-
УРГЭУ СИНХ

статистика

реферат
Методика преподавания
12 страниц
73% уникальность
2024 год
20 просмотров
Заглядов М.
Эксперт по предмету «Методика преподавания литературы»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО Н. О. КОРСТУ 4 ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 7 ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 16
Читать дальше
Восприятие читателем-школьником литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы не раз отмечались и в психологии, и в педагогике (исследования В.В. Голубкова, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Н.И. Кудряшева, О.И. Никифоровой, Н.О. Корста, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой). Книга «Очерки по методике анализа художественных произведений» была написана Корстом Н. О. в 1963 году. Она представляет собой сборник статей, посвященных различным аспектам анализа литературных произведений. В книге рассматриваются такие темы, как особенности восприятия литературы учащимися, методы анализа текстов, роль учителя в процессе изучения литературы и другие. В основу очерков легли некоторые из опубликованных ранее автором статей в журналах и сборниках, пересмотренные и дополненные в свете новых задач преподавания литературы в школе. Интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности, формирование взглядов и нравственных ориентиров – важнейшая цель литературного образования. Анализ текста художественного произведения, способствует развитию мышления и речи обучающихся. Анализ может быть произведён как в письменной, так и в устной форме. При анализе художественного текста развиваются языковые способности, воспитывается читательская культура, прививается гордость к родному языку, совершенствуется устная речь.
Читать дальше
Углубление восприятия учениками литературного произведения является результатом сложного воздействия всего процесса преподавания литературы на учащихся. Выделяют следующие этапы изучения художественного произведения . 1. Первый этап - мотивация направленности анализа, создание интереса к работе на вводных уроках. На данном этапе изучения произведения опасны поспешность, отрыв от непосредственного восприятия, стремление сделать преждевременные выводы. 2. Второй этап - анализ образов, композиции, опорных эпизодов литературных произведений. Учитель ведет учащихся к постижению глубины авторского замысла, к пониманию как конкретного, так и обобщенного смысла событий, образов, а также специфики художественной манеры автора. 3. Третий этап (заключительные уроки) - воссоздание целостности восприятия произведения, искусства слова в соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного, а также активизация умений и навыков школьников. Соотнесенность этапов изучения с этапами восприятия — это и есть реальный учет знаний психологии восприятия ученика в школьном курсе литературы. Учитель ведет ученика от первоначального восприятия к восприятию углубленному, в котором должна сохраниться эмоциональность непосредственного восприятия . И хотя на уроках литературы порой трудно бывает определить, где кончается чтение и начинается анализ. Где кончается один этап изучения текста и начинается другой. Принципиальное деление на три этапа чрезвычайно важно, так как на первом создается установка на осознанное отношение к произведению, на втором анализируется сам текст, на третьем делаются выводы и обобщения, совершенствуются умения и навыки анализа.
Читать дальше
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира и восприятию произведений любого вида искусства. Восприятие является основой литературоведческого анализа. Поэтому важно решить вопрос об основной концепции анализа, учитывая не только своеобразие самого произведения, но и своеобразие восприятия, учета знания слабых звеньев восприятия учащихся, их познавательных возможностей, уровня общего и литературного развития, так как восприятие произведения читателем-школьником и его изучение связаны сложной диалектической взаимозависимостью. Исследование ученического восприятия в методической науке имеет главной целью совершенствование школьного анализа литературного произведения. Исследователь Н.О. Корст соотносит проблему восприятия произведения с проблемой анализа, подчеркивая необходимость формирования в процессе изучения литературы «новых моментов» восприятия, доказывая необходимость развивать не только эстетическое чувство, но и мышление учащихся . Остановимся на тех аспектах, которые касаются взаимосвязи восприятия и анализа литературных текстов. В анализе произведения осуществляется многофункциональность самой методики, т. е. он направлен на решение целого ряда задач. Сложность заключается в том, что каждый читатель строит свой собственный образ, и задача анализа — научить его этому, только тогда читатель обретает способность к целостному восприятию искусства. В решении проблемы восприятия
Читать дальше
Восприятие художественного произведения (русской классики) в каждом возрасте имеет свои особенности: текст как многослойное произведение может быть познаваем на разных уровнях читателями разных возрастных категорий. Вряд ли можно изучать в школе только детскую литературу. Классика предназначена широкому кругу читателей. Несоответствие изучаемых произведений возрастным особенностям учащихся – одна из ключевых проблем школьной педагогики: детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения книги, написанные для взрослых. «Чтение на вырост» возможно и оправданно, если оно посильно для читателя. На преодоление психологических и когнитивных барьеров юному читателю сегодня требуется всё больше и больше времени и сил. Дифференциация обучения с учетом возрастных, личностных, психолого-педагогических характеристик школьников, с учетом литературоведческих и методических аспектов проблемы становится производной от необходимости повышения литературного развития каждого ученика. Совершенствование читательской и общей культуры выпускника не только приводит к положительному изменению общества, но и помогает в решении проблем гуманизации образования, способствует развитию интуиции, необходимой во многих областях знаний. Высокое литературное развитие мотивирует учащихся к гуманному, социально и эстетически значимому отношению к миру, обществу, искусству. Данные многочисленных исследований и наблюдений за деятельностью учащихся позволяют сделать ряд выводов о своеобразии восприятия литературы учащимися различного возраста.
Читать дальше
Таким образом, мы рассмотрели основные этапы, методы и особенности анализа художественного текста по книге «Очерки по методике анализа художественных произведений» Николая Оскаровича Корста. Итак, художественная литература развивает нашу речь и, как следствие, наше мышление, учит нас работать с текстами любого объема и содержания. Она дает нам знания о мире в виде возможности общения с людьми разных народов и исторических эпох. Благодаря литературе развивается фантазия, являющаяся главной движущей силой прогресса. На примерах из художественных произведений воспитывается личность, формируются нравственные ценности. Работа Николая Оскаровича Корста «Очерки по методике анализа художественных произведений» содержит много необходимой информации для учителей русского языка и литературы, а также полезна и для общего развития школьников. Книга актуальна и в наше время. Ученый вложил 40 лет работы в эту книгу, чтобы зафиксировать свои наработки, опыт и методологию работы и передать следующему поколению педагогов
Читать дальше
1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 1999. – 263 с. 2. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев, 1974. – 132 с. 3. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ // Вопросы анализа художественных произведений. М., 1969. – 284 с. 4. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литера-турного произведения старшеклассниками (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание») // Искусство анализа художественного произведения. М., 1971. – 113 с. 5. Курдюмова Т.Ф. Проблема восприятия художественного текста на уроках литературы // Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. М., 1984. – 111 с. 6. Маранцман В.Г. Труд читателя. От восприятия литературного произведения к анализу. М., 1986. – 128 с. 7. Маранцман В.Г.Анализ литературного произведения и чита-тельское восприятие школьников. Л., 1974. – 176 с. 8. Ю.Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М., 1985. – 318 с. 9. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976. – 224 с. 10. Молдавская Н.Д. Наивный реализм читателя-школьника // Литература в школе. 1973. № 3. С. 20-34. 11. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972. – 152 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения их математике
Количество страниц:
9
Оригинальность:
46%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Методика преподавания
дипломная работа
Теоретические основы криминалистической взрывотехники
Количество страниц:
60
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Криминалистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image