Введение ………………………………………………………………………...……. 3 Глава 1. Теоретические основы культурологического подхода в образовании…………………………………………………………………………... 6 1.1. Введение в культурологический подход в образовании ………………………. 6 1.2. Основные принципы и методы культурологического подхода в обучении географии …………………………………………………………………………….... 8 1.3. Значение культурологического подхода для изучения географии России………………………………………………………………………………..… 9 1.4. Роль учителя в реализации культурологического подхода …………………... 10 1.5. Концепции культурологического подхода в школьном курсе географии России………………………………………………………………………………… 12 Выводы по 1 Главе …………………………………………………………………... 13 Глава 2. Анализ использования культурологического подхода в школьном курсе географии ……………………………………………………………………. 14 2.1. Построение уроков географии с использованием культурологического подхода……………………………………………………………………………….. 14 2.2. Разработка интерактивных учебных материалов о культуре и географии российских регионов …………………………………………………………….….. 15 2.3. Методы формирования географических знаний через изучение культурных особенностей различных народов России …………………………………………. 16 2.4. Оценка эффективности применения культурологического подхода на уроках географии …………………………………………………………………………….. 17 Выводы по 2 Главе …………………………………………………………………... 19 Глава 3. Разработка курса методических рекомендаций по применению культурологического подхода ………………………………………………….. 20 3.1. Описание курса дополнительного образования по географии России с применением культурологического подхода …………………….………………… 20 3.2. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по культурологическому подходу в школьных классах …………………………… 22 3.3. Организация учебно-воспитательного процесса на курсе дополнительного образования с акцентом на культурологический подход …………………………. 23 Выводы по 3 главе ………………………………………………………………... 25 Заключение ……………………………………………….………………………… 26 Список литературы ………………………………………………………………... 27  
ИГУ
2 курс

Реализация культурологического подхода в процессе изучения курса

курсовая работа
Методика преподавания
28 страниц
95% уникальность
2024 год
36 просмотров
Бирлова А.
Эксперт по предмету «Методика преподавания географии»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Список литературы
В последние десятилетия в отечественном образовании получил распространение культурологический подход. Именно культурологический подход, изменив концепцию образовательного процесса, обеспечивает его гуманитаризацию и гуманизацию [10, с. 8]. Актуальность данного исследования очевидна в свете быстрого темпа развития современного мира, где взаимодействие культур и их влияние на различные сферы деятельности становятся все более важными. Культурологический подход позволяет ученикам получить более глубокое и гибкое понимание изучаемого курса, развить способность анализировать и оценивать культурные феномены, а также развить культурную компетентность и межкультурное взаимопонимание. Это помогает ученикам стать готовыми к современным вызовам и требованиям разнообразных социокультурных контекстов. В настоящее время изучение богатейших возможностей культурологического подхода и его активное применение в качестве мощнейшего исследовательского и практического инструмента активно продолжается [18, с. 102]. Объект исследования - влияние культурологического подхода на процесс изучения школьного курса географии России Предметом исследования в данном курсе является разработка методических рекомендаций. Они представляют собой практические советы и инструкции, которые помогут специалистам из разных областей эффективно применять культурологический подход в своей работе. Эти рекомендации будут охватывать различные аспекты, начиная от основных теоретических концепций и принципов культурологии до практических методик и инструментов анализа и исследования. Методы исследования включают в себя теоретический анализ литературы, анализ продуктов деятельности, описание и обобщение. Целью данной работы является разработка курса дополнительного образования для учеников, которые изучают географию России. Разработка курса основывается на проведенном анализе использования культурологического подхода в школьных программах, а также на основе опыта успешной практики внедрения данного подхода в образовательный процесс.
