Актуальность исследования. Революции 1917 года и последующая Гражданская война были исключены из перечня так называемых «запретных тем» практически сразу после распада Советского Союза. А учитывая столетний юбилей этих, без сомнения, знаковых для истории нашего государства событий, интерес к ним не угасает. В советский период Февральская и Октябрьская революции рассматривались однозначно — как закономерность развития России, и любые альтернативы отрицались. Однако в 1990-е гг. исследователи и широкий круг читателей смогли познакомиться с зарубежными произведениями, посвященными данному периоду. Стали высказываться многочисленные точки зрения о том, что альтернатива Октябрю, безусловно, существовала. То, что произошло в нашей стране в названный период, для мировой истории не уникальное явление.
Революционные события и последующее гражданское противостояние, как это ни печально, происходили и происходят до сих пор достаточно часто. Практически все страны мира в своей истории прошли через это. Но для нас две революции 1917 года и Гражданская война, расколовшая страну, ее последствия были настолько серьезными, что невольно задаешься вопросом: не было ли осуществление своеобразного пути развития в течение семидесяти с лишним лет ошибкой? Или считать это закономерностью? Существовали ли в действительности альтернативы такому пути? А если существовали, то почему не были реализованы, что помешало? Каковы истинные причины и предпосылки тех событий? Именно эти вопросы стали актуальными в начале 1990-х гг. и остаются таковыми и сегодня.
Революция и Гражданская война не были запретными темами в СССР. Рассматривались с точки зрения победителя. Февральская и Октябрьская революция - трактовки советской историографии. В современной литературе преобладает точка зрения об одной Революции 1917-1922 гг. Гражданская война как этап в развитии революции.
Пенитенциарная система – неотъемлемый элемент репрессивного аппарата любой политической системы, и в годы Гражданской Войны данная система играла немаловажную роль. На примере белогвардейских лагерей и тюрем можно проанализировать и проследить динамику и тенденции развития пенитенциарных систем в России первой четверти XX века.
Степень изученности темы.
Историографию истории Сибири времен Гражданской войны, с нашей точки зрения, можно условно разделить на четыре периода, причем, для ученых первых трех периодов изучение противодействия большевиков натиску их оппонентов представляло собой главную цель научных изысканий.
Первый этап охватил 1918 - вторую половину 1930-х гг. Главными исследователями этого периода являлись непосредственные участники событий и простые очевидцы происходившего.
Более 90 лет назад активный участник белого движения генерал-лейтенант A.C. Лукомский сделал важное признание: «правдивая история данной эпохи пишется не ее современниками, а последующими историками, которые описаниями современников пользуются как материалом. Будут писать и делать заключения, — продолжал генерал, — как это представляется мне. А истина получится из сопоставления различных описаний одних и тех же событий»
Некоторые подробности деятельности сибирских организаций партии народной свободы можно узнать из небольшой по объему брошюры А. С. Соловейчика .
Среди этих публикаций, на наш взгляд, стоит особо отметить статью А. Вольского . Именно ему принадлежит авторство утверждения о том, что именно в Сибири, впрочем, как и на Дальнем Востоке, белый террор отличался максимальными масштабами.
Второй этап в историографии включает конец 1930-х - первую половину 1950-х гг.
В рецензии М. А. Иностранцева на труд К. В. Сахарова «Белая Сибирь» содержится критика автора за то, что последнему не удалась правдивая и беспристрастная характеристика обстановки, в которой происходила борьба с большевизмом исследование участника Гражданской войны П.С. Парфенова, которое содержит в себе многочисленные примеры белого террора, игнорируя при этом проблему террора красного .
Третий этап в историографии начинается во 2-й пол. 1950-х гг. и продолжается до конца 1980-х. Период этот характеризуется значительным усилением исследовательского интереса к проблематике истории Гражданской войны.
Важные для того времени методологические идеи, относящиеся к оценке белого движения, озвучили А. И. Тодорский и Г. Голиков. По мнению Тодорского необходимо отказаться от практики оценки противников советской власти как людей безвольных и недалеких. Голиков был вполне солидарен с коллегой: противников нужно представлять не в абстрактном, а реалистичном, истинном виде .
В этот период вышли серьезные работы, посвященные этой теме, как на общесибирском, так и на региональном уровне. В рамках проекта по созданию фундаментальной «Истории Сибири с древнейших времен до наших дней» B.C. Познанским и И.М. Разгоном была опубликована глава о гражданской войне в регионе .
