Родительские связи с детьми всегда были и являются действительно актуальной проблемой, преимущественно в ключе создания будущего поколения. Особую идентичность этот аспект рассмотрения получает в рассмотрении пубертатного времени развития. Проблема данного вопроса переплетается из вытекающих последствий психологического, физического и сексуального развития детей-подростков, к которому не всегда бывают готовы ни сами подростки, ни тем более их родители, недооценивающие степень изменения структуры личности. Посредством анализа психологической литературы, можно сделать вывод о том, что родитель должен быть максимально готов дать автономию своему ребенку, одновременно с этим полностью незаметно контролируя всю его деятельность.
Своеобразным синтезом логосности и соборности выступает иерархичность духовной жизни человека, в том числе и подростка. У последнего она проявляется даже жестче и рельефнее, чем у взрослого. Человек по своей природе склонен выстраивать иерархии значимых людей, иерархии ценностей и жизненных смыслов, сортировать по значимости свои переживания и чувства, а также чувства и переживания других людей. И в этом стремлении к верной и общезначимой иерархии смыслов и ценностей — ключ к воспитанию человека.
Семья это основа принципов, понимания, жизненного кредо, главная школа жизни для каждого подрастающего ребенка. Обеспечение ребенку накопления опыта общения и родительского влияния, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, практически постоянно влияет на все аспекты личности ребенка.
В подростковом возрасте роль родителей как образцов для подражания снижается, но для подростков они остаются источником эмоционального тепла и поддержки, источником удовлетворения различных желаний, опыта в решении сложных жизненных проблем и информации.
Стиль воспитания - это набор параметров, характеризующих то, как родители ведут себя, общаются и влияют на своих детей. Эти параметры включают контроль - автономию, принятие–отвержение, эмоциональную дистанцию, последовательность, потребности и ожидания, вознаграждение и наказание, степень заботы. Основными стилями воспитания являются авторитарный, гиперопека, попустительский и др.
Отношения между детьми и родителями в подростковом периоде максимально значимы.
Воспитание подростка — трудная, но очень интересная педагогическая задача. Интересна она не только встречающимися сложностями и высоким риском неудач, но еще и тем, что если решать ее честно — она побуждает к духовному росту самого родителя.
Взрослому человеку принять сам факт того, что перед ним уже не ребенок, но человек, желающий быть взрослым при отсутствии навыка быть таковым. Другими словами, помогите «уже не ребенку» осваивать навыки реагирования по-взрослому (осознанно и ответственно) на те или иные жизненные ситуации. По мере возможности, сведите к минимуму потенциально опасные стимулы и провоцирующие условия (сложно говорить ребенку о вреде курения или алкоголя, если в семье это норма; невозможно научить ребенка уважительному отношению к окружающим, их мнению, если постоянно унижать и оскорблять его и других в его присутствии; трудно ожидать от подростка разумного отношения к играм, если окружающие демонстрируют обратное). Заменить запреты и угрозы на разумные позитивные стимулы и ситуацию успеха, основываясь на позитивном понимании личностного опыта.
Таким образом, мы выявили особенности отношений между родителями и подростками, их большое количество, ведь подростковый возраст является сложным и ответственным этапом взросления человека.