Введение 3
Глава1.Теоретические основы изучения реабилитации лиц с ограниченными возможностями 5
1.1. Правовой статус лиц с ограниченными возможностями как субъектов социальной работы 5
1.2. Сущность социальной работы с инвалидами в современном обществе 8
Глава 2. Изучение роли социальных работников в социальной реабилитации инвалидов на примере ГБУ Омской области «Омский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доброта» 19
2.1. Деятельность и роль специалистов социальной работы в системе реабилитации инвалидов 19
2.2. Характеристика ГБУ Омской области «Омский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доброта» 22
2.3. Технологии социальной реабилитации детей–инвалидов, используемые в ГБУ Омской области «Омский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доброта» 25
Заключение 31
Библиографический список 32
Читать дальше
Актуальность исследования. Достойный образ жизни лиц с ограниченными возможностями не может быть гарантирован путем принятия только медицинского или психологического вмешательства. Также необходимы специальные социально-культурные меры, интегративно позволяющие преодолевать различные формы социального исключения. Достижение необходимого уровня включенности инвалида в общественную жизнь, позволяющей этой категории лиц без особых затруднений заниматься какой-либо социальной деятельностью и взаимодействовать с людьми – это цель, которая должна объединить гражданские институты и непосредственно социально незащищенных людей.
Социальная работа играет важную роль в поддержке инвалидов, предоставляя им необходимую помощь, ресурсы и поддержку для преодоления своих ограничений и ведения полноценной жизни. Основные принципы социальной работы с инвалидами включают уважение к достоинству и правам индивида, индивидуальный подход и сотрудничество с клиентом. Социальные работники должны быть готовы к различным вызовам и проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды, и стремиться к достижению положительных результатов и эффективности в своей работе
В социальной работе существует множество видов деятельности, которые направлены на предотвращение возникновения проблем человека.
Участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников. Обладая достаточный уровнем профессиональной подготовки и компетентности, специалист по социальной работе может участвовать в разработке и реализации программы реабилитации инвалидов и участвовать в реабилитационных мероприятиях.
Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении особенностей социальной работы с инвалидами.
Объект исследования – технологии социальной работы с инвалидами.
Предмет исследования - социальная работа с инвалидами.
Задачи:
1.Определить правовой статус лиц с ограниченными возможностями как субъектов социальной работы.
2.Изучить понятие и сущность социальной работы с инвалидами в современном обществе.
3.Определить особенности деятельности и роль специалиста социальной работы в системе реабилитации инвалидов.
4.Дать характеристику деятельности ГБУ Омской области «Омский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доброта».
5.Рассмотреть технологии социальной реабилитации детей–инвалидов, используемые в ГБУ Омской области «Омский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доброта».
Методологической основой исследования выступают: метод правового регулирования, сравнительно-правовой, функциональный, формально юридический, описание и системный подход.
Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Читать дальше
Основой действующего отечественного законодательства, который детально регламентирует политику органов государственной власти в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является помимо Конституции РФ Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[4]. Положения федерального закона наделяют инвалидов равными правами и возможностями в реализации комплекса экономических, гражданских, политических и иных прав и свобод, которые предусмотрены в рамках Конституции РФ[2].
Статье 1 указанного выше федерального закона дает нам представление о понятии «инвалид», а также официально закрепляет основные категории групп инвалидности. Под понятием «инвалид» необходимо понимать «лицо, которое обладает нарушениями здоровья, стойким расстройством основных функций организма, что обуславливает наличие у него заболеваний, травм, дефектов, приводит к ограничению основ жизнедеятельности и обосновывает его необходимость в получении социального обслуживания»[10]. Под понятием «ограничение жизнедеятельности» необходимо понимать «частичную или полную утрату лицом способности к самообслуживанию, то есть к самостоятельному передвижению, а также ориентированию, общению, контролю над своим поведением, обучению и занятием трудовой деятельностью»[10].
Так, например, в зависимости от конкретной степени расстройства функций организма лицам, которые официально медицинскими учреждениями призваны инвалидами, может быть установлена I, II или III группа инвалидности, а лицам, не достигшим возраста 18 лет, может быть присвоена категория «ребенок-инвалид».
Кроме того, нормами действующего законодательства РФ предусмотрены конкретные льготы и гарантии инвалидам
Читать дальше
Участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.
Специалист социальной работы является специалистом в области жизненных отношений и обстоятельств, где в принципе нет готовых решений возникших проблем. Парадокс профессии заключается в том, что, с одной стороны, социальный работник обеспечивает значимые изменения, с другой, - делает все, чтобы клиенты продолжали успешно действовать без него.
Суть социальной работы заключается в том, чтобы достигнуть актуализации потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и создать такие условия, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и достигнуть такого результата, когда необходимость в помощи социального работника отпадет. Как следствие, социальная работа находит реализацию в социальном обслуживании, реабилитации, социальном патронаже и других областях [28].
Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у людей с ограниченными возможностями качеств, помогающих оптимально приспособиться к окружающей среде.
Особую роль специалисты социальной работы играют в процессе социальной реабилитации, так как их деятельность сопровождает весь реабилитационный процесс. Наиболее ярко роль социального работника проявляется в процессе реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни социальные работники помогают им определять свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полному развитию.
Читать дальше
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Социальная работа с инвалидами включает в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального и социального характера. Целью разнообразных мероприятий, является интегрирование клиентов с инвалидностью в общество.
