Актуальность темы «Национальные особенности и модели менеджмента: Китайский опыт» обусловлена быстрым экономическим ростом Китая и его влиянием на мировую экономику. За последние десятилетия Китай стал одним из лидеров мировой торговли и промышленности, что делает изучение его модели менеджмента и национальных особенностей особенно актуальным.
Цель работы – изучить национальные особенности и модели менеджмента: китайский опыт.
Задачи:
- изучить определение современного бизнеса Китая с точки зрения эффективного менеджмента;
- рассмотреть стиль управления и менеджмент в китайских компаниях;
- раскрыть особенности китайской модели менеджмента;
- определить сравнительный анализ российской и китайской модели менеджмента.
Объект исследования: национальные особенности и модели менеджмента в Китае.
Предмет исследования: влияние национальных особенностей на формирование и развитие моделей менеджмента в Китае, а также возможности применения китайского опыта в других странах.
Методы исследования: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы.
Степень разработанности: для написания работы были использованы работы в области менеджмента, таких как В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой, В. Хуань, Л. Сыжуй, Т. Попеску и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Читать дальше
1.1 Определение современного бизнеса Китая с точки зрения эффективного менеджмента
Многие аспекты современного китайского бизнеса, в основном в области менеджмента, базируются на вековых принципах национальной культуры и психологии, основанных на конфуцианских нравственных законах: помнить, а не думать; поступать правильно, а не искать других выходов; действовать согласно традиции, а не наоборот, а не наоборот и т. д.
Очень важным элементом, характеризующим особенности управления страной, является родство, которое является ключевой частью государственного общества, а понятие родства имеет для китайцев огромное значение. Каждый человек принадлежит как себе, так и своим родственникам, а потому не имеет права поступать по собственному желанию. С самого начала о человеке судят не по тому, кто он есть, а по клану, к которому он принадлежит. Клан определяет морально-этическое поведение своих членов. Это связано с тем, что существование клана напрямую зависит от социального признания всех его представителей. Члены семьи прилагают максимум усилий, чтобы учиться. Ведь такое поведение - моральный долг всех членов клана .
Сегодня в мире усиливаются процессы глобализации и интернационализации, и в этом контексте темы эффективной управленческой деятельности и улучшения позиций в конкурентной среде имеют большое значение для менеджмента. Для достижения вышеупомянутых целей менеджеры со всего мира стараются учитывать и применять опыт других стран в своих методах управления. Для этого необходимо изучить не только особенности модели управления, но и менталитет и характеристики страны.
В китайском бизнесе преобладают семейные предприятия, которые, как правило, редко выходят за рамки менее крупных организаций. Семейные предприятия основываются главными членами семьи и назначают родственников на все ключевые должности. Для таких компаний характерны простота, некоторая аморфность, низкий уровень разделения обязанностей, а отношения между сотрудниками играют важную роль. В организационной культуре на первый план выходят определенные правила делового этикета, причем родственные связи являются наиболее важным элементом, гораздо более значимым, чем формальные обязательства, прописанные в контрактах.
Читать дальше
2.1 Особенности китайской модели менеджмента
Россия и Китай - две соседние державы с четырех-вековой историей взаимных политических и экономических отношений. В последнее время позитивные тенденции во взаимном сотрудничестве стали особенно заметны: в январе-феврале 2022 года объем торговли между Россией и Китаем увеличился на 38,5% и составил 26,431 миллиарда долларов США. Китайские инвестиции в российскую экономику также быстро растут, и необходимо приложить усилия для максимального взаимопонимания между государствами в результате более тесного партнерства.
Китайские предприятия. В китайском культурном понимании общество представлено тремя сферами. Ядром общества является семья, а сфера после ядра соответствует кругу друзей и знакомых. Третья сфера – это все остальные люди, с которыми человек не ведет дела. Эти группы определяются степенью доверия к их членам .
Это основа традиционных китайских предприятий. Вначале это семейный бизнес с отцом во главе. По мере расширения бизнеса к нему присоединяются другие группы, такие как родственники, друзья и знакомые. Предприятие превращается в сеть связей с другими группами родственников, друзей и знакомых.