Читать дальше
1.1. Введение в культурологический подход в образовании Современная образовательная система сталкивается с вызовами и требованиями, которые необходимо учитывать для успешной подготовки молодого поколения к будущим вызовам. Одним из ключевых аспектов, которые вносят огромный вклад в развитие образования, является культурологический подход. Этот подход полагает, что учебный процесс не может быть оторван от культурного контекста и должен учитывать особенности, ценности и исторические традиции общества. Общепризнанно, что культурологический подход - это изучение мира человека в контексте его культурного существования, в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен [11]. Воспитательный идеал новой эпохи в истории российской педагогики - это человек культуры, свободная, гуманная, духовная личность; человек, познающий и творящий культуру. Культурологический подход в образовании предлагает переосмысление целей, содержания и форм образовательного процесса в соответствии со своеобразием культурной среды и потребностями учеников. Этот подход позволяет расширить понимание образования как набора знаний и умений, и вместо этого ориентирует на формирование компетентностей, развитие критического мышления и глубокое понимание культурной сущности [14, с. 4]. Образование в контексте культурологического подхода рассматривается как сложный культурный процесс, главная цель которого — культурное саморазвитие личности, уникальное человеческое усилие, результатом чего становится человеческий выбор, творчество бытия [12, с. 105]. Одной из причин популярности культурологического подхода в образовании является его способность способствовать формированию толерантности, уважения к различным культурам и межкультурному диалогу. В условиях глобализации и мультикультурной среды, где встречаются люди из разных культур и национальностей, культурологический подход помогает ученикам развивать межкультурную компетенцию, что является важным фактором для успешной адаптации и взаимодействия в многонациональном обществе.
Читать дальше
2.1. Построение уроков географии с использованием культурологического подхода При построении уроков географии с использованием культурологического подхода необходимо учесть не только географические факты и явления, но и их связь с культурными особенностями и историей регионов. Этот подход развивает у учащихся не только географическое мышление, но и их культурную компетентность. Для построения таких уроков рекомендуется использовать метод проблемного обучения, чтобы ученики активно участвовали в процессе занятий. В начале урока можно поставить перед учащимися вопросы, связанные с изучаемой темой, чтобы вызвать их интерес и активизировать мышление. Затем можно предложить анализировать информацию, связанную с географическими и культурными особенностями выбранного региона. Основное внимание следует уделить изучению локализации и границ региона, рельефу и климату, природным и культурным достопримечательностям, а также этническому и религиозному составу населения. Важно также обратить внимание на исторические, экономические и политические факторы, которые влияют на развитие региона. При организации учебного процесса следует использовать разнообразные информационные источники: учебники, энциклопедии, карты, фотографии, видеоматериалы и др. Также полезными могут быть экскурсии, гостевые лекции от специалистов в данной области, а также проведение проектов и исследований, где ученики смогут самостоятельно применить полученные знания. Однако помимо описания фактической информации, важно показать учащимся взаимосвязь географических и культурных факторов. Необходимо обратить внимание на то, как природные особенности могут влиять на формирование традиций, образа жизни, архитектуры и других аспектов культуры. Также стоит рассмотреть взаимодействие региона с окружающими территориями и потенциал для развития туристической отрасли в регионе.
Читать дальше
3.1. Описание курса дополнительного образования по географии России с применением культурологического подхода Курс дополнительного образования по географии России с применением культурологического подхода представляет собой уникальную возможность погрузиться в увлекательный мир географических особенностей и культурных аспектов нашей огромной страны. Этот курс разработан для учащихся, желающих расширить свои знания о географическом пространстве России и глубже понять взаимодействие этой многообразной территории с ее уникальной культурой. Культурологический подход к образованию направлен на формирование личности. Современный педагог и психолог образования должен исходить из воспитательного идеала Л.С. Выготского. Духовно развитая личность должна быть адекватна культуре, в которой она функционирует [3, с. 171]. Культурологический подход, используемый в рамках программы, позволяет рассмотреть географические феномены в контексте социокультурных процессов и явлений. Особое внимание будет уделено региональным особенностям и взаимодействию этих особенностей с культурой каждого региона. Для обеспечения максимальной практической направленности курса дополнительно может быть включен ряд экскурсий в различные местные краеведческие музеи. Важной составляющей является изучение внутри занятий 4,5 и 6 таких важных аспектов как: традиции, обычаи, религиозные верования, языки и народные промыслы различных этнических групп, проживающих на конкретных территориях. Завершающая часть курса будет посвящена подготовке и защите индивидуального проекта, который позволит ученикам продемонстрировать освоенную информацию, а также свои способности к критическому мышлению и творческому подходу.
