Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития речевых функций у детей с расстройствами аутистического спектра..............................................................6
1.1. Особенности расстройств аутистического спектра....................................6
1.2. Характеристики речи у детей с расстройствами аутистического спектра.....................................................................................................................9
1.3. Факторы, влияющие на развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра.........................................................................................12
1.4. Методы и подходы к развитию речи у детей с расстройствами аутистического спектра........................................................................................15
Глава 2. Развитие речевых функций у детей с расстройствами аутистического спектра в соответствии с ФГОС 2022..................................................................17
2.1. Анализ требований ФГОС 2022 к развитию речи у детей старшего дошкольного возраста........................................................................................17
2.2. Анализ методических рекомендаций по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра в рамках ФГОС 2022.....................18
2.3. Разработка индивидуальных занятий и программы для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра в соответствии с ФГОС 2022....................................................................................................................22
2.4. Оценка эффективности разработанной программы на примере практической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...22
Заключение...........................................................................................................29
Список литературы...............................................................................................31
Приложения
Читать дальше
Тема исследования является очень актуальной. РАС является неврологическим расстройством, которое влияет на различные аспекты развития ребенка, включая речевые навыки.
Речь является одним из ключевых инструментов коммуникации и социализации, и для детей с РАС развитие речи может быть вызовом. Они могут испытывать трудности в освоении звуков, словарного запаса, грамматики и понимания речи других людей. Поэтому исследования в области развития речи у детей с РАС имеют большое значение для определения эффективных методов интенсивной речевой терапии и поддержки детей в их развитии.
Понимание особенностей развития речи у детей с РАС поможет специалистам и родителям лучше понять, как оптимизировать обучение и поддержку в процессе развития ребенка. Научные исследования позволяют выявить эффективные методы развития речи, а также определить факторы, влияющие на успешное освоение речи у детей с РАС.
Кроме того, исследования в этой области также имеют практическое значение для разработки индивидуальных программ речевой терапии и психологической поддержки детей с РАС, способствующих их полноценному включению в общество.
Таким образом, актуальность исследования развития речевых функций у детей с РАС старшего дошкольного возраста заключается в необходимости повышения качества жизни и социальной интеграции этих детей, а также в разработке эффективных методов и программ поддержки и обучения.
Цель – проанализировать развитие речевых функций у детей с РАС старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС 2022.
Задачи:
– рассмотреть особенности расстройств аутистического спектра;
– обозначить характеристики речи у детей с расстройствами аутистического спектра;
– исследовать факторы, влияющие на развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра;
– обозначить методы и подходы к развитию речи у детей с расстройствами аутистического спектра;
– провести анализ требований ФГОС 2022 к развитию речи у детей старшего дошкольного возраста;
– провести анализ методических рекомендаций по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра в рамках ФГОС 2022;
– составить разработку индивидуальных занятий и программы для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра в соответствии с ФГОС 2022;
– провести оценку эффективности разработанной программы на примере практической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Объектом исследования являются дети с расстройством аутистического спектра (РАС) старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является развитие речевых функций у детей с РАС старшего дошкольного возраста.
Методы исследования в работе – сравнение и анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении нашего понимания о развитии речи у детей с РАС. Исследование позволяет глубже изучить особенности языкового развития в контексте расстройств аутистического спектра. Полученные результаты могут быть полезны для теоретических моделей и концепций развития речи, а также для углубленного понимания механизмов, лежащих в основе этих расстройств.
Практическая значимость исследования связана с разработкой эффективных подходов и методов работы с детьми с РАС для развития их речи. Результаты исследования могут помочь специалистам, включая речевых терапевтов, педагогов и психологов, в создании индивидуальных программ и стратегий речевой терапии, адаптированных к специфическим потребностям детей с РАС. Это может сказываться на качестве обучения, коммуникативных навыках и социализации этих детей.
Кроме того, исследование может способствовать разработке руководств и рекомендаций для родителей детей с РАС, помогая им поддерживать и стимулировать развитие речи в домашней среде. Это также может способствовать повышению осведомленности и образования общества в целом относительно РАС и способов поддержки развития речи у детей с этими расстройствами.
Таким образом, исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость, способствуя расширению наших знаний о развитии речи у детей с РАС, а также служа как основа для разработки эффективных программ речевой терапии и поддержки в повседневной жизни этих детей.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Читать дальше
Расстройства аутистического спектра - это психическое расстройство, которое встречается у детей и характеризуется нарушением социального взаимодействия и общения, повторяющимися и стереотипными моделями поведения, неравномерным интеллектуальным развитием и, в некоторых случаях, умственной отсталостью. Симптомы данного расстройства появляются в раннем детстве. Хотя у большинства детей причина заболевания остается неизвестной, некоторые исследования указывают на генетический фактор, играющий роль в развитии данного расстройства. У некоторых пациентов расстройства аутистического спектра возникают вследствие медицинских состояний. Для постановки диагноза проводятся анализ истории развития и результатов наблюдения. Лечение включает поведенческую терапию и иногда применение лекарственных препаратов.
Расстройства аутистического спектра представляют собой группу нейропсихических особенностей, которые часто рассматриваются как психомоторные нарушения. Подробная причина развития данного расстройства остается неясной в большинстве случаев. Однако некоторые исключительные случаи были связаны с синдромом врожденной краснухи, цитомегалией, фенилкетонурией, комплексом туберозного склероза и синдромом Ломброу [3].