Основным направлением социальной защиты инвалидов с ограниченными возможностями является реабилитация. Сущностью реабилитации является не только восстановление здоровья, но и создание возможностей для социального функционирования в обществе. Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации является ведущим направлением социальной политики, так как представляет собой сложившуюся систему восстановления нарушенных связей индивидуума и общества, а также механизмов взаимодействия инвалида и социума.
Все функции деятельности социального работника реализуются в конкретном поведении специалиста, а если более точно, то в социальных ролях. В процессе социальной работы он также выполняет различные социальные роли, помогающие ему добиваться положительных результатов реабилитации. Все профессиональные роли не являются обособленными, они перекрещиваются в каждом отдельном случае.
Реализация функций и ролей становится возможной при наличии у специалиста социальной работы соответствующего набора специальных знаний, умений, навыков, профессионально-личностных качеств и характеристик, анализ которых необходим для определения целей и содержания подготовки специалиста социальной работы.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «Гарант».
2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «Гарант».
3.«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «Гарант».
4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «Гарант».
5.Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в современной России: теория и практика: автореф.дис. д.социолог.наук. — Ярославль, 2021. — 24 с.
6.Албегова И.Ф. Методологические проблемы институционализации социальной работы в условиях Российской Федерации // Отечественный журнал социальной работы. - 2023. - № 4. - С. 4–16.
7.Ахмедова З.М. Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]: [веб-сайт] – 2021. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.02.2024).
8.Бернер Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы. - М.: Юристъ, 2020. – 348 с.
9.Болотова Е.Д., Щербакова И.А. О некоторых вопросах правового регулирования статуса инвалидов и государственной политики в сфере их социальной адаптации в Российской Федерации // Альманах молодого исследователя. - 2022. - № 1. - С. 36-40.
10.Булаков О.Н. Механизм государственно-правового регулирования статуса инвалидов в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2023. - № 2. - С. 11-14.
11.Гордеева А.В. Прикладная реабилитационная педагогика. - М.: Академия, 2018. – 210 с.
12.Государственное бюджетное учреждение калужской области «Калужский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доброта». [Электронный ресурс]: [веб-сайт] – 2024. URL: www.dobrota-kaluga.ru(дата обращения: 15.02.2024).
13.Дашко М.А., Гончарова А.В. Актуальные проблемы развития и понимания правового статуса инвалидов в современной России // Социально-экономические проблемы развития южного макрорегиона: Сборник научных трудов. - 2023. - № 2. - С. 27-35.
14.Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация и ее роль в интеграции инвалидов в общество. - М.: АСТ, 2020. – 340 с.
15.Дольгирева Е.В. Преодоление социальной исключенности средствами социально-культурной реабилитации / Дольгирева Е.В., Кудинова М.В. // Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса. - 2021. - № 5. - С. 43-50.
16.Дугужева Б.Х. Становление и развитие законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья в России. [Электронный ресурс]: [веб-сайт] – 2023. URL: – Режим доступа: https://elibrary.ru/(дата обращения 15.02.2024).
17.Евдокимова Т.В. Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе // Молодой ученый. — 2020. — №12. — С. 993-995.
18.Ершов К.А. Особенности правового статуса работника-инвалида: отдельные вопросы // Актуальные проблемы права: теория и практика. - 2021. - № 1. - С. 63 - 65.
19.Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие – М.: ВЛАДОС, 2019. – 240 с.
20.Зайцев В.А. Механизм реализации и защиты прав детей-инвалидов в России: конституционно-правовые вопросы совершенствования // Наука и образование. - 2022. - № 4. - С. 83 -87.
21.Каитова А.Н. Роль социальной работы в реализации социальной политики // Молодой ученый. — 2020. — №8. — С. 819-821.
22.Кудинова М.В. Социально-культурная деятельность как средство инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья/ М.В. Кудинова //Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. – 2021. - № 4. - С. 107-112.
23.Малева Т.М. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. – 270 с.
24.Мирзахолов Х.Т. Социальная работа: концепция, проблемы, перспективы // Молодой ученый. — 2021. — №5. — С. 372-374.
25.Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр. — М.: Издательский центр «Академия», 2023. — 208 с.
26.Новикова К.Н. Управление системой социальной защиты населения: региональный аспект/ К. Н. Новикова//Отечественный журнал социальной работы. — 2022. — № 4. — С.4–13.
27.Основы социальной работы: учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова. - М.: Академия, 2020. – 288 с.
28.Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общей редакцией Ю.П. Орловского. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 370 с.
29.Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. Пер. с англ. под рею Б. Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 2023. - 223 с.
30.Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учебное пособие / М. Пэйн; под ред. Дж. Камплинга; пер. с англ. О. В. Бойко, Б. Н. Мотенко; науч. ред. русс. текста докт. филос. наук, проф. И. В. Наместникова. - М.: Изд. центр «Академия», 2022. - 400 с.
31.Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2020. – 404 с.
32.Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М., 2019. – 427 с.
33.Технология социальной работы: учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 240 с.
34.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы: учебник для бакалавров, - М.: Юрайт, 2021. - 557 с.
35.Хадисова К.В. Социокультурные факторы дифференциации содержания форм и методов социальной работы // Молодой ученый. — 2023. — №10. — С. 472-474
Читать дальше