-
УрФУ

Научные подходы к профилактике буллинга

курсовая работа
Психология
35 страниц
54% уникальность
2024 год
30 просмотров
Мягкова Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
3
Заключение
Список использованн
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения буллинга среди подростков 6 1.1 Анализ понятия «буллинг» в научной литературе 6 1.2 Причины и последствия буллинга в образовательной среде 9 Глава 2. Организация социально-педагогической профилактики буллинга в образовательном учреждении 13 2.1Виды и формы профилактических мероприятий по предупреждению травли 13 2.2Действия по профилактике буллинга в образовательных учреждениях 14 Глава 3. Научные подходы к противодействию буллингу в школьной среде 22 Заключение 30 Список использованной литературы 32
Читать дальше
Актуальность исследования. Травля детей сверстниками («буллинг») является актуальной и весьма распространенной проблемой в школах и в других детских коллективах, буллинг порождает многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличивает риск суицидальных и аутоагрессивных тенденций среди подростков, приводит к усилению агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам – повышению риска тревожного и депрессивного расстройств. Современные социально-экономические и социокультурные условия способствуют формированию и развитию искаженных форм индивидуализма, что приводит к возникновению насилия и жестокости в отношениях между людьми. Эти характеристики отражаются в школьной подростковой среде. Среди подростков распространены различные формы конфликтов. Одной из форм конфликтного взаимодействия является буллинг. Данное явление отличается остротой и длительностью последствий, проявляющихся у всех его участников. Буллинг в школьной среде негативно отражается на развитии личности подростка. Распространение данного явления в среде подростков вызывает необходимость поиска эффективных форм воспитательной работы. Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой школах, многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам». Буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете – кибербуллинг. Современным подросткам, являющимися «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни. Изучением данной проблемы, занимались исследователи из европейских стран, такие как Д. Олвеус, Д. Лэйн, Таттуи и многие другие, начали заниматься изучением данной проблемы. В России изучением буллинга занимаются О.Л. Глазман, И. Бердышев. А.А. Бочавер и другие. Цель исследования – теоретически обосновать и изучить научные подходы профилактики буллинга в подростковом возрасте. Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические основы изучения буллинга среди подростков. 2. Изучить организацию социально-педагогической профилактики буллинга в образовательном учреждении. 3. Определить научные подходы к противодействию буллингу в школьной среде 4. Сделать выводы. Объект исследования: буллинг среди подростков. Предмет исследования – научные подходы в изучении профилактики буллинга. Методы исследования: • теоретический анализ психологической научной литературы по теме исследования, • синтез, • систематизация. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении существующих понятий «буллинга», причин его проявления среди подростков и методов профилактики буллинга в подростковой среде. Практическая значимость исследования. Выявлены и охарактеризованы специфические социально-психологические особенности буллинга в классном коллективе, склонность школьника подросткового возраста к занятию роли агрессора или жертвы. Также результаты теоретического исследования могут быть использованы педагогами общеобразовательных учреждений, классными руководителями и школьными педагогами-психологами. Результаты исследования будут ценными для педагогов, психологов и других специалистов, работающих в образовательной сфере, а также для родителей и общественности в целом. На основе полученных данных мы сможем предложить различные меры, направленные на предотвращение буллинга, создание безопасной и поддерживающей среды, способствующей здоровому развитию и обучению детей. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Читать дальше
В научной литературе понятие «буллинг» широко обсуждается и исследуется в контексте социальной психологии и педагогики. Буллинг представляет собой форму агрессивного поведения, которая проявляется в систематическом преследовании и унижении одного индивида другими. Это явление часто наблюдается в школьной среде, но также может проявляться и в других социальных группах [20]. В проведенных исследованиях установлено, что буллинг имеет серьезные последствия для жертвы и для общества в целом. Для жертвы он сопряжен с психологическим дискомфортом, эмоциональным стрессом и негативными последствиями для их психического и физического здоровья. Постоянные угрозы, насилие и издевательства могут привести к появлению депрессии, тревожных расстройств, посттравматического стрессового расстройства и даже самоубийственных наклонностей. Проблема буллинга стала ключевым предметом научного исследования, так как ее предотвращение и устранение имеют важное социальное значение. Множество исследований было проведено для определения причин и факторов, способствующих возникновению буллинга, а также для разработки эффективных программ и стратегий предотвращения и преодоления данного явления [8]. «Буллинг» представляет собой форму агрессивного поведения, которая характеризуется систематическим и намеренным запугиванием, издевательством, преследованием и ущемлением одного подростка (жертвы) другими подростками (злоумышленниками) [15]. Эта проблема имеет серьезное влияние на физическое и психическое благополучие подростков. Исследования показывают, что длительное и постоянное подвергание подростка «буллингу» может привести к депрессии, тревожности, снижению самооценки, психосоматическим расстройствам, снижению успеваемости в школе, а также увеличению вероятности злоупотребления веществами и совершения самоубийств [10].
