ведение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения применения современных технологий в журналистике 5
1.1. Цифровизация как основной процесс в современном медиапространстве 5
1.2. История автоматизации и роботизации процессов в журналистике 9
1.3. Место и значение виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности в медиасреде 12
Глава 2. Специфика использования современных технологий в российской журналистике 16
2.1. Технологии виртуальной и дополненной реальности в материалах информационного агентства «РИА Новости» 16
2.2. Роль больших данных в публикациях издания «Коммерсант» 19
2.3. Современные технологии в медиатекстах Первого канала и телеканала «Россия 1» 21
Заключение 23
Список литературы 25
Читать дальше
Актуальность данного исследования связана с процессами изменения современного медиапространства, которые обусловлены рядом причин. Во-первых, существенное влияние на изменения, наблюдаемые в материалах массмедиа, оказал такой процесс, как цифровизация, который способствовал стремительному технологическому развитию и переводу информации в цифровой формат. Во-вторых, исследование влияния инновационных технологий на развитие современных СМИ представляется актуальным и значимым вследствие того, что сегодня информационно-коммуникационное пространство заметно усложняется, журналист перестает быть единственным производителем медиаконтента, усиливается роль искусственного интеллекта, а также возможностей применения технологий виртуальной и дополненной реальности.
Также стоит назвать еще одну из ключевых тенденций на медиарынке — медиаконвергенцию, из-за которой блогосфера становится главнейшим конкурентом традиционных средств массовой информации: блогеры все чаще лишают классические газеты, журналы, радиостанции и телеканалы аудитории, которую покупают рекламодатели, тем самым финансируя деятельность СМИ. Блогеры также нередко используют новые технологии при производстве своего контента.
Помимо этого, актуализирует данную курсовую работу и наблюдаемое исследователями развитие социальных новых медиа, мобильных медиа, интернет-СМИ, которые приводят к возможности доступа все более широкой аудитории к различным альтернативным источникам информации. Это говорит о том, что целевая аудитория традиционных медиа, которые также переходят в «цифру», уменьшается, фрагментируется и уходит к другим источникам новостей — блогерам, журналистам, распространяющим информацию самостоятельно, не взаимодействуя с редакцией СМИ, или даже к анонимным пользователям (портал Mash). Данный процесс не был всецело освещен в работах исследователей, вследствие чего данное исследование представляется актуальным и значимым.
Цель курсовой работы — исследовать особенности применения современных технологий в российской журналистике.
Для достижения данной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию цифровизации как основного процесса в современном медиапространстве;
- изучить историю автоматизации и роботизации процессов в журналистике;
- охарактеризовать место и значение виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности в медиасреде;
- проанализировать применение технологий виртуальной и дополненной реальности в материалах информационного агентства «РИА Новости»;
- рассмотреть роль больших данных в публикациях издания «Коммерсант»;
- провести анализ использования современных технологий в медиатекстах Первого канала и телеканала «Россия 1».
Объектом работы стали медиатексты российских средств массовой информации, в которых применялись современные технологии.
Предмет — особенности применения современных технологий в российской журналистике.
Методами исследования являются анализ документов, описание, сравнительный анализ, качественный контент-анализ, а также систематизация полученных данных.
Структура работы представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением и списком литературы.
Читать дальше
Актуальность данного исследования связана с процессами изменения современного медиапространства, которые обусловлены рядом причин. Во-первых, существенное влияние на изменения, наблюдаемые в материалах массмедиа, оказал такой процесс, как цифровизация, который способствовал стремительному технологическому развитию и переводу информации в цифровой формат. Во-вторых, исследование влияния инновационных технологий на развитие современных СМИ представляется актуальным и значимым вследствие того, что сегодня информационно-коммуникационное пространство заметно усложняется, журналист перестает быть единственным производителем медиаконтента, усиливается роль искусственного интеллекта, а также возможностей применения технологий виртуальной и дополненной реальности.
Также стоит назвать еще одну из ключевых тенденций на медиарынке — медиаконвергенцию, из-за которой блогосфера становится главнейшим конкурентом традиционных средств массовой информации: блогеры все чаще лишают классические газеты, журналы, радиостанции и телеканалы аудитории, которую покупают рекламодатели, тем самым финансируя деятельность СМИ. Блогеры также нередко используют новые технологии при производстве своего контента.
Помимо этого, актуализирует данную курсовую работу и наблюдаемое исследователями развитие социальных новых медиа, мобильных медиа, интернет-СМИ, которые приводят к возможности доступа все более широкой аудитории к различным альтернативным источникам информации. Это говорит о том, что целевая аудитория традиционных медиа, которые также переходят в «цифру», уменьшается, фрагментируется и уходит к другим источникам новостей — блогерам, журналистам, распространяющим информацию самостоятельно, не взаимодействуя с редакцией СМИ, или даже к анонимным пользователям (портал Mash). Данный процесс не был всецело освещен в работах исследователей, вследствие чего данное исследование представляется актуальным и значимым.