Такие «семейные» предприятия характеризуются простой структурой и ролью личных отношений.
Авторитарные формы управления и необходимость сохранения единоличного контроля со стороны владельца сдерживают развитие китайских предприятий. Даже самые успешные компании имеют пределы роста, и когда эти пределы достигнуты, создается новая компания, управляемая другим членом семьи. Это говорит о том, что китайские компании не имеют возможности расширяться. В результате на китайском рынке доминируют малые и средние предприятия (МСП), специализирующиеся на производстве одного вида продукции или оказании отдельных услуг. Эти предприятия образуют более широкую сеть предприятий, оказывающих услуги друг другу.
Читать дальше
В заключении, можно сказать, что китайский опыт в области менеджмента и национальных особенностей представляет собой уникальное сочетание традиционных подходов и современных методов управления.
Китайская модель менеджмента основана на принципах коллективизма, уважения к старшим, строгой иерархии и дисциплине. В основе китайской культуры лежит философия конфуцианства, которая оказывает значительное влияние на все сферы жизни общества.
Одной из основных особенностей китайского менеджмента является принцип «гуаньси», который подразумевает выстраивание и поддержание отношений между людьми с целью достижения общих целей.
Благодаря этому принципу, китайским компаниям удается достигать значительных успехов на международном рынке. Однако, вместе с тем, это может приводить к коррупции и непотизму.
Также стоит отметить, что Китай активно внедряет и перенимает западные подходы к менеджменту, используя их для модернизации своей экономики. Примером такого подхода является концепция «социализма с китайской спецификой», которая сочетает в себе элементы рыночной экономики и социалистической идеологии.
В целом, китайский опыт менеджмента представляет собой сложную и многообразную систему, основанную на национальных традициях и культуре.
Успех китайских компаний на мировой арене свидетельствует о том, что такой подход может быть весьма эффективным, особенно в условиях глобализации и быстро меняющегося мира.
Изучение китайского опыта и его адаптация к условиям других стран может стать одним из ключей к успешному развитию национальных экономик и улучшению качества управления на всех уровнях.
Читать дальше
1. Бойков С.Р., Филатов В.В., Мишаков В.Ю. Обзор зарубежных моделей менеджмента // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса: сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса, посвященный юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина / под ред. В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. М., - 2020. - С. 6–12.
2. Воробей А.Ю., Филатов В.В., Мишаков В.Ю. Современные проблемы российского менеджмента // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса: сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса, посвященный юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина / под ред. В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. М., 2020. - С. 23-30
3. Зеленина, Э. А. Особенности китайской модели менеджмента / Э. А. Зеленина. // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 165-167
4. Козлов Е. В., Потопаев В. И., Баранова Л. Ю. Перспективы внедрения методов и элементов китайской модели менеджмента в современную российскую модель управления //ББК У9 (2) 29-21я43 С 56. – 2021. – С. 306.
5. Лазич Ю. В., Попова И. Н. Управление вовлеченностью персонала: зарубежный и отечественный опыт //BENEFICIUM научное периодическое сетевое издание. – 2023. – №. 1. – С. 86-92.
6. Соколов А. П., Минайченкова Е. И. Профессиональные, личные и деловые качества современного руководителя // Журнал прикладных исследований. - 2022. - Т. 9. № 6. - С. 794-800
7. Соколов А. П., Филатов В. В. Успех современного бизнеса Китая с точки зрения эффективного менеджмента //Журнал прикладных исследований. – 2022. – Т. 9. – №. 6. – С. 780-785.
8. Филатов В. В. и др. Сравнительный анализ российской и китайской модели менеджмента //Журнал прикладных исследований. – 2022. – Т. 2. – №. 8. – С. 118-123.
9. Филин С. А. Стиль управления и менеджмент в китайских компаниях /, В. Хуань, Л. Сыжуй, Т. Попеску // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2020. – Т. 16, № 8(389). – С. 1566-1580.
10. Юньхуэй Ч. Особенности социального управления в китайских компаниях //Государственное управление. Электронный вестник. – 2023. – №. 101. – С. 134-145.
Читать дальше