Читать дальше
Таким образом, издевательство – это долговременное насилие, физическое или психологическое, совершаемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не способен защитить себя. Данное понятие наиболее полно и точно описывает термин «буллинг» и включает в себя все выявленные нами характеристики. Мы рассмотрим буллинг среди подростков в школьной среде, возникающий в связи с процессом обучения, в школе или вне школы для участников образовательного процесса. Необходимо определить, какие формы принимает буллинг в школе. Как уже говорилось, Д. Лейн в термин буллинг вкладывает физическое и психологическое насилие, исследователь И. Бердышев говорит о существовании вербального, поведенческого и действительно агрессивного издевательства, при этом физического насилия [9]. Исходя из этого, можно выделить следующие формы издевательств: 1. Физический школьный буллинг– умышленные толчки, удары, пинки, избиения и причинение иных телесных повреждений и т.п. Также возможны сексуальные домогательства, включающие в себя действия сексуального характера. 2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с воздействием на психику ребенка, психологическая травма, вызванная постоянными оскорблениями, угрозами, притеснениями и запугиваниями. «Жертва» начинает чувствовать себя неуверенно из-за постоянного обзывательства (оскорбительного прозвища), поддразнивания, распространения неприятных слухов, изоляции, запугивания («обидчик» может заставить «жертву» сделать то, чего он не хочет), шантажа (денежными средствами). , продуктов питания, давление с целью отчуждения, порчи и других действий с имуществом (кража, грабеж, сокрытие личных вещей «жертвы»). Сюда же относится кибербуллинг – унижение с использованием мобильных телефонов, Интернета, распространение спорных изображений, фотографий и слухов, имен- звоню и т. д.
Читать дальше
На сегодняшний день в различных науках ученые в качестве предмета изучения выбирают готовность к различным видам деятельности, а также раскрывают содержание, структуру, критерии готовности и условия, которые влияют на ее формирование. Но, несмотря на достаточно долгий срок изучения, единого определения понятия «готовность» нет. Однако существуют два подхода раскрытия данного понятия: личностный и системно-функциональный. Согласно личностному подходу, она представляет собой совокупность свойств личности, которые обеспечивают эффективность конкретной деятельности (А.А. Деркач, М.Н. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий). Системно-функциональный подход рассматривает ее как целостное проявление личности, заключающееся в осознании, совершенствовании и направлении присущих данной личности качеств, свойств и возможностей для достижения успеха в конкретной ситуации (А.А. Бодалев, В.Д. Шадриков, И.В. Романова). Каждая деятельность человека уникальна по-своему, и, как следствие, готовность к конкретной деятельности будет иметь свои особенности, поэтому возникает необходимость конкретизации готовности к противодействию буллингу, но для этого сначала следует понять, как именно раскрывается содержание и структура определенной готовности. Чаще всего в научных работах исследуются такие понятия, как адаптационная, профессиональная и психологическая готовность. Рассмотрим каждую из них подробнее. В современных условиях приходится постоянно адаптироваться к переменам, которые затрагивают каждый аспект нашей жизни, включая и образование. Новые образовательные программы, методики и технологии внедряются постоянно, и выпускникам школ приходится соответствовать разнообразным требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом. Одно из ключевых требований этого стандарта – способность обучающихся к саморазвитию и постоянному обучению. Следовательно, необходимо развивать у них навыки успешного взаимодействия с новыми социальными, образовательными и профессиональными средами, то есть формировать и развивать адаптационную готовность.