Цель курсовой работы — исследовать особенности применения современных технологий в российской журналистике.
Для достижения данной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию цифровизации как основного процесса в современном медиапространстве;
- изучить историю автоматизации и роботизации процессов в журналистике;
- охарактеризовать место и значение виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности в медиасреде;
- проанализировать применение технологий виртуальной и дополненной реальности в материалах информационного агентства «РИА Новости»;
- рассмотреть роль больших данных в публикациях издания «Коммерсант»;
- провести анализ использования современных технологий в медиатекстах Первого канала и телеканала «Россия 1».
Объектом работы стали медиатексты российских средств массовой информации, в которых применялись современные технологии.
Предмет — особенности применения современных технологий в российской журналистике.
Методами исследования являются анализ документов, описание, сравнительный анализ, качественный контент-анализ, а также систематизация полученных данных.
Структура работы представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением и списком литературы.
Читать дальше
Для анализа влияния искусственного интеллекта на процесс производства журналистских текстов был проведён выборочный анализ медиапроектов, которые информационное агентство «РИА Новости» готовит для платформы иммерсивной журналистики «РИА Lab».
Стоит отметить, что проекты, выполненные в рамках виртуальной реальности (например, «VR-история: Валерка встречает Гагарина», «VR-расследование: преступление главных нацистов Рейха против человечества»), полностью погружают пользователя в происходящее, тогда как проекты дополненной реальности (например, «Агафья Лыкова. Как живёт сейчас самая известная отшельница России», «AR-игра «Спутник-мусорщик»: как, зачем и от чего будут очищать орбиту») лишь частично изменяют реальное пространство.
Исследование данных проектов позволило проанализировать работу искусственного интеллекта с визуальной составляющей, видеоматериалами, музыкальным сопровождением. Данный подход позволяет более обширно представить проблему влияния искусственного интеллекта на современную журналистику и рассмотреть понятие иммерсивной журналистики на примере актуальных современных проектов одного из крупнейших российских информационных агентств.
Необходимо отметить, что проекты, выполненные в рамках дополненной реальности встречаются чаще, чем проекты, выполненные в рамках виртуальной реальности. Проекты виртуальной реальности (особо выделим «Первые в истории: кругосветное плавание Крузенштерна») создаются с использованием различных инструментов. Сначала разработчики создают 3D-модели объектов и окружения, которые будут использоваться в проекте. Затем эти модели анимируются, то есть им придают движение и взаимодействие друг с другом. После чего создается программное обеспечение, которое управляет работой виртуальной реальности и связывает ее с реальными объектами. Наконец, все элементы проекта объединяются в единую систему, которая может быть использована пользователем . Так, можно сделать вывод о том, что производство проектов виртуальной реальности представляет собой продолжительный и трудозатратный процесс.
Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель — а именно были исследованы особенности применения современных технологий в российской журналистике. Для этого было дано определение понятия цифровизации как основного процесса в современном медиапространстве, изучена история автоматизации и роботизации процессов в журналистике, охарактеризовано место и значение виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности в медиасреде, проанализировано применение технологий виртуальной и дополненной реальности в материалах информационного агентства «РИА Новости», рассмотрена роль больших данных в публикациях издания «Коммерсант», проведён анализ использования современных технологий в медиатекстах Первого канала и телеканала «Россия 1».
На основании анализа научных статей и учебных пособий было выявлено, что современная медиасреда в значительной степени изменяется, что связано с развитием информационно-коммуникационных технологий и изменением роли журналиста при производстве медиасообщений. Так, если в недавнем прошлом журналисты и в целом традиционные средства массовой информации (такие, как газеты и журналы, телеканалы и радиостанции) были исключительными поставщиками медиатекстов для читателей, зрителей и слушателей, то, с приходом Интернета и появлением социальных сетей и видеохостингов, аудитория перестала быть исключительно пассивным потребителем информации, превратившись в производителя медиаконтента наравне с профессиональными журналистами. Данные изменения продолжают происходить в настоящий момент: раз в несколько лет появляются новые социальные медиа со своими специфическими инструментами (последним наиболее популярным социальным медиа стал Тик-Ток), именно в связи с очень быстрым технологическим развитием и появлением все новых площадок распространения контента исследование медиатекстов массовой коммуникации позволяет приходить ко все новым результатам и вписывать полученные данные в глобальный контекст.
