142 с. 11. Дубровский, В.В. Подростковая психология / В.В. Дубровский. – Москва: Питер, 2020. – 288 с. 12. Жукова, О.П. Эффективность интерактивных методов в преодолении подростковых конфликтов / О.П. Жукова // Современные науки. – 2023. – №2. – С. 15-22. 13. Захарова, И.В. Профилактика конфликтов в образовательных учреждениях / И.В. Захарова. – М.: Просвещение, 2022. – 124 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Банкротство гражданина
Количество страниц:
27
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Анализ и оценка финансового состояние ООО «Пивстар»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Финансовый менеджмент
дипломная работа
Бизнес-анализ и повышение эффективности внедрения ERP-системы в организации оптовой торговли металлами и металлическими рудами
Количество страниц:
61
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Бизнес-планирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image