Введение…………………………………………………………………...………4 Глава І Отношения между родителями и детьми……………………….…........6 1.1 Теоретический анализ роли семьи в воспитании…………………………..6 1.2 Классификация стилей семейного воспитания……………………………10 Глава ‖ Детско-родительские отношения в подростковом возрасте…………15 2.1 Психологическая характеристика подросткового возраста………………15 2.2 Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...20 Заключение……………………………………………………………………….26 Список литературы………………………………………………………………28
МПГУ

Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте

курсовая работа
Психология
29 страниц
62% уникальность
2024 год
4 просмотров
Ожегова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Время, соответствующее подростковому кризису, или пубертатный период личности ребенка, диктует последующее взросление личности ребенка. Именно поэтому является определенно важным и значимым, для самого ребенка, и для его родителей. То, каким образом развивается социальная среда, а именно стремительно и молниеносно, позволяет предполагать усложнение развития и становления личности ребенка в период подросткового созревания, многозадачность родителей сегодняшнего бытия также усложняет отношения внутри семьи. В виду настолько усложненных реалий на первый план выходит самый важный и основополагающий фрагмент социальной адаптации - семья. В зависимости от того, какими будут отношения детей пубертатного периода и их родителей, насколько они будут доверительными и прямыми или напротив, отстраненными и закрытыми, будет зависеть будущее благополучие и успех индивида. Структура отношений внутри семьи предлагает ребенку вести себя тем или иным образом, стать определенным членом социума, с теми или иными характеристиками личности. Актуальность: Двадцать первый век обращает свое внимание на то, как велика и многогранна функция и позиция такого устаревшего и важного как никогда ранее, института семьи. Семья образует необходимое социальное пространство для развития личности ребенка, а главное в период юношества, самого критического этапа взросления. Отношения, которые складываются у ребенка с родителями, определяют путь его развития. Гармоничные детско-родительские отношения формируют доверительное отношение к миру, позитивное его восприятие. Противоречие исследования: В существующей проблеме имеет место для понимания того, что подростковый возраст это время приобретения подростком автономии от родителей, когда ученые говорят, напротив, о том, что именно в период пубертатный за ребенком нужно пристальное внимание, забота, близость. Проблема исследования: Какие существуют особенности отношений между детьми и родителями в период подросткового развития? Цель: изучить особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Объект исследования: детско-родительские отношения. Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений во время подросткового периода. Гипотеза: выдвинуто предположение о том, что подростковый возраст является особенно сложным для построения детско-родительских взаимоотношений. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ. Задачи: 1. Провести теоретический разбор отношений между детьми и родителя. 2. Изучить стили семейного воспитания. 3. Выявить основные характеристики подросткового возраста. 4. Проанализировать особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Структура работы: работа состоит из введения, теоретического разбора основной части, выводов и заключения. Теоретико-методологической основы исследования: исследование основано на изучении вопроса в работах таких авторов, как Кузьмишина Т.Л, Арбатская Е. С., Дичина Н. Ю. и др. Теоретическая и практическая значимость: данные исследования могут быть использованы в воспитательных целях непосредственно родителями, а также студентами, учащимися в психологических Вузах.
Читать дальше
1.1 Теоретический анализ роли семьи в воспитании Сегодня интерес к семье обусловлен реальными требованиями самой жизни. Социологические опросы общественного мнения на Западе и в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей людей. В наше время мировой экономический кризис влияет на нестабильность общества, непосредственно отражается на человеке и его благополучии, поэтому все его внимание обращено к семье, где он находит взаимопонимание близких ему людей, уважение, заботу и покой. Элемент семьи является неизменной составной в будущем взаимодействии ребенка и общества, от которого во многом зависит его карьера и будущее. Первое, что характеризует семью как источник становления личности - это ее воспитательная аура, где естественным способом организуются жизнь и деятельность ребенка. Все мы становимся личностью только тогда, когда появляется второе и третье лицо, сам по себе человек не имеет личностных характеристик, именно поэтому существует потребность и необходимость в наличии общественного окружения. Воспитание - это процесс постоянного и целеустремленного влияния на личность ребенка, на его духовное, моральное, эстетическое и физическое формирование, для того, чтоб подготовить его к производственной, социальной и цивилизованной деятельности. Воспитание отнюдь не изолированный процесс, он крепко сомкнут с обучением и формированием, так как названные процессы устремлены на личность как единое.