Существуют убедительные научные доказательства, которые подтверждают генетический компонент в появлении расстройств аутистического спектра. Родителям детей с такими расстройствами грозит риск рождения следующего ребенка с такой же патологией, который составляет примерно 3–10%. Риск выше (около 7%) в случае, когда ребенок с расстройствами аутистического спектра является девочкой, и ниже (около 4%) в случае, когда ребенок является мальчиком. Конкордантность аутизма, то есть совпадение появления расстройства у обоих близнецов, высока у монозиготных близнецов. При изучении семейной наследственности были выявлены несколько локусов генов, связанных с аутизмом, включая гены, отвечающие за рецепторы нейромедиаторов, такие как серотонин и гамма-аминомасляная кислота [GABA], а также гены, отвечающие за формирование центральной нервной системы [HOX-гены]. Предполагалось, что причиной могут быть факторы окружающей среды, однако эти предположения не были подтверждены. Существуют убедительные доказательства того, что прививки не вызывают аутизм, и первоначальное исследование, предполагавшее связь между ними, было отозвано из-за фальсификации данных со стороны автора исследования [5].
Читать дальше
Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. Т. е. русский язык в Российской Федерации все должны изучать с детства.
Согласно ФГОС 2 раздел »Требования к структуре образовательной программы и ее объему» П. 2.6. материалы о структуре программы по речевому развитию, выделяют 7 компонентов речевого развития :
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной речи (диалогической, монологической);
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком связного высказывания
Читать дальше
Развитие речевых функций у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в старшем дошкольном возрасте является одной из приоритетных задач в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) для дошкольного образования.
ФГОС предусматривает комплексный подход к развитию речи и коммуникативных навыков у детей с РАС. При работе с такими детьми особое внимание уделяется индивидуальному подходу, учету особенностей каждого ребенка и его уровня развития.
В рамках ФГОС старшего дошкольного возраста предусмотрены следующие направления работы по развитию речи детей с РАС:
1. Социально-коммуникативное развитие: акцент делается на формировании базовых навыков социального взаимодействия, таких как эмоциональное распознавание, установление взгляда, вступление в диалог и умение слушать других.
2. Развитие речи и артикуляционных навыков: в данной области осуществляется работа над развитием произношения звуков, расширением словарного запаса и обогащением речи словами и выражениями.
3. Развитие коммуникативных навыков: это включает учение использования общепринятых средств коммуникации, как вербальных, так и невербальных, например, жестов и мимики. Также обучение включает умение излагать свои мысли и желания, адекватно реагировать на коммуникацию со стороны других людей.
4. Развитие функционального использования речи: это включает обучение использованию речи для решения практических задач, таких как понимание и составление простых инструкций, рассказов о происходящем и т.п.
При разработке программы обучения для детей с РАС в соответствии с ФГОС важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и использовать разнообразные методы и средства обучения, включая игровые и интерактивные подходы.
В ходе проведенного исследования были изучены и анализированы вопросы, связанные с развитием речевых функций у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) старшего дошкольного возраста. Основной целью исследования было расширить понимание о развитии речи у детей с РАС и определить эффективные методики и подходы для развития их речевых навыков.
На основании проведенного анализа литературы и проведенных экспериментальных исследований были получены следующие основные результаты:
1. Показано, что дети старшего дошкольного возраста с РАС имеют особенности в развитии речи, связанные с фонетическими, лексическими, грамматическими и коммуникативными аспектами.
2. Определены наиболее эффективные методики и подходы для развития речи у детей с РАС старшего дошкольного возраста, включающие индивидуальную речевую терапию, использование альтернативных коммуникативных средств, социально-коммуникативную тренировку и другие.
3. Выявлены особенности социального взаимодействия и коммуникативных навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста, а также указаны пути их развития через использование специальных методических приемов и подходов.
Читать дальше
1. Андреева С. В. Развитие речи детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. №2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 15.02.2024).
2. Андреева С. В. Формирование произвольной речи у обучающихся с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития в начальной специализированной школе // Специальное образование. — 2021. — № 4 (64).– С. 21-29.
3. Блажевич А. В., Костюк А. В. Изучение состояния моторной базы речи у детей с расстройством аутистического спектра // Специальное образование. 2021. №2 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sostoyaniya-motornoy-bazy-rechi-u-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 15.02.2024).
4. Демидова А. П., Зиновьева В. Н., Чернова З. М. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра посредством логосказок // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-posredstvom-logoskazok (дата обращения: 15.02.2024).
5. Лахмоткина В. И., Плеханова М.А. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей с расстройствами аутистического спектра // Гуманитарные науки . 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-rabota-po-formirovaniyu-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 15.02.2024).
6. Леонова И. В.Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Современное педагогическое образование. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-i-rechevyh-navykov-doshkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 15.02.2024).
7. Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития ФГБОУ ВО МГППУ. - 2019. - Т. 15. - № 3. - С. 24.
8. Морозов С. А. Воспитание и обучение детей с аутизмом (дошкольный возраст) : учеб.-метод. пособие. — Самара : Книжное издательство, 2022. — 324 с.
9. Сандрикова, В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. ред. О.В. Елецкой. - Москва: Редкая птица, 2019. - 80 с.
10. Хаустов А. В. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. — 2021. — Т. 19. — № 1. — С. 4—11.
Читать дальше