Читать дальше
В данной дипломной работе были рассмотрены и проанализированы теоретические основы культурологического подхода в образовании, а также его использование в школьном курсе географии. Теоретические основы культурологического подхода в образовании представила обзор основных концепций и подходов в области культурологии, а также их применение в образовательном процессе. Анализ использования культурологического подхода в школьном курсе географии позволил определить сильные и слабые стороны его внедрения и практического применения. Использование культурологического подхода может стимулировать интерес учащихся к изучению географического материала и активизировать их познавательные способности. В результате работы были разработаны методические рекомендации для педагогов, позволяющие успешно внедрить и использовать культурологический подход в школьном курсе географии. Эти рекомендации могут быть полезны как для опытных педагогов, так и для начинающих, и помогут повысить эффективность образовательного процесса. Таким образом, на основе проведенного исследования, можно сделать вывод о значимости и перспективности использования культурологического подхода в школьном образовании. Он способствует более глубокому пониманию и осознанию культурных аспектов в географии, а также развитию у учащихся критического мышления и творческих способностей. Данная работа открывает перспективы для дальнейших исследований в области культурологического подхода в образовательной сфере. Она предоставляет базу для проведения дальнейших исследований в области дидактики, межкультурной коммуникации и улучшения качества образования.  
Читать дальше
1. Аминова М.Х., Кадырова Н.А. Современные педагогические технологии в обучении географии \ Научный свет, 2023, - 92-95 с. 2. Водяха С.А. Психологическая диагностика достоинств личности// Педагогическое образование в России. 2012. №2. - 13-16 с. 3. Выготский Л.С. О вспомогательной школе: рецензия на кн.: Граборов А.Н. Вспомогательная школа. Л., 1925 // Просвещение. 1925. № 9. - 170-171 с. 4. Горбенюк О.С., Горбенюк Т. Б. Теория обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с. 5. Дмитриева Е. Н. Культурная обусловленность профессиональной подготовки специалистов в вузе // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Викулиной. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2009. С. 11-16. 6. Дустова Б.Н. Обучение географии в школе \ Мировая наука, №6 (39), 2020, - 189-191 с. 7. Душина И.В., Понурова Г.А. / Методика преподавания географии. - М., 1996 - 282 с. 8. Ксензова Г.Ю. / Перспективные школьные технологии. - М., 2000 - 232 с. 9. Максютов А.А., Браславская О.В., Запорожец Л.Н. Педагогические технологии обучения географии \ Вестник Академии знаний, №12 (1), 2015, - 95-101 с. 10. Масленникова С. Ф. Роль культурологического подхода в воспитании учеников Серия: Гуманитарные науки, №1, 2013, - 8 с. 11. Мареев В.И., Карпова Н.К., Щипанкина Е.С. Культурологический подход в аспекте развития современного образования [Электронный ресурс]. URLwww.sworld.com.ua (дата обращения 03.01.2024) 12. Николина В.В., Родионова Е.Л. Культурологический подход в контексте инновационных процессов в образовании \ Нижегородское образование, №2, 2014, - 104-111 с. 13. Саидмуратова Ф.А. Обучение географии в школе \ Экономика и социум, № 8 (75), 2020, - 303-306 с. 14. Хорошилова Н. В. Культурологический подход как методологическая основа реализации развивающей функции образования \ Вестник Вятского государственного университета, №2, 2010, - 14-16 с. 15. Чернявская А.П. Учебное пособие / Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. - Н.Новгород,2009 - 253 с. 16. Чен А.Р. Культурологический подход в школьном образовании \ Теория и практика современной науки, №5 (23), 2017, - 1268-1273 с. 17. Чуркина Н. И. Культурологический подход: возможности и ограничения в педагогике \ Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, №2 (23), 2019, - 145-147 с. 18. Шурилова Т. Б. Развитие идей культурологического подхода в истории педагогической мысли и образования \ Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, №203, 2022, - 102-114 с. 19. Шейхмамбетов С. Р. Современная методика оценки результатов обучения // Молодой ученый. 2015. № 11. - 1516-1519 с. 20. Эрбутаева Р.М.. Предмет и методика обучения географии \ Мировая наука, №3 (36), 2020, - 570-573 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Право собственности граждан
Количество страниц:
28
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Причины правонарушений и пути их устранения
Количество страниц:
27
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Судебный процесс
курсовая работа
Роль международного и национального права в обеспечении безопасности государства
Количество страниц:
27
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image