В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель — а именно были выявлены особенности освещения криминальной тематики в авторских программах на примере передачи «Мужское / Женское». Для этого было дано определение понятия криминала как юридического и социального явления, был охарактеризован предмет, цели и жанры криминальной журналистики, была сформулирована специфика освещения криминальной тематики в СМИ, дана характеристика освещения криминальной тематики в выпусках программы «Мужское / Женское», а также были сформулированы рекомендации по освещению криминальной тематики на телевидении.
В работе было выяснено, что чаще всего криминальная тематика в передаче «Мужское / Женское» освещается на примере бытовых вопросов: в основном на материале обсуждения семейных передряг. Чаще всего противоборствующими сторонами являются бывшие супруги или горе-матери, выступающие против органов социальной опеки. Так, можно сделать вывод о том, что достаточно типичная направленность криминальной тематики, которая характерна для информационных телепрограмм (выпусков новостей) – в частности, дорожно-транспортные происшествия, умышленное причинение вреда другим людям, убийства, поджоги, крупные кражи и ограбления, – не становится предметом освещения в программе Первого канала «Мужское / Женское». Передача сфокусирована на освещении внутрисемейных конфликтов, которые чаще не доходят до собственно криминальной направленности.
Одной из ключевых рекомендаций, которую автор данной курсовой работы может дать в аспекте освещения криминальной тематики российскими телеканалами (в частности, в рамках информационно-публицистического вещания, рассмотренного на примере программ «Мужское / Женское») является рекомендация формулировки более умеренных и объективных закадровых текстов в анонсах, поскольку при анализе десяти выпусков программы «Мужское / Женское» было выяснено, что анонсы, а также названия выпусков, которые выносятся как на сайт, так и выходят в телеэфир, зачастую не соответствуют сути, содержащейся в каждом выпуске, и представляют собой в некоторой степени вид кликбйтных заголовков, которые способны вводить зрителей в заблуждение, что не соответствует стандартам качественной журналистики. Использование подобных кричащих фраз (вроде «Соседский терроризм» или «Ферма смерти»), а также нагнетающих события анонсов создает впечатление дешёвой и недостоверной телепрограммы, тогда как зачастую поднимаемые в выпусках вопросы имеют важное социальное значение – например, в передачах обсуждаются проблемы сохранения дружеских отношений между бывшими супругами, финансового положения многодетных матерей в малых городах России, юридических споров в аспекте общего имущества как между родственниками, так и между лицами, имеющими по разным причинам общие доли в недвижимости.
Ещё одной выявленной в рамках выполнения эмпирической части данной курсовой работы рекомендацией является рекомендация для ведущих анализируемой телепрограммы увеличить использование открытых вопросов. Стоит напомнить, что открытые вопросы подразумевают желание ведущего узнать, почему имеет место такая ситуация, для чего были сказаны те или иные слова, сделан тот или иной выбор, кто или что послужили причиной этого, где имело место действия, какие цели преследовали стороны, зачем телезрителям и экспертам в студии принимать сторону того или иного героя и пр. Так, увеличение количества открытых вопросов, задаваемых ведущими в студии, позволит создать более справедливую атмосферу и минимизировать степень субъективности ведущих, которые нередко занимают одну сторону и линчуют другую, хотя нередко ситуации предстают достаточно спорными.