В ходе выполнения работы были проанализированы медиапроекты информационного агентства «РИА Новости», которые были созданы редакцией в рамках виртуальной или дополненной реальности. Автор пришел к выводу о том, что журналистами данного информационного агентства технологии дополненной реальности используются чаще, чем технологии виртуальной реальности. Кроме того, важным является вывод о том, что отличия между проектами дополненной и виртуальной реальности достаточно существенные. Значимым отличием технологий виртуальной реальности от технологий дополненной реальности, применяемых в материалах информационного агентства «РИА Новости», является меньшее внимание к слову.
Так, в материалах дополненной реальности чаще использовались закадровое тексты, аудиальное сопровождение, вербальные заметки, заголовки, иные короткие тексты, тогда как в материалах виртуальной реальности обращение к слову встречалось значительно реже (в основном к слову обращались не как к носителю информации, а как к помощнику-навигатору, позволяющему пользователям перемещаться из одного виртуального пространства в другое).
Стоит отметить, что создание проектов виртуальной и дополненной реальности требует определенных знаний и навыков в области программирования, 3D-моделирования и анимации, что обуславливает необходимость либо расширения штата сотрудников, либо расширения требований к навыкам журналистов. Кроме того, необходимо учитывать технические требования к оборудованию, передающему виртуальную и дополненную реальность, чтобы оно было способно обеспечивать комфортное использование пользователями.
Читать дальше
1. Бондарева Н. Н. Состояние и перспективы развития роботизации: в мире и России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2016. №11-3. — С. 430-435.
2. Вагнер И. Е. Информационные агентства в системе современных массмедиа: тенденции развития // Вестник ННГУ. 2013. №4-2. — С. 200-206.
3. Вашкевич Н. П., Волчихин В. И., Пащенко В. Г., Пащенко Д. В. К истории электронных цифровых вычислительных машин // НиКа. 2005. . [Электронный источник]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-elektronnyh-tsifrovyh-vychislitelnyh-mashin (дата обращения: 23.02.2024).
4. Волик Б. Г., Юркевич Е. В. АВТОМАТИЗАЦИЯ // Большая российская энциклопедия. 2016. [Электронный источник]. Режим доступа: https://old.bigenc.ru/technology_and_technique/text/1799468?ysclid=lnulopvwrk795271762 (дата обращения: 23.02.2024).
5. Герасимова А. В. CMS технологии как современное средство для создания веб-сайта // Наука, образование и культура. 2019. №6 (40). [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/cms-tehnologii-kak-sovremennoe-sredstvo-dlya-sozdaniya-veb-sayta (дата обращения: 23.02.2024).
6. Закусилова А. Ю. Big Data: опасности и перспективы // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №4-1. — С. 163-168.
7. Иванова А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности:возможности и препятствия применения // СРРМ. 2018. №3 (108). — С. 88-107.
8. Кульчицкая Д. Ю., Фролова Т. И. Компьютерные алгоритмы в работе российских информационных агентств (на примере ИА «Интерфакс» И «ТАСС») // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2020. №1. — С. 3-19.
9. Круглова Л. А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития // Меди@льманах. 2018. №1 (84). — С. 89-102.
10. Медиасистема России: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2019. — 384 с.
11. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 260 с.
12. Полынов В. А. Информационные агентства в сетевом пространстве: системные характеристики // Социально-гуманитарные знания. 2018. №8. — С. 128-141.
13. Томашин Е.Д., Арсентьев Д.А. Особенности разработки игр для виртуальной реальности // Вестник науки. 2020. №1 (22). — С. 216-220.
14. Шкурова Е. В., Поклад Е. А. Цифровизация в интерактивном медиапространстве (на примере телевидения) // Социологический альманах. 2020. №11. — С. 184-193.
15. Юдина Т. Н. Цифровизация как тенденция современного развития экономики российской Федерации: Pro и contra // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. №3. — С. 139-143.
16. Юферева А. С. Медиаконвергенция: основные подходы к определению понятия // Антиномии. 2016. №2. — С. 80-94.
17. Яковлева Т. В. Основные подходы к исследованию трансформации газет в эпоху цифровизации. Анализ публикаций в зарубежных журналах // Вестник ВУиТ. 2018. №1. — С. 191-196.
18. Яндекс.Wordstat и Google Trends — возможности для бизнеса [Электронный источник]. Режим доступа: https://dostavista.ru/articles/yandeks-wordstat-i-google-trends?ysclid=lnun0wgwpl388507186 (дата обращения: 23.02.2024).
19. Hassan R. The Economy of Digitality: Limitless Virtual Space and Network Time. In The Condition of Digitality: A Post-Modern Marxism for the Practice of Digital Life. London: University of Westminster Press. 2020, — Р. 97-128.
20. What Is Augmented Reality? // Next.Reality.news [Электронный источник]. Режим доступа: https://next.reality.news/news/what-is-augmented-reality-0193888/ (дата обращения: 23.02.2024).
Читать дальше