Читать дальше
Таким образом в данной курсовой работе обоснована необходимость формирования готовности будущих педагогов к противодействию буллингу в школьной среде. Раскрыта роль будущего учителя в профилактике и коррекции травли в школьной среде. Осуществлен анализ степени изученности проблемы готовности будущего педагога к предотвращению буллинга среди обучающихся в общеобразовательных организациях. Рассмотрены основные подходы к определению психологической, адаптационной и профессиональной готовности и различные классификации структурных компонентов каждой из них. Представлено определение готовности будущих педагогов к противодействию буллингу в школьной среде. Даны основные характеристики данной готовности и показано, что она представляет собой устойчивую характеристику личности и итог профессиональной подготовки студентов в вузах. Она проявляется в наличии определенных установок, мотивов, качеств и свойств личности, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения своих профессиональных функций. Представлены структурные компоненты готовности к противодействию буллингу в общеобразовательной организации, среди которых мотивационно-ценностный, когнитивный, функционально-деятельностный и личностный компоненты. Сформулирован вывод о важности и необходимости формирования в ходе обучения в вузе способности будущих учителей противодействовать буллингу в школе для эффективной борьбы с травлей и обеспечения безопасности детей. Буллинг, как феномен девиантного поведения, является острой социально значимой проблемой в подростковом возрасте. Почти в каждом классе каждой школы есть ученики, которые имеют особенности, отличающие их от своих сверстников. Отличительные характеристики ученика часто приводят к насмешкам и издевательствам в классе. Нарушения, возникающие в результате воздействия на подростка в ситуации буллинга, приводят к личностным изменениям, так как затрагивают все уровни человеческого функционирования. Принято выделять отдаленные и ближайшие последствия жестокого отношения к ребенку подросткового возраста. К ближайшим последствиям можно отнести: травмы физического характера. Также в качестве ближайших последствий у ребенка могут возникать острые психические расстройства, которые выражаются либо повышенном возбуждении, нервозности, раздражительности, либо, наоборот, в апатии, безразличии, депрессии, сниженном фоне настроения. В современных условиях образовательной деятельности возникла необходимости разработки психокоррекционных и профилактических программ, направленных на предотвращение буллинга в классе или его профилактику. Подобные программы должны найти свое применение на начальных этапах формирования коллектива и основываться на системном подходе, а именно включать в себя работу не только с детьми непосредственно, но и с педагогическим, административным составом школы, а также с родителями. Программы, опирающиеся на факторы возникновения буллинга, будут способствовать качественному и долгосрочному результату. В заключение, необходимость исследования буллинга в школе является актуальной и неотложной задачей. Исходя из серьезных негативных последствий для жертв буллинга, образовательной среды и общества в целом, выявление факторов, способствующих развитию и распространению данного явления, а также разработка эффективных программ борьбы с ним, является жизненно важным шагом в обеспечении безопасного и здорового обучения наших детей.
Читать дальше
1. Аринушкина Н.С., Сивохин М.В. Психологические компоненты профессиональной готовности студентов // Профессиональная ориентация. 2018. № 1. С. 5–10. 2. Бабичева, К. С. Буллинг в школьной среде: основные причины и условия возникновения / К. С. Бабичева. — [Электронный ресурс] // Исследования молодых ученых: материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 101-102. — Режим доступа: URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16193/ (дата обращения: 21.02.2024). 3. Бочавер А.А., Женодарова Е.Д., Хломов К.Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах. Москва, центр «Перекресток», 2014. 4. Бязырова А. Т., Гадзиев А.А, Психолого-педагогические условия профилактики школьного буллинга. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55–8. С. 105–111. 5. Бутова, В. О. Моббинг и буллинг / В. О. Бутова. // Директор школы. – 2017. — № 8. – С. 99-105. 6. Вавилова, А. Локальный акт и план мероприятий по профилактике травли в школе / А. Вавилова, А. Фокина. // Справочник руководителя ОУ. – 2019. — № 7. – С. 20-34. 7. Воскрекасенко О.А., Богатикова О.Н., Дунаева О.В., Калашникова С.С., Куц А.В. Готовность будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга в школьной среде // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125). с. 73–81. 8. Григорьева М.В. Особенности школьной адаптации в условиях реформирования образования // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 26–31. 9. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №2. С.246–256.– Режим доступа: URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtml (дата обращения: 21.02.2024). 10. Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. № 1 (22). С. 12. 11. Ильин, В. А. «Травля – явление системное» : [беседа с доктором психологических наук, профессором кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Валерием Александровичем Ильиным / записала Н. Двоскина]. // Школьный психолог. – 2019. – № 1-2. – С. 48-50. 12. Кон И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kon/1/j62.html (дата обращения: 21.02.2024). 13. Костенко Е. С., Бакунович С. Ю. Психологические предпосылки буллинга. Лучшая студенческая статья 2017. 2017. С. 283–285 14. Кутузова Д.А. Травля в школе: мифы и реальность. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://medportal.ru/budzdorova/child/625/ (дата обращения: 21.02.2024). 15. Куценко Е. Школьная травля: перезапуск отношений. Первое сентября, 2013, 16. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. СПб., 2001. 17. Магомедова М.Г. Особенности адаптации личности обучаемых в образовательных учреждениях различной направленности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 46–49. 18. Петросянц В.Р. Психологические характеристики старшеклассников - участников буллинга в образовательной среде [Электронный ресурс]. // Эмиссия. Электронный научный журнал. 2010. Режим доступа: URL: http://www.emissia.org/offline/ 2010/1479.htm (дата обращения: 21.02.2024). 19. Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. №1. С.39–49. 20. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. — М.: БЭСТ-принт, 2015. — 144 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ эффективности использования автотранспортных средст при международных перевозок. На примере предприятия "Деловые линии"
Количество страниц:
40
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Логистика
курсовая работа
Сроки в исполнительном производстве
Количество страниц:
25
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
дипломная работа
Организация и управление коммерческой деятельностью в сфере оптовой торговли
Количество страниц:
60
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image