Следует отметить и серьезное исследование Г. 3. Иоффе . Собственно, это первая монографическое исследование, посвященное непосредственно характеристике властной системы А. В. Колчака. Автору удалось определить специфические особенности региона, способствовавшие успеху действий
Четвертый этап - вторая половина 1980-х гг. по настоящее время.
В своей статье «Концентрационные лагеря на севере России во время Гражданской войны» А.Л. Кубасов рассматривает концентрационные лагеря в 1918-1919 гг. в северных губерниях России. На основе архивных материалов автор показал, как антибольшевистские силы использовали тюрьмы и концлагеря для изоляции политических противников.
Также разработкой темы антибольшевистской пенитенциарной системы занимался Звягин Сергей Павлович в своей статье «Начальники тюрем в Восточной Сибири в 1918 - 1919 гг» . Данная работа невероятно важна для рассматриваемой темы, так как автор исследует в ней функционирование тюрем антибольшевистских правительств. Их нормативную базу, структуру подчиненности, руководителей и персонале этих учреждений. В этой публикации автор даёт определённое представление о начальниках тюрем в Восточной Сибири.
Что касается темы обеспечения законности в тюрьмах антибольшевистских правительств эту тему разбирает исследователь Ликстанов Иван Михайлович в своей работе «Обеспечение антибольшевистскими правительствами законности в тюрьмах Восточной Сибири в годы Гражданской войны (1918-1919 гг.)» . В статье он рассматривает режим содержания заключённых в тюрьмах Восточной Сибири. И определяет основные формы нарушения прав арестантов. Анализируя меры властей, общественности, самих заключённых по обеспечению законности содержания арестантов.
На события Гражданской войны в Сибири отозвались в указанные годы и позже русские эмигранты. Капитальный труд по истории Гражданской войны на востоке России создал профессиональный историк С. П. Мельгунов . В его работе подробно освещены многие стороны колчаковского режима. Все же характеристика режима оказалась неполной: проблемы правоохранительной политики полностью обойдены вниманием.
В целом, работы представителей эмигрантской историографии представляют несомненную ценность, как с точки зрения приведенного в них богатого фактологического материала, так и с позиций самобытности авторских оценок, отсутствовавших в работах советских исследователей.
Объект исследования – Гражданская война.
Предмет исследования – пенитенциарные учреждения антибольшевистских правительств на востоке Сибири.
Цель – проанализировать антибольшевистские лагеря и тюрьмы в Восточной Сибири, в период гражданской войны, как институт борьбы с политическими противниками.
Задачи исследования:
1. Изучить организацию и нормативную базу пенитенциарных учреждений Восточной Сибири.
2. Рассмотреть условия пребывания заключенных в тюрьмах.
Источниковую базу составили опубликованные мемуары и документы, а так же законодательная деятельность белых правительств Сибири.
Методами исследования послужили следующие: сравнение, обобщение, анализ, синтез, проблемно-хронологический, историко-биографический.
Хронологические рамки исследования охватывают временной интервал с мая 1918 по январь 1920 гг., который пришелся на период между двумя историческими событиями. Первым событием является вооруженное выступление подпольных офицеро-эсеровских организаций и Чехословацкого корпуса с которого началось свержению советской власти в регионе. Второе событие произошло 5 января 1920 г., когда Верховный правитель России адмирал А. В. Колчак передал свои полномочия генерал-лейтенанту А.И. Деникину. Выбранный нами период времени непродолжителен.
Территориальные рамки работы ограничены Енисейской и Иркутской губерниями, которые в мае 1918 - январе 1920 гг. находились под властью антибольшевистских режимов. Площадь этих двух губерний равнялась почти 2 млн. кв. км, а население превышало полмиллиона человек.
Следует учитывать, по меньшей мере, три фактора. Во-первых, слабую заселенность Восточной Сибири и ее удаленность от европейской части России. Во-вторых, значительную экономическую отсталость Восточной Сибири. И, наконец, в-третьих, то обстоятельство, что регион длительное время использовался как место для размещения тюрем, каторги и ссылки, что наложило свой отпечаток на мировоззрение и поведение местного населения.
Структура исследовательской работы.
Исследовательская работа будет состоять из введения, содержащего актуальность исследования, определяющего объект, предмет, цель и задачи исследования, устанавливающего хронологические и территориальные рамки и раскрывающего степень изученности проблемного поля; двух глав, заключения и списка источников и литературы.