Читать дальше
2.1 Психологическая характеристика подросткового возраста В жизни человека существуют различные жизненные этапы, имеющие каждый свою индивидуальную характеристику. Возраст может быть не только физиологическим, но и психологическим критерием жизни каждого человека. При прохождении одного жизненного периода наступает другой, при достижении определенных характеристик той или иной области. В зависимости от уровня психологического развития каждого человека, не всегда зависящего исключительно от возраста, наступает новый этап, это касается и переходного, другими словами подросткового периода в жизни каждого ребенка. Пубертатный период наступает с началом полового созревания, поэтому является наиболее сложным, так как данный период связан изменением сразу нескольких факторов, таких как, психологического, физиологического и гендерного, именно поэтому ему уделяется максимальное количество литературы в области родительства. Возраст, связанный с пубертатным периодом, является переходной позицией от детства к более взрослой и серьезной жизни, характеризующейся принятием решений, развитием автономии и другими особенностями развития. На этом этапе подросток-индивид стремится отделиться и сепарироваться от своей семьи, доказывая таким образом, свое право на неприкосновенность и самодостаточность, демонстрируя свои порой не самые лучшие качества. Одновременно с этим сепарация территориального и материального характера не может быть совершена в данном периоде, что вызывает подростках повышенную агрессивность и стремлению к конфликтам, посредством которых будет показана взрослость индивид. [6]
Читать дальше
Родительские связи с детьми всегда были и являются действительно актуальной проблемой, преимущественно в ключе создания будущего поколения. Особую идентичность этот аспект рассмотрения получает в рассмотрении пубертатного времени развития. Проблема данного вопроса переплетается из вытекающих последствий психологического, физического и сексуального развития детей-подростков, к которому не всегда бывают готовы ни сами подростки, ни тем более их родители, недооценивающие степень изменения структуры личности. Посредством анализа психологической литературы, можно сделать вывод о том, что родитель должен быть максимально готов дать автономию своему ребенку, одновременно с этим полностью незаметно контролируя всю его деятельность. Своеобразным синтезом логосности и соборности выступает иерархичность духовной жизни человека, в том числе и подростка. У последнего она проявляется даже жестче и рельефнее, чем у взрослого. Человек по своей природе склонен выстраивать иерархии значимых людей, иерархии ценностей и жизненных смыслов, сортировать по значимости свои переживания и чувства, а также чувства и переживания других людей. И в этом стремлении к верной и общезначимой иерархии смыслов и ценностей — ключ к воспитанию человека. Семья это основа принципов, понимания, жизненного кредо, главная школа жизни для каждого подрастающего ребенка. Обеспечение ребенку накопления опыта общения и родительского влияния, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, практически постоянно влияет на все аспекты личности ребенка. В подростковом возрасте роль родителей как образцов для подражания снижается, но для подростков они остаются источником эмоционального тепла и поддержки, источником удовлетворения различных желаний, опыта в решении сложных жизненных проблем и информации. Стиль воспитания - это набор параметров, характеризующих то, как родители ведут себя, общаются и влияют на своих детей. Эти параметры включают контроль - автономию, принятие–отвержение, эмоциональную дистанцию, последовательность, потребности и ожидания, вознаграждение и наказание, степень заботы. Основными стилями воспитания являются авторитарный, гиперопека, попустительский и др. Отношения между детьми и родителями в подростковом периоде максимально значимы. Воспитание подростка — трудная, но очень интересная педагогическая задача. Интересна она не только встречающимися сложностями и высоким риском неудач, но еще и тем, что если решать ее честно — она побуждает к духовному росту самого родителя. Взрослому человеку принять сам факт того, что перед ним уже не ребенок, но человек, желающий быть взрослым при отсутствии навыка быть таковым. Другими словами, помогите «уже не ребенку» осваивать навыки реагирования по-взрослому (осознанно и ответственно) на те или иные жизненные ситуации. По мере возможности, сведите к минимуму потенциально опасные стимулы и провоцирующие условия (сложно говорить ребенку о вреде курения или алкоголя, если в семье это норма; невозможно научить ребенка уважительному отношению к окружающим, их мнению, если постоянно унижать и оскорблять его и других в его присутствии; трудно ожидать от подростка разумного отношения к играм, если окружающие демонстрируют обратное). Заменить запреты и угрозы на разумные позитивные стимулы и ситуацию успеха, основываясь на позитивном понимании личностного опыта. Таким образом, мы выявили особенности отношений между родителями и подростками, их большое количество, ведь подростковый возраст является сложным и ответственным этапом взросления человека.
Читать дальше
1. Абдуллаев К.Ф. Мыслители востока о педагогической профессии // Культура мира и ненасилия подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития, 2020. С. 117-120. 2. Аммон Г. Динамическая психиатрия. М. Изд-во. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 2018. 200 с. 3. Арбатская Е. С., Дичина Н. Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. – Иркутск: УМЦ РСО, 2017. – С.104. 4. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2020. С. 322. 5. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2018. - С. 52. 6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности/ Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 2018. С. 345. 7. Босенко Ю.М. Детско-родительские отношения как ресурс самоактуализации подростков, занимающихся акробатикой и спортивной гимнастикой / Ю.М. Босенко // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлев. Москва, 2018.- С. 446-451. 8. Выготский А.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. 2019. – С. 462. 9. Ефремова Н. А. Психологическое содержание родителя: автореф. дис. канд. психол. наук. Омск, 2018. С. 26. 10. Жураев Б.Т. Памятники Бухары - источник воспитания молодого поколения // Проблемы современной науки и образования, 2020. № 11 (156). 11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 2 М.: Педагогика, 2019. С. 287. 12. Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2019. – №1. – С.16-25. 13. Райгородский Д.Я. Психология семьи Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. –Самара: Изд.дом «БАХРАХ-М», 2019. – С. 23. 14. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.,2019 – С. 235. 15. Плеханов В. Ю. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребёнка / В.Ю. Плеханов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – №5. – С. 69-86. 16. Смирнова Е. Ю., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения.// Вопросы психологии. – 2019 – №3.С. 5. 17. Смирнова О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 2018. – № 6. – С. 76 -87. 18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2018 – С. 349. 19. Хуторянская Т.В. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте / Т.В. Хуторянская // Образование в современном мире: сборник научных статей. – Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2020. – С. 407–411. 20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2019.С. 433.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Физическая подготовка хоккеистов на этапе специализации
Количество страниц:
65
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Физическая культура
курсовая работа
Промышленные объекты как факторы влияния на окружающую среду
Количество страниц:
37
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Экология
курсовая работа
Сущность инвестиций, их роль в деятельности предприятия
Количество страниц:
33
Оригинальность:
45%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image