Футуризм относится к числу весьма выразительных явлений мирового искусства начала ХХ века. Одной из его главнейших особенностей (в силу чего он представляет весьма значительный интерес для исследователей) было то, что в отличие от предшествующих ему течений искусства (например, символизма), олицетворявших модернистские настроения (т.е. идеи обновления искусства) футуризм представляет собой художественный авангард, решительно порывающий с прежними эстетическими установками и фактически создающий новое искусство.
Футуризм и в Европе, и в России был свидетельством разрыва с прошлым и устремлённости в принципиально иное будущее.
В России после взрыва футуристических настроений ещё в начале 1910-х годов и расцвета авангарда в 1920-е и даже начале 1930-х годов, с ужесточением авторитарного режима появилась официальная эстетика, основанная на классических предпочтениях (так называемый сталинский классицизм), и только с 1960-х годов в искусство и повседневную жизнь начинается проникновение новых веяний, подъём интереса к творчеству футуристов (за канонизированным в качестве соцреалиста В. Маяковским возрос интерес к творчеству В. Хлебникова, В. Каменского и других авторов). Однако изучение собственного опыта авангарда, и футуризма в частности, задержалось вплоть до падения советской власти. Только с 1990-х годов началось полноценное возвращение собственного культурного наследия авангарда.
Три последних десятилетия отмечены весьма активным вниманием к этой проблеме. Общественные настроения определённо притягивают революционность (в сравнении с традиционным искусством) футуризма и авангарда в целом, их оригинальность, свежесть, весьма своеобразные художественные приёмы. Уже по количеству изданной в три последних десятилетия литературы (которая сейчас, в отличие от идеологизированного советского времени ориентируется прежде всего на спрос) виден явный перевес внимания к футуризму и авангарду в целом, что свидетельствует о той роли, которую занимают эти течения в общественных ожиданиях. Прежде всего, футуризм и последовавший за ним авангард интересны прежде всего своей революционностью по отношению к прежним приёмам искусств, решительным разрывом с прошлым, поиском новых художественных путей. Всё это подчёркивает общественную актуальность темы.
Соответствует общественной и научная актуальность темы футуризма. Ей посвящены и обширные научные исследования, часть из которых использована в нашей работе, и многочисленные публикации текстов самих футуристов. Проблемы авангарда, его эстетики (и русского футуризма в частности) широко разрабатываются в современном искусствоведении, что создаёт достаточно солидную научную базу для подготовки настоящего исследования.
Как уже говорилось, удовлетворяя как научный, так и общественный спрос на эту тему, выходят многочисленные исследования русского авангарда, и футуризма в частности, вплоть до биографий известных его деятелей (несколько биографических книг вышло в популярной серии «Жизнь замечательных людей» - о В. Хлебникове, Д. Бурлюке, К. Малевиче и целом ряде других деятелей). Активно издаются собрания сочинений и работ в целом деятелей русского футуризма (например, в 2000-е годы издавались два параллельных собрания сочинений В. Хлебникова; в другой серии – «Новая библиотека поэта», вышла антология поэтов русского футуризма).
Эта работа посвящена сравнительно узкой теме истории отечественного футуризма. Акцент в ней делается не на искусствоведческой составляющей, а на отражении исторических процессов начала ХХ века в истории русского футуризма, то есть на его социальных корнях.
Как представляется, эта проблема, имея в виду первопричины формирования и бытования русского футуризма, то есть самые непосредственные мотивы и стимулы его существования, является весьма актуальной уже в плане научного познания названного художественного явления.
Объект исследования – русский футуризм начала XX в.
Предмет исследования – отражение событий начала XX в. в творчестве и личных источниках представителей русского футуризма.
Цель исследования – анализ особенностей отражения революционных потрясений в России начала ХХ века в творчестве русских футуристов как в литературе, так и в других видах искусства, в частности, в изобразительном.
Задачи курсовой работы:
1. Отобразить основные черты русского футуризма на фоне эпохи русских революций начала ХХ века, обратить внимание на события, которые породили русский футуризм.
2. Выявить, как революционные идеи сказались на творчестве русских футуристов, какое отражение в их творчестве нашли исторические события времени (в общем плане).